дело № 3а–38/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2017 года город Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,
пре секретаре Масленниковой М.А.
с участием:
представителя административного истца Антоновой Е.М.
представителя Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю Кийковой Е.А.
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лысых Юрия Антоновича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
установил:
Лысых Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением кМинистерству имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости
В обоснование иска указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Георгиевский район, в границах муниципального образования с.Новозаведенного, в пределах землепользования ООО «Новозаведенское».
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 года № 1381 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 18.05.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 30801774 рубля по состоянию на 14 декабря 2015 года.
Административный истец считает, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка завышена, не соответствует его рыночной стоимости, что является нарушением прав административного истца как собственника земельного участка, и, следовательно, плательщика земельного налога, рассчитываемого с учетом его кадастровой стоимости.
Лысых Ю.А. обратился в ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» для определения рыночной стоимости земельного участка.
Оценщиком указанной организации Малько Т.В. подготовлен Отчет № 000266Ю/2016 от 28.11.2016г об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки. Согласно Отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Георгиевский район, в границах муниципального образования с.Новозаведенного, в пределах землепользования ООО «Новозаведенское», составила 10505 000 рублей по состоянию на 14 декабря 2015 года.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Приказом Министерства имущественных отношений от 27.11.2015 года № 1381, по состоянию на указанную дату значительно превышает его рыночную стоимость.
Согласно Положительному экспертному заключению № 1110/13-16 от 29.11.2016г Саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» определенная в Отчете № 000266Ю/2016 от 28.11.2016г стоимость объекта оценки подтверждена, отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ссылаясь на нормы законодательства, указывает, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная в установленном законом порядке, как правило, не может превышать его реальную рыночную стоимость.
В административном исковом заявлении просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Георгиевский район, в границах муниципального образования с.Новозаведенного, в пределах землепользования ООО «Новозаведенское», равной его рыночной стоимости в размере 22160731 (Двадцать два миллиона сто шестьдесят тысяч семьсот тридцать один) рубль по состоянию на 14 декабря 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца Антонова Е.М. просила удовлетворить заявленные требования в объеме, изложенном в заявлении.
Представитель ответчика Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю Кийкова Е.А. просила принять законное и обоснованное решение по делу.
Лысых Ю.А., представители административных ответчиков и заинтересованного лица Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не известили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащих образом.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле суд приходит к следующему.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу п.1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ, определено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В связи с толкованием норм налогового законодательства административный истец, как законный правообладатель (собственник) земельного участка является плательщиком земельного налога. При этом расчет земельного налога исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела, Лысых Ю.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:25:000000:7535, площадью 4103839 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Георгиевский район, в границах муниципального образования с.Новозаведенного, в пределах землепользования ООО «Новозаведенское».
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 года № 1381 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2015 года.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости от 18.05.2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 30801774 рубля по состоянию на 14 декабря 2015 года.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил составленные оценщиком ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» Отчет № 000266Ю/2016 от 28.11.2016г об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату оценки.
Согласно Отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Георгиевский район, в границах муниципального образования с.Новозаведенного, в пределах землепользования ООО «Новозаведенское», составила 10505 000 рублей по состоянию на 14 декабря 2015 года.
На указанный отчет об оценке Саморегулируемой организацией оценщиков «Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков» дано положительное экспертное заключение № 1110/13-16 от 29.11.2016г, согласно которому Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, определенная в Отчете стоимость объекта оценки подтверждена.
В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии со статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству административного истца на основании определения суда от 07 февраля 2017 года.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 024/ЭО-17 от 22.03.2017 г, выполненной экспертом ООО «Эксперт-профи», представленный Отчет оценщика не соответствует Федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 14 декабря 2015 года составляет 22160 731 рубль.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемых объектов; определение рыночной стоимости в рамках использованного экспертом сравнительного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Ходатайств о вызове и допросе в судебном заседании эксперта, подготовившего экспертизу, а также о назначении повторной судебной оценочной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено.
При таких данных, а также учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость земельных участков, заинтересованными лицами в суд не представлено, суд не находит оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.
Отличие от кадастровой стоимости объекта недвижимости величины его рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
На основании изложенного, административный иск Лысых Ю.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря 2015 года подлежит удовлетворению частично - в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
В силу положений абзаца пятого статьи 24.20 Федеральный закон N 135- ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
По настоящему делу заявление Лысых Ю.А. поступило в Ставропольский краевой суд 13 декабря 2016 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
требования Лысых Юрия Антоновича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Георгиевский район, в границах муниципального образования с.Новозаведенного, в пределах землепользования ООО «Новозаведенское», равной его рыночной стоимости в размере 22160731 (Двадцать два миллиона сто шестьдесят тысяч семьсот тридцать один) рубль по состоянию на 14 декабря 2015 года.
В удовлетворении требований Лысых Юрия Антоновича к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 10505 000 (Десять миллионов пятьсот пять тысяч) рублей на 14 декабря 2015 года отказать.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости Лысых Ю.А. обратился в Ставропольский краевой суд 13 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы в Ставропольский краевой суд.
Судья Ставропольского
краевого суда Е.А.Строчкина.