|
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2015 года
Индустриальный районный суд г. Ижевска
Под председательством судьи Сутягиной С.А.
при секретаре Абакумовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серебряковой ТП, Серебряковой ИН к ФКУ «Следственный изолятор №1» УФСИН по УР, Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в УР о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, компенсации морального вреда,
установил:
Серебрякова Т.П. обратилась в Первомайский районный суд г. Ижевска с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по УР о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, компенсации морального вреда. Требования мотивировала тем, что -Дата- выдан ордер № на жилую площадь 18,4 кв.м. в 3-хкомнатной квартире по адресу: ... на Серебрякову Т.П. и ее сына ФИО 3 зарегистрированы в комнате с -Дата- г., в данную комнату -Дата- зарегистрирован ФИО -Дата- выдан ордер № на Серебрякову Т.П., ФИО 3 и ФИО на комнату жилой площадью 13,6 кв.м. в данной квартире. -Дата- оформлено разделение одного лицевого счета на два: на жилой площади 18,4 кв.м. остались зарегистрированы: Серебрякова Т.П., ФИО 3., Серебрякова И.Н. (с -Дата- г.); на жилой площади 13,6 кв.м. зарегистрирован ФИО -Дата- ФИО 3 с жилой площади 18,4 кв.м. регистрируется на жилую площадь 13,6 кв.м. -Дата- заключен договор социального найма жилого помещения № на комнату жилой площадью 18,4 кв.м. в 3-хкомнатной квартире по вышеуказанному адресу с составом семьи: Серебрякова Т.П. и ее дочь Серебрякова И.Н. В соответствии с договором социального найма жилого помещения -Дата- произведена перерегистрация и оформлена поквартирная карточка на жилую площадь 18,4 кв.м. Согласно поквартирной карточке от -Дата- в жилом помещении по адресу: ... зарегистрированы: в комнате площадью 18,4 кв.м. Серебрякова Т.П. и Серебрякова И.Н., в комнате площадью 13,6 кв.м. – ФИО и ФИО 3 С -Дата- Серебрякова Т.П. состояла на учете в ФКУ СИЗО-1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в последующем снята с учета. На основании протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 от -Дата- истец восстановлена на учете, протокола № от -Дата- жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 - истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с -Дата- На основании Жилищного кодекса РСФСР и Жилищного кодекса РФ с -Дата- Серебрякова Т.П., ее дочь Серебрякова И.Н. являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, т.к. на каждую из них приходится менее 10 кв.м. общей площади вышеуказанной квартиры. Норма предоставления жилой площади по г. Ижевску составляет 13,3 кв.м. общей площади на одного человека (решение Городской Думы г. Ижевска от 28.07.2005 г. № 349 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Ижевска»). На двух членов семьи Серебряковой Т.П. должно приходиться не менее 26,6 кв.м. общей площади. Серебрякова Т.П. и ее дочь Серебрякова И.Н. занимают комнату размером 18,4 кв.м. (26,6 – 18,4 = 8,2 кв.м.). Просит обязать ответчика предоставить Серебряковой Т.П. и ее дочери Серебряковой И.Н. жилое помещение общей площадью не менее 8,2 кв.м. Бездействием ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в 100000 руб.
-Дата- определением Первомайского районного суда г. Ижевска произведена замена ненадлежащего ответчика УФСИН России по УР на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР.
-Дата- на основании определения Первомайского районного суда г. Ижевска дело направлено по подсудности в Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Требования истцом неоднократно уточнялись, в конечном варианте просят обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в УР предоставить Серебряковой Т.П. и Серебряковой И.Н. жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. на условиях договора социального найма; взыскать в пользу Серебряковой Т.П. с ФКУ СИЗО-1 в лице Управления Федерального казначейства по УР компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В судебном заседании представитель истца Серебряковой Т.П. ФИО1, действующий по устному ходатайству, поддержал исковое заявление, просит предоставить жилое помещение в субсидиарном порядке, в случае невозможности предоставления помещения ФКУ СИЗО-1 просит возложить обязанность на Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в УР. Поддержал требование о возмещении морального вреда, который обосновывает длительным не обеспечением жилым помещением, что принесло истице нравственные страдания.
Представитель истца ФИО 3 действующий по устному ходатайству, просил удовлетворить исковое заявление.
Истец Серебрякова Т.П. в судебном заседании просила удовлетворить исковое заявление.
Истец Серебрякова И.Н., извещенная о дне и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР ФИО2, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении иска, поскольку в СИЗО-1 отсутствует жилой фонд, предоставить жилое помещение не предоставляется возможным. Кроме того, истица работала в СИЗО-1 вольнонаемным работником в должности бухгалтера.
Представитель ответчика Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в УР, извещенный о дне и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении иска, т.к. является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно пп. 2 п. 7 Положения о федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством РФ.
Представители третьих лиц Администрации г. Ижевска, УФСИН России по УР, Управления Федерального казначейства по УР, извещенные о дне и месте рассмотрения спора надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судебным следствием установлено:
-Дата- выдан ордер № на жилую площадь 18,4 кв.м. в 3-хкомнатной квартире по адресу: ... на Серебрякову Т.П. и ее сына ФИО 3 зарегистрированы в комнате с -Дата- г.
-Дата- заключен договор социального найма жилого помещения № на комнату жилой площадью 18,4 кв.м. в 3-хкомнатной квартире по вышеуказанному адресу с составом семьи: Серебрякова Т.П. и ее дочь Серебрякова И.Н. (зарегистрирована с -Дата- г.).
Согласно поквартирной карточке от -Дата- в жилом помещении по адресу: ... в комнате площадью 18,4 кв.м. зарегистрированы Серебрякова Т.П. и Серебрякова И.Н.
С -Дата- Серебрякова Т.П. состояла на учете в ФКУ СИЗО-1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в последующем снята с учета в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 от -Дата- Серебрякова Т.П. восстановлена на учете (сообщение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР от -Дата- г.), протокола № от -Дата- жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 - истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с -Дата- (сообщение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР от -Дата- г.).
Из списка сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по УР, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на -Дата- года, следует, Серебрякова Т.П.состоит первой на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (с -Дата- г.)
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уволенным со службы гражданам РФ, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пп. 3 ст. 8, финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также в соответствии с Уставом ФКУСИЗО-1 УФСИН России по УР утвержденного приказом ФСИН России от 08.02.2011 г. № 68, согласно п. 5.8 источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета.
Обеспечение жильем сотрудников и пенсионеров учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, предусматривалось Указом Президента РФ от 02.10.1992 г. № 1153 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей», действие которого Указами Президента РФ от 08.10.1997 г. № 1100 и от 09.03.2004 г. № 314 распространялось на сотрудников уголовно-исполнительной системы, Указом Президента РФ от 28.06.1999 г. № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений».
Постановлениями Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ, действующей в первоначальной редакции на 05 июля 2005 года, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. 10 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, действующих в первоначальной редакции на 05 июля 2005 года, категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривался специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы, в силу ст. 35 которого сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти.
Указанным Законом РФ обязанность по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью возлагалась на органы местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 г. N ЗОЗ-О).
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ статья 35 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» с 01 января 2005 года признана утратившей силу, и определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» работники и пенсионеры, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС, сохраняют право состоять на данном учете до решения вопроса улучшения жилищных условий.
Обеспечение жильем сотрудников УИС и членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий по месту службы, осуществляется в настоящее время по следующим направлениям:
приобретение жилья за счет государственных жилищных сертификатов по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания ни службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-платными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральным законом РФ № 283 от 30.12.2012 года «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ст. 4 Закона);
предоставление жилого помещения в собственность (ст. 5 Закона);
предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма (ст. 6 Закона).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В данном случае необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно ст. 57 которого орган местного самоуправления является органом, осуществляющим принятие на учет как в отношении нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, которым предоставляется жилье за счет муниципального жилищного фонда, гак и в отношении нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к числу лиц, указанных в части 3 статьи 49 ЖК РФ, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации (государственного жилищного фонда).
Из смысла указанных норм следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений сотрудникам и пенсионерам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан.
Имеющимися в деле материалами подтверждается нуждаемость истца в предоставлении жилья.
Право Серебряковой Т.П. состоять на жилищном учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и ее право на получение квартиры по договору социального найма согласно очередности ответчиком не оспаривается. В настоящее время Серебрякова Т.П. имеет первый номер очередности.
При этом предусмотренным в законе правом на внеочередное обеспечение жильем либо на обеспечение жильем в течение конкретного срока истец не обладает, и доказательства обратного суду не предоставлялись. В данном случае отсутствуют основания для удовлетворения иска и понуждения ответчиков к предоставлению истцу жилого помещения на условиях социального найма.
Действующим законодательством порядок предоставления жилых помещений сотрудникам федеральных органов исполнительной власти не урегулирован.
-Дата- начальником учреждения ИЗ-13/1 УИН МВД УР дано ходатайство Серебряковой Т.П. для Администрации Первомайского района г. Ижевска о выделении ей освободившейся комнаты по адресу: ... данным ходатайством истица не воспользовалась.
Руководствуясь названными нормами закона, на основании установленных по делу обстоятельств, с учетом того, что истцами выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что право на улучшение жилищных условий в порядке очередности ответчиком не оспаривается, однако оснований, предусмотренных законом, для предоставления жилого помещения истице вне очереди отсутствуют, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При таких обстоятельствах не подлежит удовлетворению и требование о возмещении морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ФЗ от 30 декабря 2013 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░№1», ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.01.2016 ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░