Решение по делу № 33-4239/2023 от 05.09.2023

Дело № 33-4239/2023                     Докладчик Афанасьева К.Е.

Номер дела в суде I инстанции № 2-1331/2023 Судья Черкас О.В.

УИД 33RS0011-01-2023-000902-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.,

и судей Афанасьевой К.Е. и Сергеевой С.М.

при секретаре Ремневе Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 5 октября 2023 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18 мая 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов инвалидов Жаворонковой Ксении Романовны, Колпаковой Ирины Николаевны, а также неопределенного круга лиц жителей г.Коврова удовлетворить частично.

Возложить на Министерство здравоохранения Владимирской области, ИНН 3327101468, обязанность организовать и обеспечить транспортировку Жаворонковой Ксении Романовны, ИНН ****, Колпаковой Ирины Николаевны, ИНН ****, и иных жителей г.Коврова, нуждающихся в получении лечения методом диализа, от места их жительства до места получения медицинской помощи - прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» и обратно в соответствии с графиком лечения в 3 смену (с 18-30 часов до 23-30 часов).

Исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов инвалидов Жаворонковой Ксении Романовны, Колпаковой Ирины Николаевны, а также неопределенного круга лиц - жителей г.Коврова, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Ковровская городская больница №2» о возложении обязанности организовать и обеспечить транспортировку пациентов от места их жительства до места получения медицинской помощи - прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» и обратно в соответствии с графиком лечения в 3 смену, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Афанасьевой К.Е., выслушав посредством видео-конференц-связи представителя третьего лица ООО «Диализ Ковров» - Саакян А.Р., просившего решение суда оставить без изменения, заслушав пояснения представителя истца – прокурора Ефимовой Т.Н., полагавшего отсутствующими основания для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Ковровский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов инвалидов Жаворонковой К.Р., Колпаковой И.Н., а также неопределенного круга лиц жителей г.Коврова, обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству здравоохранения Владимирской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Ковровская городская больница №2» (далее – ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2») о возложении обязанности организовать и обеспечить транспортировку Жаворонковой К.Р., Колпаковой И.Н. и иных жителей г.Коврова, нуждающихся в получении лечения методом диализа от места их жительства до места получения медицинской помощи для прохождения процедуры программного диализа в ООО «Диализ Ковров» и обратно в соответствии с графиком лечения в 3 смену ( с 18-30 до 23-30), обратив решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование исковых требований указано, что в ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» состоят на учете 25 пациентов с ****, которым проводится диализ, и имеющих право на транспортировку к месту прохождения лечения в ООО «Диализ Ковров» в соответствии с распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 4 марта 2022 г. № 263. Пациентам проводят гемодиализ в 3 смены: 1 смена с 07-00 до 12-00, 2 смена с 13-00 до 17-30, 3 смена с 18-30 до 23-30. Жаворонкова К.Р. и Колпакова И.Р. являются инвалидами 1 группы. По состоянию здоровья им проводится заместительная почечная терапия гемодиализ в ООО «Диализ Ковров» в г.Коврове (в ближайшей к их месту жительства центре гемодиализа). Транспортировка больных в 3 смену для прохождения процедуры гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» и обратно в соответствии с графиком лечения ответчиками не организована. Отказ в транспортировке пациентов 3 смены в медицинское учреждение ООО «Диализ Ковров» для прохождения жизненно необходимой процедуры гемодиализа противоречит нормам ст. ст. 10, 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ. Департамент здравоохранения Владимирской области, являясь уполномоченным органом и располагая сведениями об отсутствии возможности транспортировки пациентов ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница № 2» к месту прохождения лечения, не организовал оказание специализированной помощи для вышеуказанных граждан, не обеспечив её доступность.

В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Петрова О.А. исковые требования поддержала.

