Решение по делу № 33-2751/2022 от 22.02.2022

ВЕРХОВНЫЙ    СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 марта 2022 года по делу № 33-2751/2022

Судья в 1-й инстанции Кулешов О.И. дело № 2-2988/2021

УИД 91RS0024-01-2021-002863-71

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Гоцкалюка В.Д.
Судей Бондарева Р.В.
Белоусовой В.В.
при секретаре Гусевой К.А.

заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Гавриленко Н.И. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, третьи лица: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года,

у с т а н о в и л а:

Гавриленко Н.И. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, третьи лица: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в котором просит обязать Администрацию города Ялта Республики Крым внести изменения в пункты 1 и 3 постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 16 декабря 2019 года № 3046-п в части вида разрешенного использования земельного участка, заменив «Земельные участки (территория) общего пользования» (код 12) на «земельные участки для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1); обязать Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым подготовить и передать ей на подпись дополнение к договору аренды № 1018 от 05 сентября 2020 года, указав вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1); произвести перерасчет арендной платы за 2020- 2021 гг. и остаток переплаченной суммы перечислить истцу на следующие реквизиты: , получатель: Гавриленко <адрес>, лицевой счет клиента: .

Требования мотивированы тем, что 12 февраля 2009 года между Массандровским поселковым советом АР Крым и истцом был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,4700 га по адресу: пгт. Восход, участок № 29, в соответствии с п. 1.1 которого целевое назначение согласно Украинскому классификатору целевого использования земли определено «для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства (код 1.8). Согласно п. 5.1 Договора аренды земельный участок предоставлен для выполнения противооползневых работ, сохранения зеленых насаждений и благоустройства территории. 28 апреля 2016 года истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о переоформлении права аренды на указанный земельный участок. Только после принятия Ялтинским городским судом Республики Крым решений от 09 марта 2017 года по административному делу № 2а-868/2017 и от 09 апреля 2019 года по административному делу № 2а-1526/2019, в ходе принудительного исполнения последнего судебного акта, а именно 16 декабря 2019 года между муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым и истцом был подписан договор аренды земельного участка общей площадью 4700 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , с указанием вида разрешенного использования: земельные участки (территория) общего пользования (код 12), категория земель: земли населенных пунктов. На тот момент подписание договора аренды земельного участка, его регистрация и пользование земельным участком не наносило истцу материального ущерба, так как в договоре аренды в приложении № 1, которое является неотъемлемой частью договора, согласно произведенного расчета годовой арендной платы была указана кадастровая стоимость земельного участка 3 513944,10 рублей, как «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». Вместе с тем, в ноябре 2020 года после ознакомления с актом сверки по арендным платежам, в котором суммы арендных платежей более чем в десять раз превышали указанные в приложении № 1 заключенного договора аренды земельного участка, истец посчитала свои права нарушенными. При этом истец ссылается на неправомерность действий ответчиков, выразившихся в неправильном применении законодательства Российской Федерации, неисполнении решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 марта 2017 года, которым постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 13 мая 2016 г. № 1393-п «Об установлении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка» в части изменения вида разрешенного использования земельного участка , расположенного в <адрес>, кадастровый , с вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства (2.1)» на вид разрешенного использования: «земельные участки общего пользования (12)», признано незаконным и отменено. Истцом также указано, что в соответствии с приложением № 1 к договору аренды земельного участка в 2020 году ею была оплачена арендная плата и сделана предоплата за 2021 год в общей сумме 249 333 рубля. При этом, арендная плата за указанный в акте сверки период при правильном расчете с учетом вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» составляет за 2020 года - 30 257 рублей, за 2021 года - 31 377 рублей, общая сумма 61 634 рубля. Таким образом, переплата составила 187 699 рублей. Урегулировать спор в досудебном порядке не представилось возможным.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года исковое заявление удовлетворено частично.

На Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым возложена обязанность произвести перерасчет арендной платы за 2020-2021 года в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 16 декабря 2019 года, зарегистрированного 05 сентября 2020 года за , и остаток переплаченной суммы перечислить Гавриленко Н.И. на следующие реквизиты: Банк получателя: , получатель: Гавриленко Н.И., лицевой счет клиента: .

В удовлетворении остальной части исковых требований Гавриленко Н.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым - отказано.

С Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым взыскано в пользу Гавриленко Н.И. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое, об отказе в удовлетворении иска.

Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

Из материалов дела следует, 12 февраля 2009 года между Массандровским поселковым советом АР Крым и Гавриленко Н.И. был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,4700 га по адресу: пгт. Восход, участок № 29, в соответствии с пунктом 1.1 которого целевое назначение согласно Украинскому классификатору целевого использования земли определено как «для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства (код 1.8). Согласно пункту 5.1 Договора аренды земельный участок предоставлен для выполнения противооползневых работ, сохранения зеленых насаждений и благоустройства территории (л.д. 55-61).

