Гр. дело №2-1032/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 ноября 2017 года пос. Ува УР
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Лобанова Е.В.,
при секретаре Шишкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова Михаила Васильевича к Савочкину Илье Александровичу, Зубковой Ларисе Витальевне и Савочкину Александру Николаевичу о возмещении морального и материального вреда, причиненного преступлением,
У С Т А Н О В И Л:
Филиппов М.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим.
*** в вечернее время несовершеннолетний ***3, сын ***2, находясь в сенях дома, расположенного по адресу: УР, ***, в ходе фотографирования нажал пальцем руки на курок пневматического оружия и произвел выстрел пулькой, которая попала ***1 в левый глаз.
*** ***1 обратился за медицинской помощью в ***ную больницу, откуда его отправили в Республиканскую офтальмологическую клинику, где он перенес две операции на глаз (*** ***).
После выписки из больницы ***1 прописали глазные капли, на приобретение которых он понес материальные затраты в сумме 1376,50 рублей. По направлению Республиканской офтальмологической клиники ***1 ездил на консультацию по вопросу возможности извлечения пули, находящейся за левым глазом, в ФГБУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца», в связи с чем понес материальные затраты на приобретение проездных билетов на поезд в сумме 5707 рублей.
До травмы зрение левого глаза составляло 1,0, после травмы – ***. Дальнейший прогноз на улучшение зрения неблагоприятный. ***.
В соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы ***1 нанесен тяжкий вред здоровью по признаку стойкой утраты общей трудоспособности на 1/3.
Поскольку левый глаз практически не видит, ***1 чувствует себя не полноценным, должен соблюдать рекомендации врачей, ограничен в выборе будущей профессии и возможности дальнейшего трудоустройства
Материальный вред ***1 оценивает в сумме 7083,50 рублей, моральный вред – в сумме 300000 рублей.
В судебном заседании истец ***1 на удовлетворении исковых требований настаивал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель истца ***6 исковые требования поддержала, пояснила следующее.
Обстоятельства причинения ее сыну тяжкого вреда здоровью подтверждаются приговором суда. В настоящее время левым глазом ***8 почти ничего не видит. ***. До получения травмы зрение на оба глаза было нормальным. В связи с полученной травмой ***9 ограничен в выборе профессии, не годен для службы в армии, ему противопоказаны физические нагрузки.
В судебном заседании ответчик ***3 исковые требования не признал, не приведя в обоснование своих возражений каких-либо доводов, пояснил, что он не учится, не работает, проживает с матерью, является здоровым.
В судебном заседании ответчик ***2 пояснила, что требования о возмещении материального вреда она признает, однако размер заявленной компенсации морального вреда является завышенным. Она не снимает ни с себя, ни с сына вины в случившемся. Ее сын состоит на учете у врача-нарколога в связи с употреблением наркотических средств. Отец ее сына проживает отдельно от них, родительских прав в отношении ребенка не лишен, с него взысканы алименты, которые он не платит. Она сама имеет денежные обязательства перед банком, что свидетельствует о ее непростом финансовом положении.
Ответчик ***4 в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте проведения судебного заседания извещался судом надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении извещения.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ***1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что приговором мирового судьи судебного участка *** Удмуртской Республики от *** ***3 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.118 УК РФ.
Согласно данному приговору преступление ***3 совершено при следующих обстоятельствах.
*** в вечернее время несовершеннолетний ***3, находясь в сенях дома, расположенного по адресу: УР, ***, совместно с несовершеннолетним ***1 решили сфотографироваться с пневматическим оружием в руках, которое находилось в сенях вышеуказанного дома. ***3 взял в свои руки вышеуказанное пневматическое оружие и попросил ***1 сфотографировать его, при этом направил оружие в сторону ***1 В ходе фотографирования ***3, не имея умысла на причинение тяжкого вреда здоровью ***1, не предвидя возможности наступления общественно-опасных последствий в результате своих действий в виде причинения тяжкого вреда здоровью ***1, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть такие последствия, нажал пальцем руки на курок пневматического оружия и произвел выстрел пулькой, которой было заряжено оружие, и пулька попала в левый глаз ***1 В результате этого последний получил телесное повреждение характера сквозного ранения из пневматического оружия левого глазного яблока с внутриорбитальным инородным телом (пулькой), гефема, которое причинило потерпевшему тяжкий вред здоровью по признаку стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на 1/3, в соответствии с Таблицей процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, согласно приложению к Приказу МЗ и СР РФ №194н от 24.04.2008 года.
