Дело № 2-11456/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Васиной Д.К., при секретаре Бондарь А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Малаховой Т.М. к № отделу ФГКУ "ответчик", начальнику № отдела ФГКУ "ответчик", МУП «ответчик2», Управлению Федеральное миграционной службы России по ..... области в лице отдела в поселке Власиха об обязании произвести регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Малахова Т.М. обратилась в суд с к ответчикам с учётом уточнений, в котором просит суд обязать начальника № отдела ФГКУ "ответчик" Гринева А.В. заверить его подписью заявление по форме № на имя Малаховой Т.М. о вселении в жилое помещение по адресу: АДРЕС; обязать начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по ..... области в поселке ..... зарегистрировать истицу по месту жительства в квартире АДРЕС
В обоснование требований истица ссылается на то, что решением суда на начальника № отдела «"ответчик"» была возложена обязанность по заключению с Малаховой Т.М. договора служебного найма жилого помещения в отношении указанного выше жилого помещения, что было исполнено обязанным лицом. Для регистрации в квартире истица обратились в Управление ФМС России по ..... области (отдел в АДРЕС), где было установлено, что для регистрации необходимо оформить заявление по форме № и заверить его у начальника № отдела ФГКУ «"ответчик"». Просьба истицы о заверении заявления начальником отдела была отклонена, отказ истица считает незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Представитель истицы в судебном заседании на исковых требованиях настаивал с учётом уточнений по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики, будучи извещенными судом о месте и времени рассмотрения дела, в суд представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, возражений против иска не представили, в связи с чем дело, с учетом мнения представителя истца, настаивавших на рассмотрении дела, рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков. От представителя Управление ФМС России по ..... области (отдел в АДРЕС) поступил отзыв, в котором указано, что с исковыми требованиями согласны.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исковые требования находит подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ. Решение Одинцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Малаховой Т.М. к начальнику № отдела ФГКУ «"ответчик"» было отменено и вынесено новое решением, которым на начальника № отдела ФГКУ «"ответчик" Гринева А.В. возложена обязанность заключить с истцом Малаховой Т.М. договор служебного найма жилого помещения, на квартиру, расположенную по адресу: АДРЕС (л.д.13-14).
Во исполнение указанного апелляционного опредедения, вступившего в законную силу, с истицей был заключен договор служебного найма жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: АДРЕС (л.д.23-24).
Как указывает истица, не оспаривается ответчиками, истцы постоянно проживают по указанному адресу, указанное выше жилое помещение является для них единственным местом проживания, какого-либо иного места жительства мы не имеем.
С целью регистрации по месту жительства истец, являющийся нанимателем по договору найма служебного жилого помещения, обратился с заявлением в Управление Федеральной миграционной службы России по ..... области (отдел в АДРЕС).
Из ответа на заявление следует, что для регистрации по месту жительства истице необходимо оформить заявление по форме № и заверить у начальника № отдела ФГКУ "ответчик" Гринева А.В., после чего истица будет поставлена на регистрационный учет (л.д.28).
Начальник № отдела ФГКУ "ответчик" отказал истицы в оформлении указанного заявления формы №, указав, что указанная запись о вселении № будет противоречить условиям договора найма служебного жилого помещения, т.к. договором не предусмотрена регистрация по месту проживания истицы.
В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
Ограничение данного конституционного права граждан допускается лишь на основании закона. Государство проводит регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Органами регистрационного учета граждан (РФ и иностранных граждан) по месту пребывания и по месту жительства являются территориальные органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральная миграционная служба)
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 6 указанного выше Закона РФ предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.
Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. №.
За нарушение требований Закона о регистрации по месту жительства предусмотрена административная ответственность. В случаях, предусмотренных Законом РФ, гражданину может быть отказано в регистрации по месту жительства: 1. Если дом грозит обвалом; 2. Если размер площади жилого помещения приходится на одного человека менее нормы; 3. Если в судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18 лет; 4. Если ордер на вселение признан недействительным.
При этом нормы закона, регламентирующие правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникших по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту жительства.
Регистрация по месту жительства является административным актом. Отказ в регистрации по месту жительства правомерен только в случае, если это противоречит закону: строго в предусмотренных законом случаях (приведены выше).
Кроме того, право пользования является основанием для регистрации по месту жительства, а не наоборот.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №», регистрационный учет носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина в соответствии с его волеизъявлением по месту пребывания или жительства; представление гражданином документов, удостоверяющих личность и подтверждающих субъективное право на проживание в жилище, порождает у органа регистрационного учета обязанность зарегистрировать гражданина по месту жительства в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства; проверка документов, являющихся основанием для вселения в жилое помещение, на предмет соответствия требованиям закона не возложена на органы регистрационного учета и не должна ими осуществляться, поскольку иное означало бы неправомерное вторжение этих органов в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений, что не предусмотрено законом и не совместимо с уведомительным характером регистрации.
Указанные в ответе «"ответчик"» основания для отказа истцам в оформлении заявления соответствующей формы таковыми служить не могут. Ссылки в ответе на положения пункта 2 раздела 1 договора найма служебного жилого помещения, действительно предусматривающие предоставление жилого помещения без права регистрации по месту жительства в нем, не соответствуют закону, являются ничтожными, а потому применению не подлежит вне зависимости от того, оспорены ли они в судебном порядке.
С учетом изложенного исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать начальника № отдела ФГКУ "ответчик" Гринева А.В. заверить его подписью заявление по форме № на имя Малаховой Т.М. о вселении в жилое помещение по адресу: АДРЕС.
Обязать начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по ..... области в АДРЕС зарегистрировать Малахову Т.М. по месту жительства в квартире по адресу: АДРЕС.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.К. Васина