Судья Сестракова Л.В. Дело № 33-940/2023 (2-1531/2022)
25RS0039-01-2022-002600-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 февраля 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Мельниковой О.Г.
судей Рыженко О.В., Семенцова А.О.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, КГУП «Приморский водоканал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе КГУП «Приморский водоканал» на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 ноября 2022 года, которым исковые требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Рыженко О.В., пояснения представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края Манаевой М.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю обратилось в суд с названным иском, указав, что в соответствии с постановлением администрации Надеждинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № КГУП «Приморский водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Надеждинского муниципального района. В рамках проведенной проверки в связи с ухудшением качества холодной воды был проведен отбор и исследование качества воды перед подачей в разводящую сеть п. Оленевод. По результатам государственного лабораторного контроля качества воды установлен факт несоответствия качества холодной воды перед подачей в разводящую сеть и в разводящей сети гигиеническим нормативам, установленным в разделе III «Нормативы качества и безопасности воды» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по органолептическим, физико-химическим показателям и содержанию токсичных элементов, что также является нарушением требований п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Также проверкой установлено, что на территории п. Оленевод не введена в эксплуатацию станция обезжелезивания, где на протяжении многих лет регистрируется несоответствие качества питьевой воды по показателю «железо общее». На водоисточнике не организована зона санитарной охраны, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным нормам и правилам с целью использования воды для питьевых нужд. По данным фактам в адрес администрации Надеждинского муниципального района были направлены соответствующие уведомления, согласно которым надлежало разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. До настоящего времени указанные мероприятия не проведены.
На основании изложенного просит суд признать противоправными действия администрации Надеждинского муниципального района и КГУП «Приморский водоканал», выразившиеся в непринятии мер по обеспечению соответствия качества холодной воды на территории п. Оленевод санитарно- эпидемиологическим требованиям, что является нарушением ч. 1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района и КГУП «Приморский водоканал» обеспечить на территории п. Оленевод подачу холодной воды, качество которой соответствует гигиеническим нормативам, установленным разделом III «Нормативы качества и безопасности воды» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по органолептическим и физико-химическим показателям.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района и КГУП «Приморский водоканал» довести решение суда до потребителей через средства массовой информации в установленные судом сроки.
Представитель истца Полупанова Е.А. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района в судебное заседание не явился.
Представитель КГУП «Приморский водоканал» Давыденко Л.П. в судебное заседание не явилась, в удовлетворении иска просила отказать по доводам письменных возражений об истечении срока действия договора в отношении имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения ДД.ММ.ГГГГ, обязанности органа местного самоуправления по строительству очистных сооружений, просил учесть финансовое положение предприятия.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены в части. Признаны противоправными действия администрации Надеждинского муниципального района и КГУП «Приморский водоканал», выразившиеся в непринятии мер по обеспечению соответствия качества холодной воды на территории п. Оленевод санитарно-эпидемиологическим требованиям.
На администрацию Надеждинского муниципального района и КГУП «Приморский водоканал» возложена обязанность обеспечить на территории п. Оленевод подачу холодной воды, качество которой соответствует гигиеническим нормативам, установленным разделом III «Нормативы качества и безопасности воды» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по органолептическим и физико-химическим показателям в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На администрацию Надеждинского муниципального района и КГУП «Приморский водоканал» возложена обязанность довести решение суда до потребителей через средства массовой информации в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С постановленным решением не согласился КГУП «Приморский водоканал», просит отменить решение по мотивам его незаконности и необоснованности, ссылается на то, что в рассматриваемом предмете иска солидарная ответственность не предусмотрена, судом не мотивирован вывод о предъявлении иска к надлежащему ответчику в лице КГУП «Приморский водоканал». Кроме того, достаточными финансовыми средствами для осуществления строительства станции обезжелезивания (очистные сооружения) КГУП «Приморский водоканал» не обладает. В случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы просят изменить решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 ноября 2022 года в части установления ответчикам срока для его исполнения и принять по делу в указанной части новое решение, установив срок исполнения решения суда - 5 лет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Надеждинского муниципального района Приморского края полагала, что судом первой инстанции установлен недостаточный срок для исполнения обязательств. Кроме того, бюджет Надеждинского муниципального района Приморского края является высокодотационным, осуществить исполнение судебного решения возможно при соответствующем финансировании из краевого бюджета.
Остальные стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств не направляли.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего делу судом первой инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю проверки в связи с ухудшением качества холодной воды системы водоснабжения п. Оленевод Надеждинского муниципального района Приморского края, установлено, что
на северозападной окраине с. Оленевод, правый склон долины р. Раздольное расположена скважина №. Вода из скважины поступает в накопительную емкость водонапорной башни, не обеззараживается и по водоводу подается в сеть п. Оленевод. ДД.ММ.ГГГГ проведен отбор проб с лабораторным контролем качества воды: из источника скважина №, - разводящая сеть с. Оленевод ближайшая скважина.
По результатам государственного лабораторного контроля качества воды (протокол испытаний 14903-В от 11.11.2021) установлены несоответствия гигиенических нормативов, а именно: проба воды, отобранная из скважины № п. Оленевод, не соответствует требованиям раздела III таб. 3.1, таб. 3.13 СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" по органолептическим, физико-химическим показателям и содержанию токсичных элементов: цветность - 29,48 градусов, гигиенический норматив - не более 20 градусов, мутность - 8,13 мг\дмЗ, гигиенический норматив - не более 1,5 мг\дмЗ, железо - 2.96 мг\дмЗ, гигиенический норматив - не более 0,3 мг\дмЗ, марганец - 0,48 мг\дмЗ, гигиенический норматив - не более 0,1 мг\дмЗ. Результаты исследований по показателям: запах при 20°С, нитраты, хлориды, нитриты, общая жесткость, водородный показатель (рН), сульфаты, фтор, окисляемость перманганатная, сухой остаток, аммиак и аммоний-ион, общее микробное число (ОМЧ) термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ), общие (обобщенные) колиформные бактерии (ОКБ) находятся в пределах гигиенических нормативов.
По результатам государственного лабораторного контроля качества воды (протокол испытаний 14890-В от 11.11.2021) установлены несоответствия гигиенических нормативов, а именно: проба воды, отобранная в разводящей сети п. Оленевод (колонка по <адрес>), не соответствует требованиям раздела III таб. 3.1, таб. 3.13 СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" по органолептическим, физико-химическим показателям: цветность - 28,77 градусов, гигиенический норматив - не более 20 градусов, мутность - 17,36 мг\дмЗ, гигиенический норматив - не более 1,5 мг\дмЗ, железо общее - 4,23 мг\дмЗ, гигиенический норматив - не более 0,3 мг\дмЗ. Результаты исследований по показателям: запах при 20°С, водородный показатель (рН). окисляемость перманганатная, общее микробное число (ОМЧ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ), общие (обобщенные) колиформные бактерии (ОКБ) находятся в пределах гигиенических нормативов.
Согласно экспертному заключению о проведении санитарно- эпидемиологической экспертизы №.1 от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» исследованные пробы воды, отобранные в п.Оленевод Надеждннского района Приморского края из скважины №, из разводящей сети <адрес> (колонка по <адрес>) не соответствуют требованиям гигиенических нормативов.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация водоснабжения населения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, а КГУП «Приморский водоканал» определен в соответствии с постановлением администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории Надеждинского муниципального района, пришел к выводу о том, что ответчиками не приняты меры по обеспечению качества холодной воды, что является нарушением действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях разрешения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.
Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в том числе организация водоснабжения населения, в том числе прниятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (п. 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одним из направлений государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного, качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктом 1, 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Как следует из положений статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и части 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация водоснабжения граждан является прямой обязанностью органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы КГУП «Приморский водоканал» о немотивированных причинах возложения обязанности на ответчиков в солидарном порядке не могут быть признаны обоснованными, поскольку такого указания резолютивная часть обжалуемого решения не содержит.
Довод ответчика о немотивированном выводе суда о предъявлении иска к ответчику КГУП «Приморский водоканал» не влияет на законность судебного решения, с учетом установленных судом обстоятельств несоответствия качества воды (химико-физических показателей) и обязанностью гарантирующей организации подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Указание судом недостаточности срока исполнения ответчиками обязанности исполнения судебного решения в отсутствие доказательств разработанного плана мероприятий по приведению качества холодной воды гигиеническим нормативам не является недостатком судебного акта.
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда полагает, что выводы суда первой инстанции в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу КГУП «Приморский водоканал» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.02.2023.