Дело № 2-913/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 11 июня 2024 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Куприяновой Е.Л.,
с участием прокурора Макарова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кумертау Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан о возложении обязанности устранить нарушения земельного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <...> РБ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа <...> Республики Башкортостан о возложении обязанности устранить нарушения земельного законодательства, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <...> проведена проверка исполнения земельного законодательства в деятельности администрации городского округа <...> Республики Башкортостан (далее - администрация), в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю. Руководствуясь пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Меры социальной поддержки граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, в том числе право на бесплатное получение земельных участков, определены ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 7 указанной статьи предоставление земельного участка в собственность бесплатно может осуществляться также в случаях предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, установлены ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от <...> <...>-з «О регулировании земельных отношений в <...>» (далее - Закон). Между тем, как показала проверка, муниципалитетом не обеспечено надлежащее исполнение вышеуказанных требований законодательства. В частности, администрацией допущено предоставление в собственность льготной категории граждан земельного участка под индивидуальное жилищное строительство без подведения к нему коммуникаций.
Так, на земельном участке для ИЖС, предназначенного для льготной категории граждан в собственность бесплатно, по адресу: РБ, <...>, з/у 17, имеющего кадастровый <...>, отсутствуют подведенные к границам участка соответствующие коммуникации. В частности, в нарушение ч. 4 ст. 16 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к указанному земельному участку не подведен водопровод, а также отсутствует дорожная инфраструктура, что делает проживанием в данной местности невозможным. Кроме того, с учетом положений подпункта 1 пункта 10.1 Закона Республики Башкортостан от <...> «О местном самоуправлении в <...>» заявка на выделение денежных средств в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан для организации водоснабжения вышеуказанного земельного участка, не направлена. Вследствие предоставления вышеуказанного земельного участка льготной категории граждан нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания. В связи с выявленными нарушениями <...> в администрацию прокуратурой города внесено представление, однако доводы ведомства отклонены, нарушения не устранены, в частности, соответствующая заявка на выделение денежных средств в Министерство ЖКХ РБ не направлена.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от <...> <...> постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. В силу ст. 10.2 Закона Республики Башкортостан от <...> <...>-з «О регулировании земельных отношений в <...>» предоставление гражданам земельных участков бесплатно осуществляется в населенном пункте в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). Поскольку земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территорий городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительных кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования, включающими в себя градостроительные регламенты (п. 3 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ). В таких регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур (п. 4 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ). В соответствии с п.1 ст. 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства. Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от <...>. 42 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям ( п.17).
Анализ вышеприведенного законодательства позволяет сделать вывод, что при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.
Вышеизложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <...> <...>, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
К подобному выводу пришел также Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан при рассмотрении аналогичного гражданского дела (<...>).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона от <...> <...> «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного просит:
1) признать бездействие администрации городского округа <...> Республики Башкортостан в период с <...> по <...>, выраженное в непринятии мер к обеспечению водоснабжения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предназначенного для предоставления льготной категории граждан в собственность бесплатно, расположенного по адресу: <...>, в 643 м. на северо-восток по <...>, з/у 17, имеющего кадастровый <...>, незаконным.
2) обязать администрацию городского округа <...> Республики Башкортостан в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему исковому заявлению устранить выявленные нарушения путем направления заявки в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на выделение денежных средств для организации водоснабжения и дорожной инфраструктуры земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предназначенного для предоставления льготной категории граждан в собственность бесплатно, расположенного по адресу: <...>, з/у 17, имеющего кадастровый <...>.
В судебном заседании прокурор Макаров А.Ю. поддержал исковые требования, привел изложенные выше доводы.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Муравьева Ю.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, представила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие с указанием, что ранее направленное заявление о признании исковых требований поддерживает в полном объеме, просит учесть при вынесении решения.
Ранее представителем ответчика Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан Муравьевой Ю.А. представлено письменное заявление о признании иска, в котором пояснила, что признание иска сделано добровольно, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом установлено, что ответчик добровольно признал исковые требования истца. Признание иска представителем ответчика не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому принимается судом.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком и принятие его судом является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <...> ░░ <...>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░ 643 ░. ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ <...>, ░/░ 17, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <...> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>, ░/░ 17, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <...>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░