Решение по делу № 2а-376/2018 от 22.01.2018

Дело № 2а-376/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 февраля 2018 года                                                    г. Феодосия

    Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                               Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря                                                Аблязовой Э.Р.

    представителя административного истца               Мамутова Ш.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шустрова А.А. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкурат Т.С. (заинтересованное лицо – Администрация города Феодосия Республики Крым) о признании незаконным и отмене решения, и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Шустров А.А., через своего представителя Мамутова Ш.С., обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом лит. «<данные изъяты>», общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, изложенное в сообщении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 10 ноября 2017 года                          № 90/019/101/2017-950 и обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать за ним в целом право собственности на указанный               жилой дом с внесением записи в Единый государственный реестр прав                     на недвижимое имущество и сделок с ним.

В обоснование требований указал, что он является арендатором земельного участка общей площадью 1958 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –           для индивидуального жилищного строительства, кадастровый , на основании договора аренды земельного участка            № 296 от 28 декабря 2016 года, зарегистрированного 02 июня 2017 года в государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за . Ранее указанный земельный участок находился у него в аренде на основании договора аренды земли от 01 сентября 2006 года, зарегистрированного в установленном законом порядке 28 сентября 2006 года за . На вышеуказанном земельном участке им построен жилой дом лит. «<данные изъяты>» с мансардой и цокольным этажом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Указанный дом был введен в эксплуатацию, что подтверждается Декларацией о готовности объекта к эксплуатации                   <данные изъяты>, зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым 01 февраля 2012 года.            11 декабря 2015 года сведения об указанном объекте недвижимости,                 как о ранее учтенном, были внесены в государственный кадастр недвижимости, и данному жилому дому присвоен кадастровый номер               . 28 сентября 2017 года, в установленном законом           порядке, он обратился в государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный жилой <адрес>-в по                   <адрес> в <адрес> <адрес> Республики Крым. Однако сообщением об отказе в государственной регистрации государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и                кадастру Республики Крым Шкурат Т.С. от ДД.ММ.ГГГГ                             № 90/019/101/2017-950 ему было отказано в государственной регистрации права собственности на данный жилой дом. Из указанного сообщения следует, что основанием для отказа послужило то обстоятельство,                        что государственным регистратором был сделан запрос в Службу государственного строительного надзора Республики Крым о предоставлении информации проводилась ли регистрация Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 01 февраля 2012 года                            № КР-18212015779, зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым, предоставленной в качестве правоустанавливающего документа на жилой дом, а также о предоставлении надлежащим образом заверенной копии указанной декларации; согласно полученному ответу установлено, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым действует на основании положения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 169, является исполнительным органом государственной власти Республики Крым – субъекта Российской Федерации, правопреемником инспекции ГАСК в АР Крым (территориального органа Госархстройинспекции Украины) не является и документами указанного органа не обладает.

Указывая на отсутствие каких-либо сведений о том, что Декларация о готовности объекта к эксплуатации от 01 февраля 2012 года                               № КР-18212015779, зарегистрированная Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым, является недействительной или отменена, а также каких-либо доказательств, свидетельствующих о ее недостоверности или незаконности, полагает, что решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации               права собственности за ним на жилой <адрес>-в по <адрес> в                   <адрес> <адрес> Республики Крым противоречит действующему законодательству, нарушает его права как собственника указанного недвижимого имущества, следовательно, подлежит отмене.

Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что он безосновательно лишен возможности в установленном законом порядке оформить право собственности на принадлежащий ему жилой дом, просил исковые требования удовлетворить.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 24 января 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкурат Т.С..

Административный истец Шустров А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного истца Мамутов Ш.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и дал суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Административный ответчик Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем Борзенковым А.В., действующим на основании доверенности, суду поданы возражения, в которых он просит в удовлетворении административного иска Шустрова А.А. отказать в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Административный ответчик государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкурат Т.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Заинтересованное лицо – Администрация города Феодосия Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направила и о причинах его неявки в судебное заседание не сообщила.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При рассмотрении вопроса о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, административного ответчика государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкурат Т.С., представителя заинтересованного лица – Администрации города Феодосия Республики Крым, представитель административного истца Мамутов Ш.С. полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, указав при этом на отсутствие уважительных причин неявки в судебное заседание административных ответчиков и представителя заинтересованного лица.

Учитывая мнение представителя административного истца, надлежащее извещение административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица о времени и месте судебного заседания, а также, что судом их явка не признана обязательной, принимая во внимание предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации процессуальные сроки рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, а также, что участники процесса имеют право на осуществление судопроизводства в разумные сроки, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется; каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 45, пункты 1 и 2 статьи 46).

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктами 4, 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, установлено, что указанный орган осуществляет государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Осуществление функций по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества на территории Республики Крым в соответствии с Соглашением от 16 ноября 2016 года № 2432-р, передано уполномоченному органу – Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована на момент возникновения спорных правоотношений нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года                     № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу положений пункта 3 статьи 1, статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 1, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него; государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке; при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, – при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

Пунктом 12 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года                   № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением Коктебельского поселкового совета города Феодосия АР Крым от 28 июля 2006 года Шустрову А.А. была утверждена техническая документация по землеустройству по оформлению права аренды земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; и передан в аренду на <данные изъяты> лет, до 28 июля 2055 года, земельный участок площадью                <данные изъяты> га, кадастровый номер – , для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, (УКЦИЗ 1.8), за счет земель поссовета не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах пгт. Коктебель, угодья – застроенные земли, в т.ч. одно и двухэтажной застройкой.

Как следует из договора аренды земельного участка № 296 от                       28 декабря 2016 года, заключенного между Администрацией города Феодосия Республики Крым, как арендодателем, и Шустровым А.А., как арендатором, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером , в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане), приложенном к договору, и являющемся его неотъемлемой частью, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, цель предоставления: строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, в соответствии с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. На участке находится жилой дом, кадастровый (кадастровый паспорт от 11 декабря 2015 года ). На земельный участок ограничения не установлены.

Согласно пункту 2 указанного договора аренды земельного участка договор заключен сроком до 28 июля 2055 года; участок считается переданным арендодателем в аренду арендатору с даты, указанной                                 в акте передачи земельного участка, являющемся обязательным приложением к договору (приложение № 3); договор вступает в силу с даты его государственной регистрации в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Согласно акту передачи от 28 декабря 2016 года (приложение № 3 к договору аренды № 296 от 28 декабря 2016 года) арендодатель передал, а арендатор принял вышеуказанный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., в соответствии с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений.

02 июня 2017 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (номер регистрационного округа 90) произведена государственная регистрация указанного договора аренды земельного участка № 296 от 28 декабря 2016 года (номер регистрации ).

Как следует из сведений, содержащихся в техническом паспорте                 № 103706, составленном Филиалом государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в городе Феодосия по состоянию на 04 мая 2011 года, на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, расположен жилой дом лит. «<данные изъяты>» с мансардой, терраса лит. «<данные изъяты>», сарай                 лит. «<данные изъяты>», летний душ лит. «<данные изъяты>».

Согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации (оконченный строительством жилой дом лит. «<данные изъяты>» с хозяйственными строениями, находящийся по адресу: <адрес>, <адрес>) 01 февраля 2012 года она была зарегистрирована Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым за № КР-18212015779 и скреплена печатью. Общая площадь строения указана – <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м.

По информации Филиалом государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в городе Феодосия жилой дом лит. «<данные изъяты>»                 (3 этажа с мансардой), терраса лит. «<данные изъяты>», сарай лит. «<данные изъяты>», летний душ лит. «<данные изъяты>» сданы в эксплуатацию согласно Декларации о готовности объекта к эксплуатации от 01 февраля 2012 года № КР-18212015779.

Как следует из кадастрового паспорта, 11 декабря 2015 года сведения об объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> как о ранее учтенном, были внесены в государственный кадастр недвижимости и данному объекту недвижимости присвоен кадастровый .

28 сентября 2017 года Шустров А.А. через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , предоставив в качестве правоустанавливающего документа Декларацию о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированную 01 февраля 2012 года Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым за                № КР-18212015779.

Сообщением об отказе государственной регистрации государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкурат Т.С. от 10 ноября 2017 года № 90/019/101/2017-950 на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением 03 августа 2017 года срока приостановления, указанного в направленном Шустрову А.А. уведомлении от 03 июля 2017 года, ему (Шустрову А.А.) отказано в государственной регистрации права собственности на объект: наименование: жилой дом, КН/УН: , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Как следует из указанного сообщения основанием для отказа послужило то обстоятельство, что государственным регистратором был сделан запрос в Службу государственного строительного надзора Республики Крым о предоставлении информации проводилась ли регистрация Декларации о готовности объекта к эксплуатации от                          01 февраля 2012 года № КР-18212015779, зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым, предоставленной Шустровым А.А. в качестве правоустанавливающего документа на жилой дом, а также о предоставлении надлежащим образом заверенной копии указанной декларации. Согласно полученному ответу установлено, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым действует на основании положения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 169, является исполнительным органом государственной власти Республики Крым – субъекта Российской Федерации, правопреемником инспекции ГАСК в АР Крым (территориального органа Госархстройинспекции Украины) не является и документами указанного органа не обладает. В связи с этим Служба государственного строительного надзора Республики Крым лишена возможности предоставить запрашиваемую информацию.

Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от               21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Статьей 1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» предусмотрено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года           № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно части 1 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля             2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных                     и земельных отношений на территории Республики Крым» к                          правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления                          в силу Федерального конституционного закона, применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от                11 апреля 2014 года № 2039-6/14 утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов. Настоящий Порядок определяет процедуру принятия в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства на территории Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264 утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.

Согласно подпункту 22 пункта 1 указанного перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объект недвижимого имущества и необходимым для государственной регистрации, является изданное (выданное) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2014 года № 308-ЭС14-1939 по делу № 919/859/13, нормы Федерального конституционного закона от                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ не имеют обратного действия, на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, распространяется законодательство, которое действовало в момент их заключения. При этом нормы материального права украинского законодательства применяются с учетом отсутствия противоречий их нормам российского законодательства.

В статье 3 Закона Украины от 01 июля 2004 года № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое и их обременениях» определено, что право на недвижимое имущество возникает с момента регистрации. Обязательной регистрации подлежит право собственности.

Пунктом 2 статьи 5 Закона Украины от 01 июля 2004 года № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое и их обременениях» установлено, что, если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию объекта недвижимости, государственная регистрация прав на такой объект недвижимости проводится после принятия его в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество, которое подтверждает право собственности при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выдается физическим лицам, в том числе, на объект недвижимости принятый в эксплуатацию.

Аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2039-6/14, зарегистрированная декларация или выданный сертификат являются основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов – воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, и подтвержденной им в ряде других решений, изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно осуществляться таким образом,           чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. При этом недопустимо придание обратной силы нормам и правилам, ухудшающим правовое положение лиц.

До 18 марта 2014 года порядок получения разрешения на выполнения строительных работ на территории Республики Крым регулировался Законом Украины от 17 февраля 2011 года № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности», а также Постановлениями Кабинета Министров Украины № 466 от 13 апреля 2011 года «О некоторых вопросах выполнения подготовительных и строительных работ» и № 461 от 13апреля 2011 года «О вопросах ввода в эксплуатацию готовых объектов».

В соответствии с положениями статьи 39 Закона Украины от                17 февраля 2011 года № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» прием в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I-III категорий сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности об объекта к эксплуатации.

Форма декларации о готовности объекта к эксплуатации, порядок ее представления и регистрации определялись Кабинетом Министров Украины.

Датой принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации или выдачи сертификата.

Заказчик в соответствии с законом несет ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации о готовности объекта к эксплуатации, и за эксплуатацию объекта без зарегистрированной декларации или сертификата.

Заказчик обязан в течение семи календарных дней со дня ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта письменно проинформировать об этом местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по местонахождению объекта строительства.

Закон Республики Крым от 16 января 2015 года № 67-ЗРК                        «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» не содержит требований о подтверждении ранее выданной разрешительной документации, подтверждающей готовность объекта к эксплуатации.

При рассмотрении дела судом установлено, что государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации                 и кадастру Республики Крым при принятии решения о                    государственной регистрации права собственности не учел предоставленную Шустровым А.А. Декларацию о готовности объекта к эксплуатации                № КР-18212015779, зарегистрированную Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым 01 февраля                                2012 года, безоговорочно, как того требуют положения Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а направил для подтверждения информации о проведении регистрации указанной декларации запрос в Службу государственного строительного надзора Республики Крым.

В сообщении государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым

В сообщении государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики                        Крым Шкурат Т.С. от 10 ноября 2017 года № 90/019/101/2017-950                       об отказе Шустрову А.А. в государственной регистрации права            собственности на жилой дом также указано, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым лишена возможности предоставить запрашиваемую информацию ввиду ее отсутствия.

Однако, указанная информация, изложенная в сообщении государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкурат Т.С. от 10 ноября 2017 года № 90/019/101/2017-950, не соответствует действительности.

Как следует из ответа от 10 октября 2017 года № 1113/6582                         на запрос государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Шкурат Т.С. от 05 октября 2017 года № 43/7962 о предоставлении информации относительно декларации о готовности объекта к эксплуатации № КР-18212015779 от                 01 февраля 2012 года, зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым, Служба государственного строительного надзора Республики Крым сообщила, что согласно данным, находящимся на общедоступном сайте Госархстройиспекции Украины dabi.gov.ua обнаружена информация о регистрации территориальным органом Госархстройинспекции Украины – Инспекцией ГАСК в АР Крым декларации № КР-18212015779 о готовности объекта к эксплуатации «Жилой дом с хозяйственными строениями. <адрес>, <адрес>».

При таких обстоятельствах, подлинность вышеуказанной Декларации                      № КР-18212015779 о готовности объекта к эксплуатации не вызывает сомнений.

Направить копию декларации в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Служба государственного строительного надзора Республики Крым не имеет возможности в связи с тем, что она не является правопреемником территориального органа Госархстройинспекции Украины – Инспекции ГАСК в АР Крым, и соответственно, документами указанного органа не обладает.

Таким образом, Декларация о готовности объекта к эксплуатации «Жилой дом с хозяйственными строениями. <адрес>, <адрес>,                    <адрес>, <адрес>» в силу статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» является основанием для государственной регистрации права собственности Шустрова А.А. на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Проанализировав вышеизложенное, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым неправомерно отказал Шустрову А.А. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,            <адрес>, <адрес>, в связи с чем решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации № 90/019/101/2017-950 от 10 ноября 2017 года, подлежит признанию незаконным, а требования административного истца в данной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, правовые основания для удовлетворения остальной части заявленных административным истцом требований о возложении на ответчика обязанности зарегистрировать за ним (административным истцом) право собственности на жилой дом отсутствуют, поскольку суд не             является уполномоченным органом, осуществляющим проверку                     соответствия заявления и поданных к нему документов требованиям и условиям, установленным действующим законодательством, принятие соответствующих решений относительно государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и не входит в компетенцию суда.

При этом в целях защиты нарушенных прав административного              истца, учитывая положения пункта 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о праве суда выйти за пределы заявленных требований, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на административного ответчика – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанности повторно рассмотреть заявление               Шустрова А.А. о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,           <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Полный текст решения изготовлен 22 февраля 2018 года.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Административный иск Шустрова А.А. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права собственности за Шустровым А.А. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , изложенное в сообщении об отказе в государственной регистрации от 10 ноября 2017 года № 90/019/101/2017-950.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление Шустрова А.А. о государственной регистрации за Шустровым А.А. права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , и принять решение в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                  Судья:                                                              Чибижекова Н.В.

2а-376/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шустров А.А.
Ответчики
Госкомрегистр РК
Шкурат Татьтяна Сергеевна
Другие
Администрация г. Феодосии
Мамутов Ш.С.
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Чибижекова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
22.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2018[Адм.] Судебное заседание
19.02.2018[Адм.] Судебное заседание
22.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее