Решение по делу № 2а-8652/2021 от 15.09.2021

УИД 11RS0001-01-2021-015602-90 Дело № 2а-8652/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мишариной И.С.

при секретаре Муравьевой Т.С.,

с участием представителя административного истца Рочевой Е.И., представителя административных ответчиков МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми и Управления ФССП России по Республике Коми и административного ответчика судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В.,

рассмотрев 27 октября 2021 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми, судебным приставам-исполнителям Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Трефиловой Екатерине Валерьевне и Стрекаловой Анне Васильевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 24.03.2021 в рамках исполнительного производства № ...-ИП, либо уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть.

В обоснование заявленных требований администрация МО ГО «Сыктывкар» указала, что обязательство по выплате денежных средств выполнено в полном объеме. Кроме того вопрос предоставления жилых помещений гражданам во исполнение решений суда решается общественной комиссией по жилищным вопросам по мере освобождения жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии со списком взыскателей и под контролем МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми. Таким образом, имеются объективные причины для освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Управление ФССП России по Республике Коми и судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекалова А.В.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Рочева Е.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований.

Представитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми и Управления ФССП России по Республике Коми и административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекалова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25.11.2020 на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ... З.С. на состав семьи 3 человека, включая ... Д.Е. и ... О.А., вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Сыктывкара общей площадью не менее 61,8 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 08.02.2021 решение суда от 25.11.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 11.03.2021 возбуждено исполнительное производство № ...-ИП в отношении должника администрации МО ГО «Сыктывкар». Должнику предложено исполнить вышеуказанное решение суда в течение 5 дней со дня получения постановления. Копия постановления получена должником 12.03.2021.

24.03.2021 постановлением № ... судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в рамках исполнительного производства № ...-ИП с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Копия постановления получена должником 24.03.2021.

27.08.2021 исполнительное производство № 21867/21/11022-ИП прекращено на основании п. 3 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с заключением мирового соглашения.

Исполнительский сбор, вынесенный в рамках исполнительного производства № ...-ИП выделен в отдельное производство, которому присвоен регистрационный номер ...-ИП.

Пунктом 1 ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» закреплен принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, в соответствии с которым вступившие в законную силу судебные постановления подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации.

В п. 2, 3 и 4 Постановления от 30.07.2001 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, и разъяснил, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. При этом размер взыскания, установленный в данной статье названного Федерального закона (ранее ст. 81), представляет собой лишь допустимый максимум и может быть снижен правоприменителем.

Согласно п. 2 резолютивной части названного постановления максимальный размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора.

Пунктом 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ установлено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от установленного законом размера.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались. При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частями 7 и 8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 данной статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Доводы администрации МО ГО «Сыктывкар» в заявлении об отсутствии вины и принятии всех мер, необходимых для исполнения решения суда, не могут быть приняты во внимание. Сведений о том, что должником принимались своевременные меры для надлежащего исполнения решения суда, в материалах дела не имеется. Каких-либо доказательств своевременности и достаточности принятых должником мер к исполнению решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено, как не представлено и доказательств отсутствия в муниципальной собственности жилого помещения, удовлетворяющего параметрам, указанным в подлежащем исполнению судебном решении, в момент установленного для добровольного исполнения срока.

Доводы заявителя об отсутствии вины в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок подлежат отклонению, поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику разъяснены последствия неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, данное постановление должником не оспаривалось. Доказательств тому, что не исполнение исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения, как обстоятельства, исключающего возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, заявителем представлено не было и суду апелляционной инстанции.

Ссылки администрации МО ГО «Сыктывкар» на утверждение целевых показателей исполнения решений суда на 2018-2022 годы, заключение в 2019 году с гражданами мировых соглашений по предоставлению жилых помещений с доплатой денежных средств на отделку жилья и по выплате денежной компенсации стоимости благоустроенного жилого помещения, заключение в 2019 году с застройщиком двух муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность жилья, срок ввода которого в эксплуатацию - до 4 квартала 2020 года не могут быть расценены как принятие должником всех исчерпывающих мер для надлежащего исполнения решения суда с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства. Указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии непреодолимой силы, что согласно пункту 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ могло бы освободить от взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, в связи с чем в удовлетворении требований в данной части администрации МО ГО «Сыктывкар» следует отказать.

Вместе с тем, с учетом имеющихся в деле доказательств, суд считает заслуживающими внимания степень вины должника и принятие мер к исполнению требований исполнительного документа и полагает возможным снизить размер взысканного с администрации МО ГО «Сыктывкар» исполнительского сбора до 37 500 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми, судебным приставам-исполнителям Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Трефиловой Екатерине Валерьевне и Стрекаловой Анне Васильевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об освобождении от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением от 24.03.2021 № ... в рамках исполнительного производства № ...-ИП, отказать.

Снизить размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № ...-ИП, взысканного с администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 24.03.2021 № ... в рамках исполнительного производства № ...-ИП, на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2021 года.

2а-8652/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО ГО Сыктывкар
Ответчики
СПИ МОСП ПО ИОВИП Трефилова Екатерина Валерьевна
МОСП по ИОВИП УФССП по РК
УФССП по Республике Коми
Другие
Бажукова Ольга Александровна
Пятков Даниил Сергеевич
Бажукова Зинаида Сергеевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
15.09.2021Регистрация административного искового заявления
15.09.2021Передача материалов судье
17.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2021Судебное заседание
27.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее