Решение по делу № 2а-6078/2021 от 21.09.2021

                                                                                                   Дело №2а-6078/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2021 года                                                      г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,

с участием представителя административного истца Карпекиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО Сельковой В.В., УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 13 сентября 2021 года по исполнительному производству -ИП,

УСТАНОВИЛ:

    Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП. В обоснование иска указано на то, что 15 марта 2021 года Петропавловск-Камчатским городским судом по делу вынесено решение, которым на Администрацию возложена обязанность принять меры по обеспечению прекращения незаконного сброса неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на земельных участках с кадастровыми номерами с обязательным проведением рекультивационных работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на части загрязненного земельного участка в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Управлением ФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО 24 августа 2021 года в отношении Администрации возбуждено исполнительное производство -ИП (земельный участок с кадастровым номером ). 13 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., с которым выражает несогласие административный истец по следующим основаниям. Установленный статей 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства, не учитывает длительность процедур, связанных с принятием мер по обеспечению прекращения незаконного сброса неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на земельных участках с кадастровым номером с обязательным проведением рекультивационных работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на части загрязненного земельного участка. Администрацией принимаются все возможные меры, направленные на исполнение решения, вынесенного Петропавловск-Камчатским городским судом. Так, муниципальным казенным учреждением «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа» в рамках исполнения решения суда проведены мероприятия по обследованию прибрежной территории озера Култучное с целью установления мест нахождения выпусков ливневых и сточных вод. По результатам проведенных мероприятий, МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа» 06.08.2021 обратилось в Администрацию с заявлением о закреплении выпусков ливневых канализаций, расположенных на прибрежной территории озера Култучное, в том числе и в границах земельного участка с кадастровым номером , на праве оперативного управления за учреждением с целью дальнейшего его содержания и проведения мероприятий, исключающих загрязнение земельных участков и водоема. 14.09.2021 приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № 361/21 в состав муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа включены объекты недвижимого имущества, в том числе выпуск ливневой канализации, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером , и закреплены на праве оперативного управления за МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа». Вместе с тем, для выделения денежных средств на осуществление мероприятий по содержанию вышеуказанного имущества необходимо поставить объекты на государственный кадастровый учет. Для внесения сведений в государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо провести процедуру заключения муниципального контракта на выполнение кадастровых работ по постановке на кадастровый учет объекта недвижимого имущества в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», результатом исполнения которого будут являться технические планы и кадастровые паспорта на объекты недвижимого имущества. Поскольку расходная часть бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на 2021 год уже сформирована и утверждена, денежные средства на исполнение мероприятий по постановке выпусков ливневых и сточных вод на государственный кадастровый учет, а также на содержание указанных объектов будут предусмотрены в бюджете Петропавловск-Камчатского городского округа на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. На основании частей 6, 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации административный истец просил суд освободить его от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца Карпекина М.А. административное исковое заявление поддержала по доводам, в нем изложенным, дополнительно пояснила, что определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 01 октября 2021 года Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда по гражданскому делу на срок до 01 июня 2022 года.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО Селькова В.В., УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы настоящего дела, гражданского дела , исполнительное производство -ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 13 сентября 2021 года, в этот же день получено Администрацией, с настоящим иском Управление обратилось в суд 21 сентября 2021 года, таким образом, срок, предусмотренный частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не был пропущен.

Согласно частям 8, 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

На основании изложенного, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

    Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 15 марта 2021 года на Администрацию возложена обязанность принять меры по обеспечению прекращения незаконного сброса неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на земельных участках с кадастровыми номерами с обязательным проведением рекультивационных работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на части загрязненного земельного участка в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Мотивированное решение составлено судом 22 марта 2021 года. 23 апреля 2021 года решение суда вступило в законную силу.

    24 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа серии ФС, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу , предмет исполнения: обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа принять меры по обеспечению прекращения незаконного сброса неочищенных ливневых и сточных вод на рельеф местности на земельном участке с кадастровым номером с обязательным проведением рекультивационных работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на части загрязненного земельного участка в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных на то причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Копия постановления поступила в Администрацию 26 августа 2021 года.

Срок добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленный судебным приставом-исполнителем, истекал 03 сентября 2021 года.

Поскольку в установленный срок требование, содержащееся в исполнительном документе, исполнено не было, 13 сентября 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

21 сентября 2021 года Администрация обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу на срок до 31 октября 2024 года.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 01 октября 2021 года заявление Администрации удовлетворено частично. Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 марта 2021 г. по делу на срок до 01 июня 2022 года. Определение вступило в законную силу.

При принятии решения о предоставлении отсрочки судом были учтены доводы Администрации о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, а также приняты во внимание предпринимаемые Администрацией меры, направленные на исполнение решения.

Так, судом установлено, что МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа» проведены мероприятия по обследованию прибрежной территории озера Култучного озера с целью установления мест нахождения выпусков ливневых и сточных вод, по результатам которых Учреждение 06 августа 2021 года обратилось в Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловска-Камчатского городского округа с заявлением о закреплении на праве оперативного управления установленных выпусков ливневых и сточных вод, с целью дальнейшего его содержания, в том числе проведения мероприятий, исключающих загрязнение земельных участков и водоемов.

10 августа 2021 года в адрес Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловска-Камчатского городского округа Управлением дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловска-Камчатского городского округа направлено уведомление о согласовании на праве оперативного управления за МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа» объектов недвижимого имущества, в том числе выпусков ливневых и сточных вод, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером .

Приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловска-Камчатского городского округа от 14 сентября 2021 года указанные объекты недвижимого имущества включены в состав муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа, закреплены на праве оперативного управления за МКУ «Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа».

Для выделения денежных средств на осуществление мероприятий по содержанию указанного в решении суда имущества необходимо поставить его на государственный кадастровый учет, для заключения которого необходимо провести процедуру заключения муниципального контракта на выполнение кадастровых работ.

Оценивая установленные обстоятельства и доказательства, представленные в рамках настоящего административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку им принимались меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, решение не исполнено по не зависящим от него причинам.

На основании изложенного требования административного истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Камчатскому краю и Чукотскому АО от 13 сентября 2021 года по исполнительному производству -ИП подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа удовлетворить.

Освободить администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО от 13 сентября 2021 года по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                                                           Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение составлено 15 ноября 2021 года.

УИД 41RS0001-01-2021-010192-50

2а-6078/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Петропавловска-Камчатского городского округа
Ответчики
УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому АО
судебный пристав-исполнитель Селькова В.В.
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Степанова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
21.09.2021Регистрация административного искового заявления
21.09.2021Передача материалов судье
22.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее