дело № 2а-46/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Ухолово Рязанской области 07 мая 2019 года
Ухоловский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Васина Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению
прокурора Ухоловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 39 КАС РФ),
у с т а н о в и л:
прокурор Ухоловского района Рязанской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования -Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 39 КАС РФ), указав в обоснование заявленных требований, что 27.03.2019 в ходе проведения проверки исполнения законодательства при обращении с отходами производства и потребления установлено, что на территории МО - Смолеевское сельское поселение в с. Смолеевка по направлению к бывшим животноводческим фермам, примерно в 300 м от администрации МО - Смолеевское сельское поселение расположена и функционирует несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Проверка показала, что на территории Смолеевского сельского поселения регулярная очистка муниципальной территории от отходов и мусора в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями организована не надлежащим образом.
В иске указывается, что следствием нарушения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий в области обращения отходов является ухудшение окружающей природной среды в месте ее размещения, что вызывает угрозу возникновения эпидемий среди населения.
В то же время администрацией муниципального образования - Смолеевское сельское поселение меры, направленные на регулярную очистку территории поселения от отходов в соответствии с санитарными требованиями, не принимаются, несанкционированные свалки на территории сельского поселения не ликвидируются.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия является одним из основных приоритетов государственной экологической политики.
Обращаясь с заявлением в суд, прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество лиц, права которых нарушаются загрязнением окружающей среды в результате несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, определить невозможно.
Прокурор Ухоловского района просил суд обязать администрацию муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в с. Смолеевка по направлению к бывшим животноводческим фермам, примерно в 300 м от администрации МО - Смолеевское сельское поселение, установив ответчику срок для исполнения 2 недели с момента вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик администрация муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области направила в суд письменное заявление и.о.главы администрации Пузаковой Е.Е., в котором указывают, что с требованиями прокурора Ухоловского района Рязанской области согласны и просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства от административного ответчика не поступало.
В связи с ходатайством прокурора Ухоловского района Рязанской области о рассмотрении административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства и непредставлением административным ответчиком возражений по поводу указанного порядка, судом определено рассмотреть иск в порядке главы 33 КАС РФ.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении дела признать иск полностью или частично, в связи с чем суд принимает признание административного иска административным ответчиком, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из содержания п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с содержанием ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Как следует из содержания ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2).
В части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Как закреплено в статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 6). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч. 7).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из представленных прокурором доказательств судом достоверно установлен факт существования несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области в с. Смолеевка по направлению к бывшим животноводческим фермам, примерно в 300 м от администрации МО - Смолеевское сельское поселение. Ее местоположение не удовлетворяет установленным требованиям законодательства, предъявляемым к полигонам твердых бытовых отходов.
Указанные факты не отрицаются ответчиком, подтверждаются справкой о проведении проверки исполнения законодательства при обращении с отходами производства и потребления от 27.03.2019, объяснением и.о. главы администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области от 25.03.2019.
Следствием нарушения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий в области обращения отходов является ухудшение окружающей природной среды в месте ее размещения, что вызывает угрозу возникновения эпидемий среди населения и лиц, временно пребывающих на территории поселения, т.е. неопределенного круга лиц.
Администрацией муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области не принимаются меры, направленные на организацию регулярной очистки территории поселения от отходов в соответствии с санитарными требованиями.
С учетом того, что установлен факт наличия несанкционированной свалки на территории муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области, обязанность и необходимость ее устранения административным ответчиком, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Ухоловского района Рязанской области требования являются законными, обоснованными, и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, присуждением к исполнению обязанности в натуре.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в случае удовлетворения административного иска и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает разумным установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178-180, 227, 293 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Ухоловского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области о понуждении к совершению действий (в порядке ст. 39 КАС РФ)удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования - Смолеевское сельское поселение Ухоловского муниципального района Рязанской области в срок - 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в с. Смолеевка Ухоловского района Рязанской области по направлению к бывшим животноводческим фермам, примерно в 300 м от администрации МО - Смолеевское сельское поселение.
Административному ответчику в течение одного месяца со дня исполнения решения суда необходимо сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу - прокурору Ухоловского района Рязанской области, об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Ухоловский районный суд Рязанской области в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: Ю.В. Васин