Истец Жаворонкова К.Р., ее представитель Жаворонкова Н.В, действующая на основании доверенности, истец Колпакова И.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представители Министерства здравоохранения Владимирской области Гаранова Н.Г., Челышева Т.Н., действующие на основании доверенностей, с иском не согласились, пояснив, что Ковровской городской прокуратурой представления по факту ненадлежащей транспортировки больных в ООО «Диализ Ковров» в 3 смену не вносилось, действия Министерства незаконными не признавались. Министерство здравоохранения Владимирской области свои обязанности по финансированию транспортировки пациентов с **** на процедуру гемодиализа исполнило в полном объеме. График сменности установил ООО «Диализ Ковров». Вместе с тем по распоряжению Департамента здравоохранения владимирской области от 4 марта 2022 г. № 263 ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» должно осуществлять доставку больных вне зависимости от смен, лечебному учреждению для этих целей был предоставлен автомобиль. Лечение методами гемо- и перитонеального диализа больных, нуждающихся в заместительной почечной терапии, относится к медицинской помощи. Из Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2497 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов», постановления администрации Владимирской области от 29 декабря 2022 г. №951 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 г. и на плановым период 2024 г. и 2025 годов» следует, что транспортировка пациентов для получения лечения методом диализа от места их жительства до места получения медицинской помощи и обратно является правом субъекта Российской Федерации, данные правовые акты не содержат императивной нормы, обязывающей организовать данную транспортировку, а тем более в 3 смену. Настоящий спор по своей правовой природе вытекает из административных правоотношений, связанных с публичными полномочиями органа исполнительной власти – Министерства здравоохранения Владимирской области и юридического лица ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» и подлежит рассмотрению в арбитражном суде, производство по данному делу подлежит закрытию, исковое заявление – возврату прокурору.

Представители ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» Суворов А.С., Богова О.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с иском не согласились, пояснив, что учреждение обеспечивает транспортировку больных на процедуру гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» в первую и во вторую смену, в третью смену с 18-30 до 23-30 часов организовать транспортировку больных возможности не имеется, поскольку в этом случае приходится привлекать водителей к сверхурочной работе на регулярной основе, что не предусмотрено коллективным договором, согласия на такую работу от водителей не получено. ООО «Диализ Ковров» отказалось принимать Жаворонкову К.Р. и Колпакову И.Н. в другие смены или в другие дни, кроме установленных графиком. Кроме того получить процедуру гемодиализа возможно в ГБУЗ ВО «ЦГБ г.Коврова».

Представители третьего лица Старостина Е.А., Кишкин О.В., действующий на основании доверенностей, с исковыми требованиями согласились, пояснив, что процедура гемодиализа организована исходя из количества диализных машин - 20 штук (20 пациентов) по понедельникам, средам и пятницам не менее 6 часов в три смены, 1 смена: с 07-00 до 13-00, 2 смена: с 13-00 до 19-00 часов, 3 смена: с 19-00 до 01-00 часа. Первые 2 смены заполнены полностью, перевести людей из третьей смены возможность отсутствует, кроме того есть пациенты которые желают проводить процедуру именно в 3 смену. Технически большее число диализных аппаратов установить невозможно, как и организовать работу в другие дни.

    Третьи лица Богачева С.А., Вуколов М.А., Майорова И.В., Попович А.И., Сидельников В.Н., Сухомлин Е.С., Тимофеев В.В., Шеметульский А.А., Зимин А.Н., Панин А.В., Смирнов В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

С данным решением не согласился ответчик Министерство здравоохранения Владимирской области, подав апелляционную жалобу. В обоснование указал, что в действующих нормативно-правовых актах отсутствует императивная норма, обязывающая организовать транспортировку пациентов для получения медицинской помощи в виде лечения методами гемо- и перитонеального диализа больных в третью смену. Как в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2022 №2497"О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", так и в постановлении администрации Владимирской области от 29.12.2022 №951 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" указано, что финансирование обеспечения транспортировки пациентов, страдающих **** ****, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи может осуществляться за счет бюджет ассигнований. Полагают, что из совокупности указанных норм следует отсутствие обязанности у Министерства здравоохранения по финансированию заявленной транспортировки. Также указывают на подсудность рассматриваемого дела Арбитражному суду Владимирской области, как вытекающего из административных правоотношений, связанных с полномочиями органа исполнительной власти. Просили решение суда отменить, в иске отказать.

Третье лицо ООО «Диализ Ковров» направило возражения на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела в рамках доводов жалобы в отсутствие не явившихся представителя ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области, истцов Жаворонковой К.Р. и Колпаковой И.Н., представителя ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2», третьих лиц Богачева С.А., Вуколова М.А., Майоровой И.В., Поповича А.И., Сидельникова В.Н., Сухомлина Е.С., Тимофеева В.В., Шеметульского А.А., Зимина А.Н., Панина А.В., Смирнова В.В., надлежащим образом извещавшихся о слушании дела (т.2 л.д.23-25), судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области от 4 марта 2022 г. № 263 в целях обеспечения оказания медицинской помощи пациентам с **** во Владимирской области, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 18 января 2012 г №17Н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология» и в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 27 января 2006 г. № 43 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Владимирской области», утвержден перечень медицинских организаций, осуществляющих оказание медицинской помощи пациентам с ****, в амбулаторных условиях и условиях круглосуточного стационара, согласно перечню, в котором в том числе поименовано ООО «Диализ Ковров». Главным врачам медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области поручено обеспечить направление, а также транспортировку пациентов с **** в медицинские организации, согласно приложению, в котором в том числе поименовано ООО «Диализ Ковров (л.д.72-74).

ООО «Диализ Ковров» оказывает медицинские услуги по проведению процедуры заместительной почечной терапии (диализа). Данная организация не является структурным подразделением ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» и не подведомственна Министерству здравоохранения Владимирской области.

Оказание медицинской помощи и ее оплата осуществляется ООО «Диализ Ковров» на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 31 января 2023 г. № 93/23, заключенному с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Владимирской области, ООО «Капитал Медицинское страхование», ООО «Стразовая компания «Ингосстрах – М», «Медицинская акционерная страховая компания» (л.д.43-58).

Приказом ООО «Диализ Ковров» от 19 октября 2020 г. № 5/20 установлена длительность диализной смены при проведении заместительной почечной терапии методом гемодиализа по понедельникам, средам и пятницам не менее 6 часов: 1 смена с 07-00 до 13-00 (включая время на проведение уборки зала, стерилизацию аппаратов, подготовка аппаратов к следующей смене, проветривание помещение и т.д.), 2 смена с 13-00 до 19-00 часов (включая время на проведение уборки зала, стерилизацию аппаратов, подготовка аппаратов к следующей смене, проветривание помещение и т.д.), 3 смена – с 19-00 до 01-00 включая время на проведение уборки зала, стерилизацию аппаратов, подготовка аппаратов к следующей смене, проветривание помещение и т.д.) (л.д.172).

По состоянию на 6 апреля 2023 г. в 3 смену получали услугу по гемодиализу **** жителей г.Коврова в том числе Жаворонкова К.Р. и Колпакова И.Н., и 3 жителей Ковровского района (л.д.41,42).

Судом также установлено, что ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» осуществляет транспортировку больных в ООО «Диализ Ковров» только в 1 и 2 смену.

В 2023 г. финансирование расходов на транспортировку больных с **** для проведения процедуры гемодиализа осуществляется за счет субсидий из областного бюджета на основании соглашения № 53 от 9 января 2023 г., заключенного между Департаментом здравоохранения Владимирской области и ГБУЗ ВО «Ковровская ГБ №2» (л.д.160-165).

Письмом от 30 августа 2022 г. ГБУЗ ВО «Ковровская КБ №2» сообщало Директору департамента здравоохранения Владимирской области о невозможности осуществлять транспортировку больных для прохождения гемодиализа в ООО «Диализ Ковров» в 3 смену в связи с наличием 1 водителя и 1 санитарного автомобиля и его привлечения к работе в сверхурочное время без его согласия (л.д.17-18).

Суд пришел к выводу, что обязанность по транспортировке пациентов, нуждающихся в постоянном проведении заместительной почечной терапии методом гемодиализа до места проведения гемодиализа и обратно в 3 смену необходимо возложить на Министерство здравоохранения Владимирской области на основании следующего.

Пунктом 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организацией для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 Закона).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Согласно п.п. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, и к ним помимо прочего отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; формирование структуры исполнительных органов государственной власти РФ, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан; координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ0 одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного страхования.

Статья 81 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ возлагает на органы государственной власти субъектов РФ обязанность утверждения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. N 2497 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Указанной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III данных программ указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как болезни ****

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").

Постановлением администрации Владимирской области от 29 декабря 2022 г. N 951 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов,

В разделе IV территориальной программы предусмотрено, что в рамках Программы бесплатно предоставляются специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию; высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

При этом в разделе V указанной Программы предусмотрено, что за счет средств областного бюджета может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих ****, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно.

В соответствии с пунктом 16 Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2015 № 11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016» заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.

Вместе с тем, в ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинскую помощь определяет как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская услуга, в свою очередь, обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ с медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В силу ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи.

Проведение заместительной терапии методом гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Транспортировка граждан в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализа), не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время, является составной частью мероприятия по её оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе, специализированной медицинской помощи.

В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иные источники в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом в соответствии с ч. 11 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденного Указом Губернатора Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 242 Министерство здравоохранения Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории Владимирской области, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области.

К полномочиям Министерства относятся, в том числе разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения, Разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования. Организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству; Создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.

Таким образом, во Владимирской области Министерство здравоохранения Владимирской области является уполномоченным органом, который организует оказание такой специализированной медицинской помощи в медицинских учреждениях для жителей области и обеспечивает её доступность для граждан.

Как указано выше, доступность и качество медицинской помощи как одного из принципа охраны здоровья, в силу ст. 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», обеспечивается транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, включая инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями.

Транспортировка больных на процедуру гемодиализа не включена в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, однако не исключает возможности их финансирования Министерством здравоохранения Владимирской области в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

На основании изложенного, суд установил, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Данная услуга относится к услугам, сопутствующим и обеспечивающим оказание специализированной медицинской помощи по специальности нефрология и в силу закона ее надлежащее оказание гражданам и доступность должны быть обеспечены Министерством здравоохранения Владимирской области. Поскольку Министерством здравоохранения Владимирской области в должной мере не приняты меры для обеспечения исполнения требований закона, судом удовлетворены требования о возложении на Министерство здравоохранения Владимирской области обязанности по организации и обеспечению транспортировки Жавороновой К.Р., Колпаковой И.Н. и других граждан, проживающих на территории г.Коврова и нуждающихся в получении медицинской помощи методом гемодиализа, от места их жительства до места получения медицинской помощи в ООО «Диализ Ковров» и обратно в 3 смену.

Судебная коллегия находит данный вывод суда соответствующим обстоятельствам дела и основанным на правильном применении норм права. Довод апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства здравоохранения обязанности по организации и обеспечению транспортировки граждан, нуждающихся в получении медицинской помощи методом гемодиализа, от места их жительства до места получения медицинской помощи в ООО «Диализ Ковров» и обратно в 3 смену, подлежит отклонению ввиду следующего.

В Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняется труд и здоровье людей (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Доступность и качество медицинской помощи в числе прочего обеспечиваются (статья 10 Закона об основах охраны здоровья граждан): организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Как правильно определено судом, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных **** от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относятся к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу пункта 2 части 1 статьи 83 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Из содержания пункта 21 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Принимая во внимание, что программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, предусмотрена возможность осуществления финансового обеспечения транспортировки пациентов, страдающих ****, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии, и обратно, и данное правомочие реализуется Министерством здравоохранения в отношении пациентов, получающих медицинскую помощь в виде заместительной почечной терапии в ООО «Диализ Ковров» в 1 и 2 смену, у суда отсутствовали основания для лишения такого же права пациентов, вынужденных получать соответствующую медицинскую помощь в 3-ю смену.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что отказывая в организации и финансировании транспортировки материальных истцов и иных пациентов, вынужденных получать рассматриваемую медицинскую помощь в 3-ю смену в ООО «Диализ Ковров», Министерство здравоохранения фактически ставит данных граждан в неравное положение с пациентами, получающими рассматриваемую медицинскую помощь в 1 и 2 смену, судебная коллегия также не усматривает оснований для отказа в иске.

Само по себе указание в региональных нормативных актах на право Министерства здравоохранения финансировать транспортировку не освобождает его от обязанностей по обеспечению доступности специализированной медицинской помощи для населения.

Также, вопреки доводам апелляционной жалобы, в силу ч.1 ст.22 ГПК РФ иск прокурора в интересах инвалидов и неопределенного круга лиц о возложении обязанности по организации транспортировки правомерно рассмотрен судом общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства, основания для рассмотрения иска в порядке административного судопроизводства и для передачи данного дела Арбитражный суд Владимирской области отсутствуют.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку разрешая дело, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное решение, отвечающее нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию Министерства здравоохранения Владимирской области в суде первой инстанции, в решении суда им дана подробная оценка.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ковровского городского суда Владимирской области от 18 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий                         П.Н. Никулин

Судьи                                     К.Е. Афанасьева

                                    С.М. Сергеева

                                    

Мотивированное апелляционное определение составлено 11.10.2023.

Судья                                 К.Е. Афанасьева

33-4239/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Колпакова Ирина Николаевна
Жаворонкова Ксения Романовна
Ковровский городской прокурор
Ответчики
ГБУЗ ВО Ковровская городская больница №2
Министерство здравоохранения Владимирской области
Другие
Сухомлин Евгений Степанович
Попович Алексей Игоревич
Зимин Алексей Николаевич
Панин Алексей Владимирович
Смирнов Владимир Владимирович
Майорова Ирина Владимировна
Сидельников Виктор Николаевич
Шеметульский Артем Александрович
Жаворонкова Наталья Вячеславовна
ООО Диализ Ковров
Вуколов Михаил Александрович
Богачев Сергей Александрович
Тимофеев Виктор Викторович
Суд
Владимирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
06.09.2023Передача дела судье
05.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2023Передано в экспедицию
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее