<данные изъяты>
Дело № 2-7337/2024
УИД: 47RS0004-01-2023-004524-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 25 сентября 2024 года
Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Вершковой Ю.С.,
при секретаре Танасовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и неопределенного круга лиц к ООО «ОкИнвест» о возмещении ущерба, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор действуя в интересах МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и неопределенного круга лиц обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к ООО «ОкИнвест», в котором просил взыскать с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ущерб в сумме 124 113 600 рублей, причиненный почвам как объектам окружающей среды, обязать разработать проект рекультивации, на основании которого провести рекультивацию нарушенной части земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на общей площади <данные изъяты> га в соответствии с разработанным проектом рекультивации, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что на территории находящейся в собственности ООО «ОкИнвест» земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> га с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, допущено загрязнение почв земельного участка химическими веществами и отходами, что подтверждается протоколом осмотра Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от ДД.ММ.ГГГГ и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № №. Согласно Методике исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по причине действий неустановленного лица допущена порча земельного участка в результате перекрытия поверхности почв и загрязнения опасными химическими веществами. Таким образом, по причине действия (бездействия) ООО «ОкИнвест» допущена порча почв земельного участка в результате загрязнения почв химическими веществами и отходами. Почвам земельного участка, как объекту охраны окружающей среды, причинен вред в размере 124 113 600 рублей.
Помощник Ленинградского межрайонного Природоохранного прокурора Широкова Е.В. в судебное заседание явился, поддержала заявленные требования в полном объеме, просила удовлетворить.
МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик ООО «ОкИнвест» извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал.
Третье лицо Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям извещено надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указал, что исковые требования поддерживает.
Руководствуясь положениями ст.ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор Ленинградской межрайонной Природоохранной прокуратуры обратился с настоящим иском в Всеволожский городской суд Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 31.05.2024 настоящее гражданское дело передано по подсудности в Калининский районный суд Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещает, в том числе сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение вреда необходимо доказать наличие одновременно нескольких условий: факт причинения вреда и его размер, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его вину, причинно-следственную связь между противоправными деянием и возникшим ущербом. Отсутствие одного из элементов является основанием для отказа во взыскании.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны помимо прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
В пункте 14 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 Лесного кодекса РФ, часть 2 статьи 69 Водного кодекса РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах").
Как следует из положений ст. статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. И в данном случае, бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в рамках осуществления надзорных полномочий Природоохранной прокуратурой выявлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ОкИнвест».
ООО «ОкИнвест» на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> га, с разрешенным видом использования – сельскохозяйственное, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок на всей площади покрыт снежным покровом мощностью от 0,3 м до 0,5 м.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ с земельного участка отобраны образцы проб почвы и грунта на агрохимические и химико – токсикологические показатели в соответствии с протоколом отбора проб (образцов) почвы № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория» № 83 от ДД.ММ.ГГГГ на основании отобранных проб почвы на земельном участке установлены существенные превышения предельно допустимых концентраций опасных химических веществ: бенз(а)пирена – в 31,35 раза, фтора – в 1, 66 раза; ориентировочно допустимых концентраций: меди – в 1,76 раза, свинца – в 1,48 раза.
ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении выявленного нарушенного требования земельного законодательства РФ, согласно которого ООО «ОкИнвест» предписано на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: <адрес> устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).
Для устранения выявленных нарушений земельного законодательства РФ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, ООО «ОкИнвест» рекомендовано:
- разработать и согласовать в установленном порядке проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером № и предоставить в Управление в соответствии с требованиями Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800;
- провести на земельном участке обязательные агротехнические (вспашка, дискование, боронование, культивирование), фитосанитарные (ликвидация многолетней сорной растительности), агрохимические (внесение органических и минеральных удобрений, известкование почв);
- ввести земельный участок в сельскохозяйственный оборот;
- обеспечить использование земельного участка в соответствии с целеным назначением и видом разрешенного использования.
Решением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ОкИнвест» продлен срок исполнения предписания об устранении выявленного нарушений требований земельного законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № на 90 календарных дней – до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).
Постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ОкИнвест» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
При этом как усматривается из письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на текущую дату в Управление в соответствии с Правилами рекультивации проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером № ООО «ОкИнвест» не поступал.
Согласно расчету, произведенному главным специалистом-экспертом отдела земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Шаровкиной М.М. в соответствии Методикой (утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238), общий размер вреда при порче почв в загрязнение почв и перекрытия поверхности почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, причиненного ООО «ОкИнвест» в результате нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, в стоимостном выражении составляет 124 113 600 рублей.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании с ООО «ОкИнвест» ущерба, причиненного земельному участку с кадастровым номером № подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком не опровергнут факт причинения почве на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, ущерба.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принц
В силу п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.07.2020 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с п. 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Поскольку заключением ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория» № 83 от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке установлены существенные превышения предельно допустимых концентраций опасных химических веществ, ООО «ОкИнвест» предписанием от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано разработать и согласовать в установленном порядке проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером № и предоставить в Управление в соответствии с требованиями Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800. В рамках проведения рекультивации:
Ликвидацию перекрытий поверхности почвы проездом, буртами неизвестного происхождения с антропогенными включениями на земельном участке на площади 0,3 га; восстановить нарушенный слой почвы земельного участка на общей площади 0, 3 га на глубину не менее 0,20 м; подтвердить проведенные работы результатами лабораторных исследований и соответствующими документами.
Однако в адрес Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в подтверждение проведенных работ документов не представлено.
Таким образом, судом установлено, что со стороны ответчика не проведены работы по рекультивации нарушенной части земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №.
В силу п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 данной статьи).
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 6).
Согласно пункту 1 Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
В соответствии с пунктом 4 Основных положений рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа (пункт 5 Основных положений).
В силу пункта 6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий, и месторасположения нарушенного участка.
Таким образом, суд полагает, что требования об обязании разработать проект рекультивации, на основании которого провести рекультивации нарушенной части земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку, иные сроки, не являются разумными, могут привести к нарушению прав неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и неопределенного круга лиц к ООО «ОкИнвест» о возмещении ущерба, обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Взыскать с ООО «ОкИнвест» (ИНН 7804369136) в бюджет муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области ущерб, причиненный земельному участку, с кадастровым номером № в размере 124 113 600 рублей.
Обязать ООО «ОкИнвест» (ИНН 7804369136) разработать проект рекультивации земель сельскохозяйственного назначения на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, на основании которого провести рекультивацию нарушенной части земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, на общей площади <данные изъяты> га в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать ООО «ОкИнвест» (ИНН 7804369136) государственную пошлину в бюджет Санкт-Петербурга в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.С. Вершкова
Решение изготовлено в окончательной форме 08.10.2024.