Дело №
24RS0№-85
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
24 ноября 2023 года <адрес>
Енисейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Постарнак Ю.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора ФИО5,
представителей ответчиков ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Енисейского межрайонного прокурора ФИО4, действующего в интересах неопределенного круга <данные изъяты>» <адрес>, администрации <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Енисейского межрайонного прокурора ФИО4, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнений о возложении обязанности на <данные изъяты>» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать системами оповещения и управления эвакуацией помещения здания и территории <данные изъяты>» <адрес> по адресу: <адрес>, о возложении на администрацию <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» выделить финансирование на обеспечение оборудования системами оповещения и управления эвакуацией указанного здания и территории.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности дошкольных образовательных учреждений, в ходе которой установлено, что в <данные изъяты> № <данные изъяты> <адрес> отсутствует система оповещения и управления эвакуацией. В связи с выявленными нарушениями об обеспечении безопасных условий обучения, заведующему образовательного учреждения вынесено представление об устранении указанных нарушений, однако на дату проверки меры по устранению законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объекта не приняты, система оповещения и управления эвакуацией в учреждении отсутствует.
Определением Енисейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО5, поддержала заявленные исковые требования с учетом уточнений, дополнительно пояснила, что образовательное учреждение получает денежные средства из бюджета местного самоуправления. Распорядителем денежных средств является администрация <адрес>.
В судебном заседании представители ответчиков администрации <адрес> – ФИО6 и <данные изъяты> <адрес>» - ФИО7, возражали против удовлетворения заявленных требований, просили срок для реализации мер антитеррористической защищенности объекта увеличить до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика <данные изъяты> <адрес>, третьего лица Министерства образования <адрес>, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Статья 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает создание необходимых условий для охраны воспитанников в образовательной организации. Нормы этой статьи возлагают ответственность за создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся образовательных учреждений на должностных лиц этих учреждений. Именно образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), действующие с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с пп» «д» п. п.24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники (п. 31 Требований).Как установлено в судебном заседании, в рамках проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ Енисейским межрайонным прокурором в адрес заведующей <данные изъяты>» <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму в сфере образования, выразившиеся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией.
В ответ на вышеуказанное представление, ДД.ММ.ГГГГ заведующая <данные изъяты> «<данные изъяты> <адрес> ФИО8, сообщила, что дошкольным образовательным учреждением сделан запрос коммерческого предложения на выполнение работ по монтажу системы оповещения и управления эвакуацией, в адрес МКУ «Управление образования <адрес>» направлено обращение о выделении средств на монтаж системы оповещения и управления эвакуацией.
В адрес <данные изъяты> № «Радуга» <адрес> от ИП ФИО9 направлено коммерческое предложение о возможности заключения контракта на выполнение работ по монтажу системы оповещения и управления эвакуацией в здании МБДОУ «<данные изъяты>.
23.12.2022г. <данные изъяты> <адрес> в адрес руководителя МКУ «Управление образования <адрес>» направило сообщение о выделении дополнительных лимитов на исполнение устранения нарушений федерального законодательства о противодействий терроризму в сфере образования.
В ходе проверки, проведенной в порядке контроля в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Енисейской межрайонной прокуратурой, установлено, что меры по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействий экстремизму и терроризму в образовательном учреждении <данные изъяты> № «<данные изъяты>» <адрес> не приняты, система оповещения и управления эвакуацией в учреждении отсутствует.
МБДОУ «Детский сад № «Радуга» <адрес> является юридическим лицом, несет ответственность в установленном законом порядке, в том числе за жизнь и здоровье своих воспитанников и работников.
В соответствии с п.п. 1.4, 5.1 Устава <данные изъяты>» <адрес> учредителем образовательного учреждения является МО <адрес>, в лице администрации <адрес>. Часть функции учредителя (за исключением ликвидации и реорганизации) выполняет <данные изъяты> <адрес>».
Финансирование обеспечение деятельности <данные изъяты>» <адрес>, осуществляется путем предоставления субсидии.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления Отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Одновременно с этим п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из взаимосвязанного содержания этих норм следует, что на администрацию <адрес> как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма, в том числе, меры по оснащению переданных подведомственным образовательным учреждениям зданий необходимым в этих целях оборудованием.
Таким образом, возложение обязанности на администрацию <адрес> и <данные изъяты> <адрес>» по обеспечению финансирования мероприятий, повышающих уровень антитеррористической защищенности образовательного учреждения, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного органа. При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению требований и обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Помимо этого, в соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования прокурора являются обоснованными, поскольку преследуют цель устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства о противодействии терроризму, направленные на обеспечение общественной безопасности, предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, и подлежат удовлетворению.
Между тем срок, в течение которого истец просит суд обязать произвести определенные действия до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит не обоснованным, с учетом актуальности рассматриваемого вопроса, его значимости, а также принципа разумности закрепленного в ст. 6.1 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок для совершения действий, направленных на исполнение решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № «Радуга» <адрес>, администрации <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>» о возложении обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта – удовлетворить.
Возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № «Радуга» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать помещения здания и территорию дошкольного образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, возложив обязанность по финансированию вышеуказанных мероприятий на администрацию <адрес>, МКУ «Управление образования <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Енисейский районный суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В.Постарнак
Решение изготовлено в окончательной форме 26.01.2024г.