28 апреля 2016 года Гавриленко Н.И. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о переоформлении права аренды на указанный земельный участок.

Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 13 мая 2016 года № 1393-п «Об установлении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка» указанный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования определен как «земельные участки (территории) общего пользования (12.0)».

Кроме того, постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 25 октября 2016 года № 3907-п «О рассмотрении заявления гражданки Гавриленко Н.И. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, в порядке переоформления права» истцу отказано в предоставлении названного земельного участка на праве аренды на основании части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.

Вместе с тем, решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 марта 2017 года по административному делу № 2а-868/2017, которое оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 05 сентября 2018 года, административный иск Гавриленко Н.И. удовлетворен частично, Постановление № 3907-п признано незаконным и отменено, Постановление № 1393-п признано незаконным и отменено в части изменения вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства» на «земельные участки общего пользования (12.0)». На администрацию города Ялта возложена обязанность в течение 65 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гавриленко Н.И. о предоставлении земельного участка на условиях аренды в порядке переоформления прав на указанный земельный участок. В удовлетворении остальной части требований отказано (л.д. 7-12, 13-19).

Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 1 февраля 2019 г. № 125-п Гавриленко Н.И. отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка в порядке переоформления прав со ссылкой на несоответствие места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (часть 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.14 N 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (л.д. 85).

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 апреля 2019 года по административному делу № 2а-1526/2019, которое оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 09 августа 2019 года, признано незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 01 февраля 2019 года № 125-п об отказе Гавриленко Н.И. в предоставлении в аренду в порядке переоформления прав земельного участка общей площадью 4700 кв. м, с кадастровым номером (предыдущий кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес> 29. На Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым возложена обязанность подготовить, подписать в трех экземплярах проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и направить его в адрес Гавриленко Н.И. не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 42-46, 47-50).

16 декабря 2019 года Администрацией города Ялта Республики Крым принято постановление № 3046-п о включении в муниципальную собственность земельного участка площадью 4700 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , с кадастровой стоимостью 3 513 944,19 руб., из категории земель - «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования - «Земельные участки (территория) общего пользования» (код 12), и о заключении с Гавриленко Н.И. договора аренды указанного земельного участка на срок до 12 января 2059 года. (л.д. 81).

16 декабря 2019 года на основании указанного постановления между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице начальника Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым и Гавриленко Н.И. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка сроком до 12 января 2059 года, с указанием вида разрешенного использования земельные участки (территория) общего пользования (код 12), категория земель: земли населенных пунктов. Государственная регистрация договора произведена 05 сентября 2020 года за (л.д. 71-77, 147-150).

В дальнейшем, а именно, ДД.ММ.ГГГГ, 26 декабря 2019 года, 05 марта 2020 года, 08 апреля 2020 года, 30 мая 2020 года Гавриленко Н.И. обращалась в Администрацию города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым об исправлении допущенной в договоре аренде ошибки в части неверного указания вида разрешенного использования земельного участка: «Земельные участки (территории) общего пользования», вместо правильного «для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства», как было указано в договоре аренды от 12 февраля 2009 года и установлено решением Ялтинского городского суда Республики Крым 09 марта 2017 года по административному делу № 2а- 868/2017 (л.д. 87, 88, 93, 95, 97).

На обращения Гавриленко Н.И. были получены ответы Департамента от 02 апреля 2020 года исх. № 03-16/560, от 13 мая 2020 года исх. № 03-16/811и Администрации от 28 августа 2020 года исх. № 11/5223/2, согласно которым условия первоначального договора аренды земельного от 12 февраля 2009 года не предусматривали строительство индивидуального жилого дома (л.д. 94, 96, 98).

Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым 07 февраля 2020 года за исх. № 01-1-17/76 по результатам рассмотрения обращения Гавриленко Н.И. сообщено, что земельный участок площадью 4700 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, согласно Генеральному плану муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденному решением 75-ой сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 03.12.2018 № 3, находится в функциональной зоне - «Зона зеленых насаждений общего пользования», и согласно Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением внеочередной 85-й сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 19.07.2019 № 16, - в границах территориальной зоны ТЗ-15-1-13 «Территориальная зона зеленых насаждений». В связи с чем, заявление Гавриленко Н.И. по вопросу внесения изменений в договор аренды земельного участка в части указания категории земель и вида разрешенного использования, может быть рассмотрено только после внесения изменений в генеральный план муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в порядке проведения общественных обсуждений и публичных слушаний (л.д. 89-92).

Ссылаясь на неправомерность действий ответчиков в части указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером как «Земельные участки (территория) общего пользования» (код 12) в постановлении Администрации города Ялта Республики Крым от 16 декабря 2019 года № 3046-п, а также в договоре аренды земельного участка от 16 декабря 2019 года, Гавриленко Н.И. обратилась в суд с настоящим иском.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц. которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является защита путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Предъявление Гавриленко Н.И. иска о возложении обязанности на Администрацию города Ялта Республики Крым внести изменения в постановление от 16 декабря 2019 года № 3046-п, и о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым подготовить и передать ей на подпись дополнение к договору аренды земельного участка, с указанием вида разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, как «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), не может осуществляться посредством предъявления иска о присуждении к исполнению обязанности в натуре и, как следствие, соответствовать способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что судебные акты по требованиям о понуждении совершить определенные действия должны быть исполнимыми.

По существу истец просит обязать ответчиков совершить определенные действия, не оспаривая при этом законность постановления Администрации города Ялта Республики Крым от 16 декабря 2019 года, градостроительную документацию, на основании которой оно принято в части указания вида разрешенного использования земельного участка, подписав договор аренды земельного участка от 16 декабря 2019 года без разногласий, и не обращаясь в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением и проектом дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка с целью правильного расчета размера арендной платы в соответствии с видом разрешенного использования.

Поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, у суда отсутствуют основания для рассмотрения заявленных Гавриленко Н.И. требований о понуждении совершить определенные действия в качестве средства защиты этих прав и его юридической оценки. Избрание ненадлежащего способа защиты субъективного права, не обеспечивающего восстановление нарушенного права, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Рассматривая требования Гавриленко Н.И. о производстве перерасчета арендной платы, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно пункту 3.2 договора аренды земельного участка от 16 декабря 2019 года размер ежегодной арендной платы составляет 105 418,33 рублей и может изменяться арендодателем в одностороннем порядке в случае: инфляции и индексации цен; изменений и дополнений, вносимые в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Крым и муниципального образования городской округ Ялта; изменений нормативной цены (кадастровой стоимости) земельного участка, в том числе, при изменении площади земельного участка при упорядочении его границ; изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую; пересмотра ставок арендной платы на соответствующий финансовый год, но не более одного раза в год.

Изменение арендной платы осуществляется без согласования с Арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.

Об изменении арендной платы Арендодатель уведомляет Арендатора через средства массовой информации. Уведомление может быть сделано Арендодателем через средства массовой информации неопределенному кругу лиц либо письмом и является обязательным для исполнения Арендатора.

Изменения, касающиеся арендной платы за пользование земельным участком, вступают в силу с даты, указанной в соответствующем нормативном правовом акте. В Случае, если такая дата не определена - с момента вступления нормативного правового акта в законную силу.

В приложении № 1 к договору аренды земельного участка от 16 декабря 2019 года стороны указали на следующие базовые значения: вид разрешенного использования «Земельные участки (территории) общего пользования» (код 12), общая площадь 4700 кв. м, нормативная цена (кадастровая стоимость) земельного участка (Нц) - 3 513 944,19 руб., арендная ставка (А) - 3%, уровень инфляции (Ki) (2016-1,058; 2017 - 1,032; 2018 - 1,034; 2019 - 1,043). Размер арендной платы: Нц х А = 3 513 944,19 руб. х 3% = 105 418,33 рублей в год (л.д. 82).

Как следует из материалов дела, 15 марта 2021 года Гавриленко Н.И. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении акта сверки арендных платежей за 2020-2021 года, указывая, в том числе, на неправильность расчета арендной платы по договору аренды от 16 декабря 2019 года (зарегистрирован 05 сентября 2020 года за № 90:25:060301:500-90/090/2020-2), исходя из вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 99).

По результатам рассмотрения указанного обращения Департаментом подготовлен ответ от 31 марта 2021 года № 15/596, в котором сообщено, что расчет арендной платы на 2020 год осуществляется на основании решения 8-й сессии Ялтинского городского совета 2-го созыва от 26.12.2019 № 8, учитывая следующие показатели: вид разрешенного использования земельного участка: «Земельные участки (территория) общего пользования» (код 12.0); общая площадь земельного участка 4700 кв. м; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером на основании выписки из ЕГРН (КС), в руб.: 1; ставка арендной платы (САП) %: 100 - «Земельные участки (территория) общего пользования» (код 12.0); минимальное значение арендной платы 1 кв. м (3min) согласно решению 8- й сессии Ялтинского городского совета 2-го созыва от 26.12.2019 № 8 (руб): 300.00.

Размер арендной платы: АП = 3min х S = 300,00 руб. х 4700 = 1 410 000,00 рублей в 2020 год.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.2019 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» индекс инфляции на 2021 год составляет 3,7%. Соответственно арендная плата на 2021 год составляет: АП 2021 = 1 410 000,00 х 1,037 = 1 462 170 руб. (л.д. 101-103).

