Дело № 2-958/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июля 2018 года город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Карагодиной Е.Л.
при секретаре Ишемгуловой А.М.,
с участием:
истца Кузнецовой Т.А.,
представителя администрации г. Гая Отдела ЖКХ и Кс администрации г. Гая Докудовской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кузнецовой Т. А. к администрации г. Гая Оренбургской области, Отделу ЖКХ и Кс администрации г. Гая о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
Кузнецова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указала, что относится к категории детей-сирот, не имеющих какого-либо закрепленного жилья, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В собственности жилого помещения не имеет. До настоящего времени право на получение жилья не реализовано по независящим от нее причинам. Считает, что у неё возникло право на обеспечение по договору найма специализированным жилым помещением.
В судебном заседании истец Кузнецова Т.А. уточнила исковые требования, просила возложить на Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Гая обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации г.Гай Оренбургской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, из которого следует, что администрация является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Отдела жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Гая Докудовская О.В. не возражала относительно заявленных требований с учетом их уточнения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Правительства Оренбургской области, извещенного надлежащим образом.
Суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем, статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, лица у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Такие лица имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения указанным лицам предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Указанная категория лиц, не имеющая закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п. 9 ст. 8 названного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 2 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года № 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", норма предоставления жилья для одиноко проживающих граждан составляет 33 кв.метра общей жилой площади.
Согласно ст. 19.1 указанного Закона жилые помещения специализированного жилого фонда предоставляются однократно, по их заявлению в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированного жилых помещений. Данные жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, соответствовать санитарным и техническим требованиям. Уровень износа жилого дома не должен превышать 30 %. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.
Согласно ст.2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилого фонда детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Как следует из вышеприведенных правовых норм, правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова Т. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ее родителями являются А. и О..
Согласно свидетельствам о смерти отец истца А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно диплому о среднем профессиональном образовании, выданному ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецова Т.А. окончила ГАПОУ «Торгово-технологический техникум» <адрес>.
Кузнецова Т.А. не имеет собственности жилое помещение, подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что Кузнецова Т.А. включена в списки и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на основании Постановления администрации г. Гая от 30.06.2014 № 613-пА, числится под номером 25.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Кузнецова Т.А. имеет право на обеспечение жильем.
Согласно решению Гайского городского совета депутатов Оренбургской области от 16 июня 2015 года № 449 «О внесении изменений в Положение об отделе жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации» пункт 1.1 Положения дополнен пунктом 2.1 «Основные цели отдела» и изложен в следующей редакции: «курирование вопросов жилищной политики». Пункт Положения 1.2 дополнен пунктом 2.2 и изложен в следующей редакции: «создание эффективно функционирующей системы обеспечения прав граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях или в улучшении жилищных условий, на получение доступного и комфортного жилья по договорам социального найма, служебного найма, специализированного найма жилых помещений, в том числе обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании вышеизложенного, исковые требования с учетом уточнения подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 ГПК РФ не имеется оснований для установления срока исполнения решения суда, поскольку жилое помещение предоставляется за счет средств бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Гая Оренбургской области незамедлительно момента вступления решения суда в законную силу предоставитьКузнецовой Т. А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории Оренбургской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования города Гай Оренбургской области, за счет расходных обязательств Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Карагодина
Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2018 года.