Согласно положениямст. 61 ГПК РФобстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, факт причинения***3 тяжкого вреда здоровью ***1 установлен вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка №*** Удмуртской Республики от ***. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами ст.ст.151, 1100, 1101 ГК РФ. В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Положениямист.151 ГК РФустановлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии сост.1101 ГК РФразмер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав,физической болью, связанной с причиненнымувечьем,иным повреждением здоровьялибо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.
При этом в пункте 3 данного постановления указано, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Согласно п.8 данного постановления степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.
При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательства вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).
При определении размера компенсации морального вреда суд, с учетом требований разумности и справедливости, исходит из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, - истца, а также степень вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств дела.
Суд считает доказанным объяснениями истца, а также вышеуказанным приговором то обстоятельство, что в результате описанных выше действий ответчика ***3 истец ***1 испытал нравственные и физические страдания, т.к. получил вышеуказанные повреждения левого глаза, в связи с чем претерпевал физическую боль.
Согласно выписке из истории болезни ***, выданной Республиканской офтальмологической клинической больницей, ***1 находился на стационарном лечении в травматологическом отделении с *** по *** с диагнозом: ***. В период нахождения на стационарном лечении перенес две хирургические операции.
Согласно справке ***, выданной клинико-экспертной комиссией при БУЗ УР «*** больница МЗ УР» ***, ***1 на постоянной основе ограничены физические нагрузки, работа в наклон, поднятие тяжестей, длительная зрительная нагрузка, работы с опасностью повреждения правого глаза.
Из представленных суду товарных чеков следует, что в связи с полученной травмой глаза ***1 нуждался в медикаментозном лечении.
Как следует из амбулаторной карты, по состоянию на ***, т.е. до причинения вреда здоровью, зрение ***1 на оба глаза составляло 1,0, никаких противопоказаний по здоровью со стороны врача-окулиста не было выявлено.
Судом не установлено, что при причинении ***1 вреда здоровью им самим была допущена грубая неосторожность. Приговором мирового судьи судебного участка №*** Удмуртской Республики от *** не установлено каких-либо нарушений со стороны ***1, что могло бы повлечь признание данного факта в качестве смягчающего обстоятельства.
Суд принимает во внимание то, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсации должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Учитывая степень физических и нравственных страданий ***1, характер полученных им травм, связанных со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на 1/3, трудоспособный возраст ответчика ***3 и субсидиарных ответчиков ***2 и ***4, их материальное положение, а также принимая во внимание отсутствие каких-либо норм, определяющих материальные критерии, эквивалентные физическим и нравственным страданиям, руководствуясь принципом соразмерности и справедливости, суд принимает решение об удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда в размере *** рублей.
Кроме того, судом установлено, что в связи с причинением ***1 вреда здоровью ему также был причинен материальный вред, связанный с приобретением лекарственных средств и несением расходов на проезд в медицинское учреждение.
Из выписки из истории болезни *** следует, что ***1 были прописаны лекарственные препараты: Тобрадекс и Диклоф.
Согласно представленным ***1 кассовым чекам для приобретения вышеуказанных лекарственных препаратом им было затрачено 1376,50 рублей.
Расходы на проезд ***1 в медицинское учреждение ФГБУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России, расположенное в ***, в размере 5707 рублей подтверждается электронными проездными билетами.
Таким образом, общий размер материального вреда составляет 7083,50 рублей.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.
В силу п. 2 ст. 1074 ГК РФ в случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Поскольку вред причинен несовершеннолетним ***3, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены его родители ***2 и ***4
Ответчикам разъяснялась сущность состязательности процесса, на них была возложена обязанность представить доказательства наличия либо отсутствия у несовершеннолетнего доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда. Ответчикам были разъяснены положения ст. 1074 ГК РФ. Однако ответчики каких-либо доказательств в суд не представили. Поскольку обязанность по воспитанию детей на родителей возложена статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации, доказательств отсутствия своей вины ответчики ***2 и ***4 не представили, суд считает необходимым возложить обязанность по возмещению вреда при отсутствии у несовершеннолетнего ***3 доходов и иного имущества, достаточных для возмещения вреда, субсидиарно на ***2 и ***4 в равных долях
В силу ст. ст.94 и 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, подлежат возмещению издержки, связанные с рассмотрением дела и судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему иску, то с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета. Таким образом, государственная пошлина подлежит взысканию с ***3, а при отсутствии у него доходов и иного имущества, достаточных для уплаты государственной пошлины, с ***2 и ***4
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ *** ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ *** ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ *** ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 700 ░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ 350 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 04.12.2017 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░