РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2019 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Королевой К.Н.,
при секретаре судебного заседания Пихтиной Н.В.,
с участием представителя истца Одинец Т.Н., действующей на основании доверенности 66 АА 4832088 от 14.06.2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батурина Вячеслава Васильевича к Батурину Анатолию Васильевичу, Смирновой Анне Васильевне о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Батурина Вячеслав В. – Одинец Т.Н., действующая на основании доверенности 66 АА 4832088 от 14.06.2019 года, обратилась в Карпинский городской суд Свердловской области с вышеуказанным иском, указав в нем, что в 2016 году умерла мать ее доверителя Батурина А.Н., имеющая на праве собственности жилое помещение – дом, расположенный по адресу: <адрес>. Имелось завещание в отношении сына Батурина Василия В., но тот умер в 2003 году. Наследственное дело после смерти Батуриной А.Н. не заводилось. После смерти матери открылось наследство в виде вышеуказанного дома. Ее доверитель, а также брат ФИО25 и сестра ФИО24. являются наследниками первой очереди после смерти Батуриной А.Н., но последние не вступали в права наследования, на данное наследство не претендуют. Фактически ее доверитель принял вышеуказанное наследство, а именно ухаживал за ним, нес бремя его содержания, вследствие чего просит суд признать за Батуриным Вячеславом В. право собственности на объект недвижимости, расположенный адресу: <адрес>, площадью 47,0 кв.м.
Истец Батурин Вячеслав В. в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы в суде Одинец Т.Н.
Представитель истца Одинец Т.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, ссылалась на доводы, изложенные в иске.
Ответчики Батурин Анатолий В. и Смирнова Анна В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, каких-либо ходатайств не представили.
Представители третьих лиц – Администрации Волчанского городского округа Свердловской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание также не явились, представили письменные отзывы, в которых ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, также указали, что разрешение вопроса оставляют на усмотрение суда.
Суд, заслушав представителя истца, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно копии свидетельства о праве на наследство по закону от 28.08.1984 года наследником имущества в виде дома, расположенного по адресу: <адрес>, является Батурина Александра Никифоровна.
Батурина А.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении серии IV-АИ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество.
Согласно копии справки СОГУП «Областной центр недвижимости «Карпинское БТИ и РН» № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО9 А.Н. зарегистрировано право собственности в отношении жилого помещения – дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
По завещанию, составленному при жизни Батуриной А.Н., наследство в виде вышеуказанного дома она завещает сыну Батурину Василию В. (копия завещания от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из копии свидетельства о смерти серии IV-АИ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследники после его смерти не установлены.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
По имеющимся в материалах дела сведениям, единственными живыми наследниками первой очереди после смерти ФИО22 являются ее сыновья ФИО23 дочь ФИО8 (до регистрации брака – ФИО9) ФИО8 В.
В п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено судом, в течение шести месяцев со дня открытия после смерти Батуриной А.Н. наследства наследники какой-либо из очередей не подали по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Судом также установлено, что наследственное дело после смерти ФИО9 ФИО21 не заводилось, что сторонами не оспаривалось.
В свою очередь, наследник Батурин Анатолий В. от наследства, открывшегося после смерти его матери, отказался.
Свидетели ФИО12 и ФИО13 в судебном заседании показали, что в спорном доме ранее проживала ФИО9 ФИО20., после ее смерти сохранностью дома занимался ее сын ФИО6 В.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что после смерти ФИО9 А.Н. ее сын ФИО6 В. единолично пользовался жилым домом и прилегающим к нему земельным участком, находящимся по адресу: <адрес>, в частности, пустил в данный дом жильцов, последние его сохраняют, возделывают земельный участок. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что право единоличной собственности Батурина Вячеслава В. на спорный дом было приобретено после смерти его матери ФИО19 в том числе в виду фактического принятия им наследства.
Оценив совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что имеются законные основания для признания за истцом Батуриным Вячеславом В. права собственности на спорный дом в порядке наследования по закону, в связи с чем его исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 47,0 ░░.░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.09.2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░.