В соответствии с подготовленным Департаментом актом сверки по договору аренды от 16 декабря 2019 года (№ 1018 от 05 сентября 2020 года) за период с 01 января 2020 года по 26 марта 2021 года Гавриленко Г.И. начислена арендная плата в размере 698 028,33 руб., из которой оплачено 237 238,33 руб., задолженность составляет 448 695 руб. (л.д. 104).

Пунктом 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды (статьи 614 ГК РФ, части 4 статьи 22 ЗК РФ).

Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ).

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N 38-3PK), установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 38-3PK, порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», действующим на момент заключения договора аренды от 16 декабря 2019 года (вместе с "Положением о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы проведение перераспределение земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым") определен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.

Статьей 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон № 66- ЗРК/2015) определено, что порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

Исходя из указанной нормы и статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015 с 01 января 2017 года порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.12.2016 № 17 «Об утверждении Положения о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» установлен порядок и, условия и размеры арендной платы.

Ставка арендной платы по договору аренды земельного участка от 16 декабря 2019 года была установлена в процентах от кадастровой стоимости земельного участка и составляла 105 418,33 рублей в год.

Согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 28 декабря 2019 года № 821 «О порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и признании утратившим силу постановления Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450» с 1 января 2020 г. изменен порядок определения размера арендной платы.

Решением Ялтинского городского совета от 26 декабря 2019 года № 8 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Указанный Порядок устанавливает, что расчет арендной платы производится на основании действующей кадастровой оценки земельного участка в соответствии с п. 2.3.1 указанного Порядка.

Так, Пунктом 2.3.2 Положения определено, что в случае, если 3АП 1 кв. м меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м, приведенному в Приложении 1 к настоящему Положению, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП= 3min*S*K, где

АП - годовой размер арендной платы;

3min - минимальное значение арендной платы за 1 кв. м, приведенное в Приложении 1 к настоящему Положению;

S - площадь земельного участка;

К - понижающий коэффициент, применяемый для отдельных категорий арендаторов, установленных разделом 3 Положения.

Согласно сообщению Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым от 10 декабря 2021 года № 21249/02.1-40/1 (л.д. 160-162), размер арендной платы по договору аренды, зарегистрированному 05 сентября 2020 года, без применения понижающего коэффициента, составил: АП = 3min х S = 300,00 руб. х 4700 = 1 410 000,00 руб. в 2020 году. С учетом индекса инфляции 3,7% в 2021 году арендная плата составила: АП = 1 410 000,00 х 1,037 = 1 462 170 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что увеличение арендной платы с 105 418,33 руб. до 1 410 000,00 руб. в год, то есть более, чем в 10 раз, произошло не за счет изменения уровня инфляции (иных коэффициентов), кадастровой стоимости земельного участка, ставок, значений, коэффициентов, используемых в расчете арендной платы за землю, а за счет применения ответчиком иного, несогласованного с истцом и несоответствующего условиям договора аренды, механизма ее расчета, а также выводам сохраняющего свою законную силу решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 09 марта 2017 года по административному делу № 2а-868/2017, что противоречит закону.

Системное толкование условий договора аренды указывает на то, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять лишь показатели, используемые в качестве коэффициентов при расчете арендной платы (индекс инфляции), и не наделен правом вносить коррективы в способ определения размера арендных платежей посредством упразднения старых или введения новых правил их исчисления.

Поскольку положения указанного договора аренды не предусматривают возможности изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве его условия, принятие Ялтинским городским советом решения от 26 декабря 2019 года № 8 само по себе не может повлечь за собой автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между сторонами договора.

При таких обстоятельствах, поскольку соглашение об изменении размера арендной платы между сторонами не достигнуто, а изменение механизма расчета арендных платежей в одностороннем порядке по инициативе арендатора в данном случае не предусмотрено, требования Гавриленко Н.И. о возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым произвести перерасчет арендной платы за 2020-2021 гг. в соответствии с условиями договора аренды земельного участка от 16 декабря 2019 года и остаток переплаченной суммы перечислить на расчетный счет Гавриленко Н.И подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, исковые требования Гавриленко Н.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым подлежат частичному удовлетворению, а в удовлетворении исковых требований к Администрации города Ялта Республики Крым следует отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу вышеуказанных положений закона с Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым в пользу Гавриленко Н.И. подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 300 рублей.

С такими выводами суда первой инстанции в полной мере соглашается судебная коллегия.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.

Председательствующий                                             Гоцкалюк В.Д.

Судьи                                                                            Бондарев Р.В.

                                                      Белоусова В.В.

33-2751/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Гавриленко Наталия Ивановна
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Гоцкалюк Владимир Дмитриевич
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
22.02.2022Передача дела судье
29.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022Передано в экспедицию
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее