Дело № 2-143/2020 УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2020 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Суржиковой А.В.,
при помощнике судьи Гусейновой О.В.,
с участием:
помощника прокурора Облученского района Орищенко Р.Е.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО-Майорова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Облученского района проведена проверка информации о нарушении прав учащихся на безопасность дорожного движения вблизи образовательного учреждения, предоставленной ОГИБДД УМВД России по ЕАО.
В ходе проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил дорожного движения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, сфетофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, администрация муниципального образования «Бираканское городское поселение» не в полной мере исполняет возложенные обязанности по устройству автомобильных дорог вблизи образовательного учреждения, а именно на нерегулируемом наземном пешеходном переходе, расположенном вблизи МБОУ СОО «Школа № 15 п.Биракан» на участке дороги по ул.Вокзальная (в районе пересечения с ул.Октябрьской и с с пер.Советским), отсутствует пешеходное ограждение.
В адрес главы администрации «Бираканское городское поселение» прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, однако до настоящего времени Бираканским городским поселением не приняты меры по установке ограничивающих пешеходных ограждений на пешеходном переходе вблизи МБОУ СОО «Школа № 15 п.Биракан».
Нарушения закона, допущенные администрацией Бираканского городского поселения, могут привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, препятствуют безопасному движению пешеходов, в том числе несовершеннолетних учащихся, использующих для передвижения указанные участки дороги, и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников движения.
Просит обязать администрацию «Бираканское городское поселение» принять комплекс мер по обеспечению безопасности дорожного движения путем установки в срок до ДД.ММ.ГГГГ на пешеходном переходе вблизи МБОУ «СОО Школа № 15 п.Биракан» по ул. Вокзальная (в районе пересечения с ул.Октябрьской и с пер.Советским) ограничивающих пешеходных ограждений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Орищенко Р.Е. требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просил установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав тем, что отсутствие пешеходных ограждений может повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, ответчик не устраняет данное нарушение длительное время, отсутствие денежных средств в бюджете поселения не является основанием для установления более длительного срока исполнения судебного акта. Кроме того, в случае невозможности исполнения решения суда в установленный в нем срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об его отсрочке.
Представитель ответчика-администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Майоров А.А., не оспаривая обязанность администрации устранить выявленные прокурором нарушения, просил установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил, что в бюджете поселения на 2020 год отсутствуют денежные средства на установку пешеходных ограждений. На исполнение муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Бираканского городского поселения на 2017-2022 годы» в бюджете поселения на 2020 год заложено 50 000 рублей, в то время как согласно локальному сметному расчету для устройства пешеходных ограждений требуется 692694,34 рублей. Администрация обратилась в управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО с просьбой оказать финансовую помощь из средств регионального дорожного фонда для установки металлического барьерного ограждения. Согласно ответу заместителя начальника управления до решения вопроса о выделении денежных средств из средств регионального дорожного фонда необходимо изготовить проектно-сметную документацию на обустройство пешеходного перехода, что также потребует денежных затрат. В связи с этим считает, что срок, указанный прокурором, является недостаточным для исполнения судебного акта.
Представитель третьего лица - ОГИБДД УМВД России по ЕАО в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания уведомлен надлежащим образом. В заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в п. 5 ст. 3 Устава муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО.
Администрация Бираканского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, к полномочиям которой относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (п.4 ч.1 ст.27 Устава).
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно требованиям пункта 13 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по содержанию автомобильных дорог, в соответствии с которой в состав мероприятий по содержанию дорог входят работы по установке недостающих дорожных знаков, светофорных объектов, светоотражающих щитков на осевом дорожном ограждении, барьерных ограждений, сигнальных столбиков и световозвращающих устройств; устройство недостающих искусственных дорожных неровностей (подпункты 1 - 3, 11 пункта 10).
В соответствии с пунктом 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденный Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425, введенного в действие с 1 апреля 2020 года, у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений применяют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
В судебном заседании установлено, что 18.06.2019 комиссией в составе государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД УМВД России по ЕАО и начальника отдела обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог ОГКУ «Автодорпроектконтроль» проведено обследование пешеходных переходов вблизи образовательного учреждения, расположенного на территории Бираканского городского поселения, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно на пешеходном переходе вблизи МБОУ «СОШ № 15 п.Биракан», п.Биракан ул.Вокзальная, 7 (в районе пересечения с пер.Советский), по ул.Вокзальная (в районе пересечения с ул.Октябрьской) отсутствуют пешеходные ограждения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно сообщению главы администрации «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО часть указанных в представлении нарушений, устранены. Установка ограждений запланирована на 2020 год, так как в 2019 году в бюджете поселения нет денежных средств.
Совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств нашли свое подтверждение доводы искового заявления прокурора об имеющихся нарушениях требований законодательства о безопасности дорожного движения, допущенных администрацией Бираканское городское поселение, что не оспаривалось стороной ответчика.
Учитывая вышеприведенные нормативные требования, а также то обстоятельство, что ненадлежащее устройство автомобильных дорог вблизи образовательного учреждения создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью пешеходов, в том числе несовершеннолетних учащихся, что противоречит требованиям Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающих на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязанность обеспечивать безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Как установлено в судебном заседании, бюджет муниципального образования «Бираканское городское поселение» на 2020 год составляет 9710,6 тысяч рублей, на исполнение муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения на территории Бираканского городского поселения» в бюджете заложено 50 000 рублей.
Согласно локальному сметному расчету стоимость установки металлических барьерных ограждений в п.Биракан составляет 692694,34 рублей.
Исследованные документы подтверждают доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете Бираканского городского поселения на 2020 год денежных средств для устранения нарушений в области безопасности дорожного движения.
В целях исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 20.02.2015 № Пр-287 по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, ДД.ММ.ГГГГ администрация Бираканского городского поселения обратилось в управление автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО с просьбой оказать поселению финансовую помощь из средств регионального дорожного фонда для установки металлического барьерного ограждения в п.Биракан.
Как следует из ответа заместителя начальника управления автомобильных дорог и транспорта правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение, до разрешения вопроса об оказании финансовой помощи из средств регионального дорожного фонда, администрации Бираканского городского поселения необходимо изготовить проектно-сметную документацию на обустройство пешеходного перехода в соответствии с требованиями новых национальных стандартов путем заключения муниципальных контрактов с проектными организациями, имеющими допуск СРО по проектированию.
Принимая во внимание, что для установки пешеходных ограждений потребуются значительные денежные средства, которые в бюджет Бираканского городского поселения на 2020 год не заложены, производству данных работ предшествует разработка проектно-сметной документации путем заключения муниципального контракта с проектной организацией, такие работы проводятся в теплый период времени, суд считает, что срок, указанный прокурором, недостаточен для исполнения решения суда, и считает приемлемым установить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Учитывая, что той же статьей закона органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с ответчика в данном случае не подлежит.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», руководствуясь ст.ст. 45, 56, 57, 103, 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Бираканское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на пешеходном переходе вблизи МБОУ СОО «Школа № 15 п.Биракан» по ул.Вокзальная п.Биракан Облученского района ЕАО (в районе пересечения с ул.Октябрьской и с пер.Советским) ограничивающие пешеходные ограждения в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Суржикова
мотивированное решение изготовлено 24.04.2020
Судья А.В. Суржикова