Решение по делу № 2-345/2020 от 20.09.2019

УИД: 11RS0001-01-2019-012885-61 Дело № 2-345/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Пилипенко Е.Г. с участием

представителя истца Тоболева В.Е.,

представителя ответчика Киселевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 февраля 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Подорова В.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Подоров В.В. обратился с требованием к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения в г. Сыктывкаре по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже нормы предоставления.

В обоснование требований указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, администрация МР "Княжпогосткий".

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика возражал против иска, ссылаясь на то, что истец не представил доказательств выбора г. Сыктывкар в качестве постоянного места жительства, имеет в пользовании жилое помещение в ... и факт невозможности проживания в нём не установлен.

Иные лица в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав явившихся, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, когда жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включенным в список, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме граждан, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим Законом, сохраняется за гражданами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.

Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при отсутствии закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Подоров В.В. ** ** ** является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления руководителя администрации городского поселения "..." №... от ** ** ** за Подоровым В.В. закреплено жилое помещение по адресу: ....

Данное жилое помещение на условиях социального найма (договор от ** ** **) предоставлено Короленко М.Н., Подорову В.В. и Короленко К.А.

Кроме того, на момент рассмотрения дела в указанной квартире зарегистрирован по месту жительства ещё и малолетний сын истца – ... Д.В. ** ** **

Жилое помещение имеет общую площадь ...

Таким образом, на каждого зарегистрированного в квартире приходится по ... общей площади.

Решением Совета городского поселения "..." № II-9/50 от ** ** ** утверждена учётная норма жилого помещения. Она составляет ... общей площади на одного члена семьи.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что в жилом помещении в ... Подоров В.В. не обеспечен жильём в объёме, превышающем учётную норму. При этом регистрация по месту жительства малолетнего ребёнка истца действиями по ухудшению жилищных условий по убеждению суда не является, поскольку прав на иные жилые помещения ни истец, ни его супруга не имеют.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учётом изложенного выше и указанной нормы суд приходит к выводу, что проживание Подорова В.В. в жилом помещении, предоставленном ему на условиях социального найма в ..., невозможно.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что Подоров В.В. избрал фактическим местом жительства г. Сыктывкар. Об этом свидетельствует трудоустройство в данном населённом пункте, проживание с супругой и малолетним ребёнком в квартире по договору безвозмездного пользования (...), посещение ребёнком истца детского сада в .... Данные факты подтверждаются письменными материалами дела и ответчиком не опровергнуты.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.

Кроме того, суд учитывает, что действующим законодательством не предусмотрена реализация лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на получение жилья в порядке очередности.

Принимая во внимание установленные по делу факты, суд удовлетворяет требование истца о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения.

При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, суд руководствуется требованиями п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решением Совета МО «...» от 28.11.2005 № 20/11-282 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере ... метров общей площади жилого помещения.

Учитывая изложенное, суд определяет право истца на обеспечение жильем общей площадью не менее ...

С учётом положений ст. 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца с администрации МО ГО "Сыктывкар" подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. При этом суд исходит из того, что ответчик как орган местного самоуправления освобождён лишь от оплаты государственной пошлины, но не от возмещения судебных расходов стороне, в чью пользу состоялось решение суда.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» предоставить Подорову В.В. благоустроенное жилое помещение в г. Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма на состав семьи один человек общей площадью не менее 13,5 кв.м.

Взыскать с администрации МО ГО "Сыктывкар" в пользу Подорова В.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                     Попов А.В.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17.02.2020.

2-345/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Подоров Вадим Валерьевич
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Администрация МР "Княжпогостский"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попов Андрей Валерьевич
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
27.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
22.11.2019Судебное заседание
10.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Судебное заседание
05.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее