УИД 14RS0035-01-2022-004113-07
Дело № 2-2696-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
г. Якутск 14 сентября 2022 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Дамбаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Табунановой В.П. к Окружной администрации г.Якутска, ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства РС (Я)» об обязании предоставить другое жилое помещение, суд
установил:
Истец Табунанова В.П. обратилась в суд к ответчику Окружной администрации г.Якутска с иском об обязании предоставить другое жилое помещение, мотивируя свои требования тем, что истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение расположенное по адресу ____, указанный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу. в указанном жилом помещении невозможно проживать, имеется угроза жизни и здоровью проживающих. Истец не согласна с мнением ответчика в части того что она согласно части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет лишь право на выкуп жилого помещения, поскольку изменения вступили в законную силу ____, в связи с чем в уточненном исковом заявлении ставится вопрос обязать ответчиков Окружную администрацию г.Якутска, ГКУ РС (Я) «Дирекцию жилищного строительства РС (Я)» предоставить Табунановой В.П. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам расположенное в пределах Городского округа «город Якутск» общей площадью не менее ___ кв.метров, взыскать с Окружной администрации г.Якутска, ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства РС (Я)» в пользу Табунановой В.П. расходы по оплате услуг эксперта 15000 рублей, расходы по оплате услуг юриста в размере 6500 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец Табунанова В.П. привела суду доводы изложенные в исковом заявлении, в связи с чем просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Окружной администрации г.Якутска извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не явился, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.
В судебное заседание представитель ответчика ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства РС (Я)» извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не явился, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение расположенное по адресу ____, указанное обстоятельство подтверждается представленной суду выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ____.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением Окружной администрации г.Якутска №р от ____ многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ был признан аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании также установлено, что многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» утвержденное Постановлением Правительства РС (Я) от 27 марта 2019 года № 50, со сроком реализации до 31 декабря 2022 года.
Распоряжением Окружной администрации г.Якутска №зр от ____ принято решение об изъятии земельного участка расположенного по адресу ____ для муниципальных нужд.
Определением Якутского городского суда РС (Я) от ____ была назначена строительно-техническая экспертиза перед которой поставлены следующие вопросы: Каково общее состояние жилого помещения, расположенного по адресу: ____ Определить в процентном соотношении степень износа дома. Установить, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца с учетом состояния дома, требующая незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение?
Из представленного суду заключения эксперта ФБУ «Якутской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» № от ____ следует, что общее техническое состояние дома в том числе ____ расположенного по адресу ____ оценивается как негодное, физический износ жилого дома расположенного по адресу ____остаялет 81,015%. Техническое состояние строения оценивается как негодное, т.е. конструктивные элементы разрушены, полностью утратили возможность выполнять свои функции, есть угроза обрушения конструкций, в рамках негативного изменения с течением времени. Исследуемое здание расположенное по адресу ____ создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан, в том числе граждан проживающих в ____.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 42, 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 16 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его ст. 32, указывает и Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст. ст. 2, 14, 16 названного Закона).
В судебном заседании также установлено, что истец Табунанова В.П. в собственности иного жилого помещения пригодного для проживания не имеет, указанное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Истец Табунанова В.П. жилым помещением не обеспечена, не было ей предоставлено какое-либо возмещение за изымаемое жилое помещение.
Суд также находит, что положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным правам Табунановой В.П. применению не подлежат, поскольку ее право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, возникло до введения в действие данной нормы, поэтому истец по своему усмотрению имеет право на предоставление другого жилого помещения либо выкупа принадлежащего ему жилья.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в случае признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, урегулировано статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в Российской Федерации как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).
При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П, от 27 июня 2013 года N 15-П, от 23 декабря 2013 года N 29-П, от 22 апреля 2014 года 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Как усматривается из материалов дела, право собственности на жилое помещение у Табунановой В.П. возникло 16 декабря 2019 года, то есть до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу (до 28 декабря 2019 года), в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к правам и обязанностям истца.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право выбора способа обеспечения жилищных прав путем предоставления другого, равнозначного жилого помещения, либо выкупа жилого помещения, признанного аварийным, принадлежит истцу, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, он как собственник жилого помещения вправе был рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Суд находит доводы представителя ответчика Окружной администрации г.Якутска изложенные в отзыве на исковое заявление в части того что дом включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», со сроком расселения до ____, основанием для отказа в иске быть не могут, поскольку как установлено в судебном заседании, существует угроза жизни и здоровью граждан проживающих в жилом помещении расположенном по адресу ____, что подтверждается экспертным заключением ФБУ «Якутской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» № от ____.
Суд находит, что истцом в условиях состязательности и равноправия судебного заседания представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие об обоснованности заявленных им требований, в связи с чем, приходит к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд находит что иск Табунановой В.П. к Окружной администрации г.Якутска, ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства РС (Я)» об обязании предоставить другое жилое помещение, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Табунановой В.П. к Окружной администрации г.Якутска, ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства РС (Я)» об обязании предоставить другое жилое помещение, - удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска предоставить Табунановой В.П. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам благоустройства расположенное в пределах Городского округа «Город Якутск» общей площадью не менее 33,8 кв.метров.
Взыскать солидарно с Окружной администрации г.Якутска, ГКУ РС (Я) «Дирекции жилищного строительства РС (Я)» в пользу Табунановой В.П. расходы по оплате услуг эксперта 15000 рублей, расходы по оплате услуг юриста в размере 6500 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья : ___ В.И.Лиханов
___
___
___
___