Решение по делу № 33а-1377/2022 от 13.04.2022

Судья Малыгин П.А.

Дело №33а-1377/2022

10RS0011-01-2022-000070-25

2а-1264/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 мая 2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Соляникова Р.В., Коваленко В.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 января 2022 г. по административному исковому заявлению Петрова Андрея Анатольевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Петров А.А. 19 августа 2021 г. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № 10:20:0064702 в районе с. Деревянное Прионежского района Республики Карелия (м. Хутор), имеющего площадь 1310 кв.м, граничащего с земельным участком с кадастровым номером (...) (далее – участок :1217). Решением ответчика, оформленным письмом от 27 октября 2021 г. № 28720/124-21, в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что к испрашиваемому участку не обеспечивается проход.

Полагая указанное решение нарушающим его права и законные интересы, поскольку одновременно административным истцом испрашивался земельный участок :1217, позволяющий обеспечить доступ к спорному участку, Петров А.А. просил признать оспариваемый ответ незаконным.

Решением суда административный иск удовлетворен с признанием незаконным оспариваемого решения, возложением на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Петрова А.А. и сообщить ему и в суд первой инстанции о результатах рассмотрения, с взысканием с административного ответчика в пользу административного истца понесенных им расходов по уплате государственной пошлины.

С решением суда не согласно Министерство, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку из представленной административным истцом схемы расположения спорного участка следовало, что прямой доступ к нему с земель общего пользования отсутствует, что препятствует его образованию. При этом доступ через участок :1217 не может быть обеспечен, так как и на момент принятия оспариваемого решения, и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции процедура перевода участка :1217 из категории земель «земли запаса» (не предполагающего его предоставление в заявленных административным истцом целях) в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», которая завершается внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), завершена не была.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Матвеев М.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из дела усматривается, что 19 августа 2021 г. административный истец в порядке пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ обратился в Министерство с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании его предоставления в аренду из земель, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, для сенокошения.

К данному заявлению была приложена схема, согласно которой земельный участок образовывался площадью 1310 кв.м, а его границы определялись смежными земельными участками (...), (...), (...), (...). При этом доступ к спорному участку был обозначен на схеме посредством прилегающих к дороге земель, право собственности на которые не разграничено, между участком 10:20:006:4702:1878, принадлежащем административному истцу, участком (...) и через земельный участок :1217.

Оспариваемым решением, датированным 27 октября 2021 г., административный ответчик отказал в удовлетворении заявления, мотивировав его нарушением положений п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, содержащего общий запрет на образование земельных участков, если при этом нарушаются требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.

К таковым запретам Министерство отнесло пп. 26 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает в качестве основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав необеспечение доступа к (прохода или проезда) к спорному земельному участку, в том числе путем установления сервитута.

Признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что участок :1217, блокирующий доступ к испрашиваемому земельному участку, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем вопрос установления ограничений в его использовании, в частности, посредством установления сервитута, находился в компетенции Министерства.

Кроме того, суд принял во внимание, что на основании заявления административного истца участок :1279 распоряжением Правительства Республики Карелия от 13 октября 2021 г. переведен из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Приведенный выше пп. 26 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, устанавливая, в частности, основания для приостановления такого учета (регистрации).

Соответственно, вопрос действительного наличия доступа к спорному земельному участку подлежит рассмотрению на стадии осуществления вышеобозначенных регистрационных действий, что само по себе не препятствует предварительному согласованию его предоставления.

В свою очередь право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сервитут устанавливается с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ (п. 1 ст. 23 ЗК РФ).

Испрашиваемый земельный участок сформирован из состава земель, право государственной собственности на которые не разграничено, окруженных по всему периметру уже сформированными земельными участками, что, с учетом изложенной административным ответчиком в оспариваемом отказе позиции, не только исключает оборотоспособность данных земель и их использование в соответствии с установленной категорией – сельскохозяйственное назначение, но и входит в противоречие с закрепленным ст. 12 ЗК РФ принципом обеспечения их рационального использования.

На момент принятия оспариваемого решения участок :1279 относился к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, какому-либо лицу предоставлен не был, при этом распоряжением Правительства Республики Карелия от 13 октября 2021 г. № 753р-П он был переведен из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения по инициативе административного истца, в последующем, 18 октября 2021г., подавшего в Министерство заявление о предоставлении обозначенного участка в аренду без проведения торгов для сенокошения в порядке пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.

Исходя из положений ст. 1 Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» и ст. 39.26 ЗК РФ как вопрос предоставления участка :1279, так и вопрос установления в его отношении сервитута относился к компетенции административного ответчика.

Изложенное, с учетом того, что административный истец не являлся правообладателем ни испрашиваемого участка, ни участка :1279, в связи с чем не имел возможности самостоятельно поставить вопрос об установлении сервитута, предполагало необходимость указания в оспариваемом решении не только самого факта отсутствия прохода к испрашиваемому участку, но и обоснования невозможности обеспечения такого прохода посредством обозначенных выше правовых механизмов, в том числе через право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Однако соответствующего обоснования в оспариваемом решении не приведено.

Более того, вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда от 4 февраля 2022 г. по делу № 10RS0011-01-2022-000087-71 признано незаконным решение Министерства от 6 декабря 2021 г. об отказе в предоставлении административному истцу участка :1279, поскольку административным ответчиком нарушены сроки направления в регистрирующий орган сведений о переводе указанного участка из категории земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, в связи с чем вопрос о его предоставлении в настоящее время находится в стадии разрешения.

При таком положении судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение нарушает права административного истца и подлежит признанию незаконным, а вопрос о предоставлении спорного участка следует рассмотреть повторно.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным, а оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 31 января 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1377/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Петров Андрей Анатольевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Мусифуллина Елена Фаридовна
Администрация Деревянкского сельского поселения
Долинко Дмитрий Афанасьевич
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Администрация Деревянского сельского поселения
Администрация Прионежского муниципального района
Шалимов Сергей Николаевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
14.04.2022Передача дела судье
12.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2022Передано в экспедицию
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее