Решение по делу № 2а-408/2022 от 09.08.2022

Дело № 2а-408/2022 УИД 44RS0013-01-2022-000483-61

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2022 года                                                         пгт. Красное-на-Волге

Красносельский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Артимовской А.В.,

при секретаре К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Сидоровой А.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Сидоровой А.С. об отмене постановления судебного пристава - исполнителя отделения судебных приставов по Красносельскому району Сидоровой А.С. о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ , и освобождении от его уплаты.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что решением Красносельского районного суда Костромской области по делу , вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены требования прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в населенных пунктах: <адрес> Данное решение принято в отношении Гридинского сельского поселения. Однако, администрация поселения выполнила в полном объеме решение суда, уведомив об этом Красносельский районный суд от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) и Костромскую межрайонную природоохранную прокуратуру Костромской области. Несмотря на это судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по Красносельскому району Сидоровой А.С. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства и Постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией в установленный срок, для добровольного исполнения исполнительного документа. Данное постановление поступило в адрес администрации Гридинского поселения.

В ходе рассмотрения дела, административный истец уточнил исковые требования, просил суд освободить администрацию Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района от исполнительского сбора, ранее заявленные требования не поддержал.

Определением суда к участию в деле в качестве соистца привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Костромской области.

Представитель административного истца администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик УФССП по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Начальник Отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Седова Е.С. представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что доводы административного истца необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку в ОСП по Красносельскому району на исполнении находится исполнительное производство с требованиями обязать Администрацию Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления ТКО в следующих населенных пунктах: <адрес> оборудовать места (площадки) для накопления ТКО в соответствии с санитарными правилами. ИП возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, постановление о возбуждении получено администрацией Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ путем электронного документооборота. ДД.ММ.ГГГГ СПИ вынесено постановление о взыскании испол.сбора, ДД.ММ.ГГГГ постановление получено администрацией путем электронного документооборота. Должником в Отделение судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области не предоставлено документов, подтверждающих исполнение решения суда в полном объеме. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ решение Красносельского районного суда не исполнено, исполнительное производство не окончено, находится на исполнении. Просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Административный ответчик ОСП по Красносельскому району УФССП по Костромской области Сидоровой А.С. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате, месте и времени судебного заседания.

Заинтересованное лицо Костромской межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил в суд отзыв, в котором указал, что в настоящее время решение суда не исполнено, сведений об оборудовании мест (площадок) накопления ТКО в прокуратуру не представлялось. Обязанность по оборудованию контейнерных площадок возложена на администрацию района и сельского поселения одновременно. Возложение указанной обязанности на администрацию района мотивировано положениями ФЗ «Об отходах производства и потребителя», п. 2 ст. 8 которого к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра. В свою очередь, реестр мест накопления ТКО ведется администрацией поселения. В соответствии с п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039, создание мест накопления ТКО осуществляется путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. Учитывая, что реестр мест накопления ТКО Гридинским поселением не отменен, принятие решения о создании таких мест относится к полномочиям администрации поселения. При таких обстоятельствах решение суда до настоящего времени не исполнено, в связи, с чем в удовлетворении иска администрации просят отказать. Просят дело рассмотреть в отсутствие представителя прокуратуры.

Заинтересованное лицо администрация Красносельского муниципального района Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, обозрев подлинные материалы исполнительного производства года в отношении администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

При рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, администрации Красносельского муниципального района Костромской области о возложении обязанности создать мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Суд обязал администрацию Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, Администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу создать места (площадки) накопления ТКО в следующих населенных пунктах: <адрес>, оборудовать указанные места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с санитарными правилами.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Красносельскому району УФССП России по Костромской области на основании исполнительного листа, выданного по административному делу ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство (л.д). Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Также в указанном постановлении имеется предупреждение должника о возможности взыскания с него исполнительского сбора за нарушение срока, предоставленного для добровольного исполнения требований без уважительных причин. Данное постановление не обжаловалось, однако требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, исполнены не были.

ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в адрес администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (л.д.).

Определением Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку исполнительный документ административным истцом в срок, установленный для добровольного исполнения, в полном объеме исполнен не был, судебным приставом - исполнителем ОСП по Красносельскому району УФССП обоснованно ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.(л.д.).

Постановление о взыскании исполнительского сбора получено Администрацией Гридинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Из материалов дела, следует, что должник до возбуждения исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ издал постановление «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области». Реестром, утвержденным вышеуказанным постановлением, предусмотрено оборудование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, в населенных пунктах, предусмотренных решением суда: <адрес>

Суд находит доводы административного истца о том, что им предприняты меры по исполнению решения суда заслуживающими внимания.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с ТКО регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

В соответствии со статьей 1 названного закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

В силу пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

В пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Закон Костромской области, наделяющий органы местного самоуправления сельских поселений полномочиями в области обращения с ТКО отсутствует.

В статье 1 Закона Костромской области от 4 декабря 2015 года № 38-6-ЗКО "О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения" за сельскими поселениями Костромской области закреплён вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, содержание термина "организация", используемого в Федеральном законе № 131-ФЗ при определении вопросов местного значения должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года № 2-П).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 26 апреля 2016 г. № 13-П, законодатель, будучи связан вытекающим из конституционного принципа равенства всех перед законом требованием формальной определенности правовых норм, должен стремиться к тому, чтобы компетенция муниципальных образований была определена ясным, четким и непротиворечивым образом, в том числе с точки зрения используемой законодателем юридической терминологии, а соответствующее правовое регулирование позволяло бы разграничить вопросы местного значения, решение которых возложено на органы местного самоуправления, и вопросы государственного значения, решение которых возложено на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивало бы взаимосогласованную регламентацию полномочий органов местного самоуправления нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.

С учетом системного толкования приведенных положений действующего федерального, регионального и местного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что за сельским поселением закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО (что в рассматриваемой ситуации выразилось в утверждении схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения соответствующего реестра), тогда как обязанность по непосредственному созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям муниципального района.

Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует, поскольку исполнение решения суда администрацией Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области поставлено в зависимость от исполнения полномочий администрацией Красносельского муниципального района. В течение установленного судебным приставом-исполнителем пятидневного срока реальное исполнение решения суда невозможно по указанным выше причинам.

Доказательств тому, что администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области умышленно уклонялась от исполнения решения суда в установленный 5-дневный срок, не представлено.

На основании изложенного, суд считает возможным освободить администрацию Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.226-228 Кодекса административного судопроизводства РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Освободить Администрацию Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Красносельскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области Сидоровой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках исполнительного производства .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                    А. В. Артимовская

2а-408/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области
Ответчики
Администрация Красносельского муниципального района Костромской области
УФССП по Костромской области
Отделение судебных приставов по Красносельскому району
Другие
Костромской межрайонный природоохранный прокурор
Суд
Красносельский районный суд Костромской области
Судья
Артимовская Анна Васильевна
Дело на сайте суда
krasnoselsky.kst.sudrf.ru
09.08.2022Регистрация административного искового заявления
09.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2022Судебное заседание
11.10.2022Судебное заседание
14.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее