копия
дело № 2а - 870/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салават РБ 26 марта 2018 года
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Серова Я.К.,
при секретаре Рыбаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан к судебному приставу-исполнителю Салаватского городского отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Ханнанову Рамилю Гайсаровичу, Салаватскому городскому отделу судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация городского округа город Салават РБ обратилась в суд с административно исковыми заявлениями к судебному приставу - исполнителю Салаватского ГО СП УФССП России по РБ Ханнанову Р.Г., Салаватскому ГО СП УФССП России по РБ и УФССП России по РБ об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Свои требования Администрация городского округа город Салават РБ мотивировала тем, что 14.12.2016 Салаватским ГО СП УФССП России по РБ в отношении неё были возбуждены исполнительные производства № 71339/16/02012-ИП, № 71322/16/02012-ИП и № 71340/16/02012-ИП. Согласно постановлений о возбуждении указанных исполнительных производств Администрации был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требования исполнительных документов о предоставлении К.И.Я.., Г.К.В.. и Ф.Р.Ф.. благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в черте г. Салават с заключением с ними договоров найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет. 08.06.2018 судебным приставом-исполнителем Салаватского ГО СП УФССП по РБ Ханнановым Р.Г., в связи с неисполнением Администрацией городского округа город Салават РБ в добровольном порядке указанных требований, были вынесены постановления № 02012/17/286030, № 02012/17/286027 и № 02012/17/286034 о взыскании с неё исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по каждому исполнительном производству, всего на сумму 150 000 руб. Учитывая, что субвенций, предусмотренных в бюджете РБ на осуществление Администрацией городского округа город Салават РБ государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно для исполнения вступивших в законную силу решений Салаватского городского суда РБ, административный истец просил суд освободить его от уплаты исполнительского сбора взысканного с него постановлениями судебного пристава исполнителя Салаватского ГО СП УФССП России по РБ Ханнанова Р.Г. № 02012/17/286030, № 02012/17/286027 и № 02012/17/286034 от 08.06.2018.
Определением Салаватского городского суда РБ от 12.03.2018 административные дела № 2а-870/2018, № 2а-871/2018 и № 2а-872/2018 были объединены в одно производство с присвоением делу № 2а-870/2018.
Представитель административного истца Администрации городского округа город Салават РБ будучи надлежащим образом, извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не явился, заявление об отложении судебного заседания не представил.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Салаватского ГО СП УФССП России по РБ Ханнанов Р.Г., Салаватский ГО СП УФССП России по РБ, УФССП России по РБ, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявляли.
При этом судебным приставом-исполнителем Салаватского ГО СП УФССП по РБ Ханнановым Р.Г. был представлен отзыв на настоящее административно исковое заявление, в котором он просил суд отказать в его удовлетворении в полном объеме.
На основании положений ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив административно исковое заявление, материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Положения ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Закон) предусматривают, что жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Судом установлено, что решением Салаватского городского суда РБ от 10.05.2016 на Администрацию городского округа город Салават РБ была возложена обязанность предоставить К.И.Я.. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте г. Салават с заключением с ней договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Салаватского ГО СП УФССП по РБ Ханнанова Р.Г. от 14.12.2016 было возбуждено исполнительное производство № 71330/17/02012-ИП, которым должнику Администрации городского округа город Салават РБ был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Решением Салаватского городского суда РБ от 03.08.2015 на Администрацию городского округа город Салават РБ была возложена обязанность предоставить Г.К.В.. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте г. Салават с заключением с ней договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Салаватского ГО СП УФССП по РБ Ханнанова Р.Г. от 14.12.2016 было возбуждено исполнительное производство № 71322/17/02012-ИП, которым должнику Администрации городского округа город Салават РБ был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Решением Салаватского городского суда РБ от 19.04.2016 на Администрацию городского округа город Салават РБ была возложена обязанность предоставить Ф.Р.Ф.. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте г. Салават с заключением с ним договора найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Салаватского ГО СП УФССП по РБ Ханнанова Р.Г. от 14.12.2016 было возбуждено исполнительное производство № 71340/17/02012-ИП, которым должнику Администрации городского округа город Салават РБ был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
При этом доказательств направления данных постановлений в Администрацию городского округа город Салават РБ суду административными ответчиками не представлено.
08.06.2018 судебным приставом-исполнителем Салаватского ГО СП УФССП по РБ Ханнановым Р.Г. в рамках указанных исполнительных производств были вынесены постановления № 02012/17/286030, № 02012/17/286027 и № 02012/17/286034о взыскании с Администрации городского округа город Салават РБ исполнительного сбора в размере 50 000 руб. по каждому исполнительном производству, всего на сумму 150 000 руб.
Данные постановления вынесены судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему полномочий, утверждены старшим судебным приставом, соответствуют закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Факт неисполнения должником в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа, административным истцом не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Таким образом, судебный пристав - исполнитель имел достаточные правовые основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Размер исполнительского сбора определен в соответствии со ст. 112 Закона.
В тоже время, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей.
При этом в силу статей 1, 2, 8 Закона РБ от 28.12.2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» обязанность по исполнению государственных полномочий по социальной поддержке, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан; финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предоставляются органам местного самоуправления в виде субвенций из бюджета Республики Башкортостан.
Специфика возникших между взыскателем и должником правоотношений заключается в том, что Администрация городского округа город Салават РБ обязана предоставить К.И.Я.., Г.К.В.. и Ф.Р.Ф.. благоустроенные жилые помещения не за счет собственных средств, а за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан.
Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере. Как было установлено судом, а также следует из представленных административным истцом документов, к моменту истечения пятидневного срока денежные средства, необходимые и достаточные для приобретения соответствующего жилого помещения, из республиканского бюджета перечислены не были. Соответственно, реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения указанного срока отсутствовала.
Исполнение решений Салаватского городского суда РБ от 10.05.2016, 03.08.2015 и 19.04.2016 носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации.
Администрация городского округа город Салават РБ является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.
На основании изложенного, исполнение данных судебных решений было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе, и не связаны с противоправными действиями Администрации городского округа город Салават РБ.
Часть 7 ст. 112 Закона предусматривает, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее по тексту Постановление), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Пункт 75 Постановления предусматривает, что должник может быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений ч. 1 ст. 401 ГК РФ, если им приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Из материалов дела следует, что Администрацией городского округа город Салават РБ направлялись сведения в Правительство РБ о том, что субвенций, выделяемых из бюджета РБ и Российской Федерации бюджету городского округа город Салават РБ на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа недостаточно для исполнения решений судов, вступивших в законную силу.
Поскольку по рассматриваемому делу необходимо учитывать и объем работ, фактически подлежащих исполнению, и объем работ, которые Администрация городского округа город Салават РБ обязана исполнять при исполнении судебного решения, в том числе и по проведению закупок (аукционов) по приобретению жилья и оформлению, а также учитывая, что административным истцом приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, суд считает необходимым применить положения ч. 7 ст. 112 Закона и освободить Администрацию городского округа город Салават РБ от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 226-227 КАС РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № 02012/17/286030, № 02012/17/286027 ░ № 02012/17/286034 ░░ 08.06.2018.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░, ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░: ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 26.03.2018 ░░░░░░░░░___________
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░_____________ ░░░░░░░░░___________
░░░░░ __________________ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-870/2018 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.