Дело № 11-43/2021
УИД: 61MS0062-01-2021-000206-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2021 года
Азовский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Комовой Н.Б.
при секретаре Карпенко Н.А.
с участием представителя истца по доверенности Битюковой В.С.
с участием ответчика Аксенова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Аксенова ФИО6 на решение мирового судьи судебного участка №5 Азовского судебного района Ростовской области Воронцовой Н.Н. от 18.03.2021 постановленное по гражданскому делу по иску Управления социальной защиты населения администрации г. Азова к Аксенову ФИО7 о взыскании излишне выплаченной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения администрации г. Азова обратилось к мировому судье судебного участка № 5 Азовского судебного района Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с Аксенова В.В. излишне выплаченной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере <данные изъяты> рублей, указав, что Аксенов В.В. с 2019 года состоял на учете в Управлении социальной защиты населения администрации <адрес> как инвалид 2-й группы и являлся получателем мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с Положением о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 212 и Постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 27.06.2016 № 42 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты льготным категориям граждан», Аксенову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась ежемесячная выплата компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг как инвалиду 2-й группы в размере 50 % платы за коммунальные услуги, оказываемые по адресу: <адрес> включительно.
Аксенов В.В. был предупрежден о том, что граждане, которым предоставляется компенсация на ЖКУ, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении таких обстоятельств как перемена места жительства, изменении состава семьи, получение нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг, а так же иных случаях, влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации за ЖКУ, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств.
Однако, Аксенов В.В., изменив место своего жительства, не известил об этом органы социальной защиты населения, в связи с чем, произошла переплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Учитывая, что в соответствии с п. 11 Положения возврат излишне выплаченных средств осуществляется посредством удержания из текущих выплат компенсации расходов или взыскания задолженности в судебном порядке, а ДД.ММ.ГГГГ в адрес УСЗН г. Азова от Аксенова В.В. поступило письменное заявление об отказе от удержания из текущих начислений, то истец обратился в суд и просил:
взыскать с Аксенова ФИО8 в пользу Управления социальной защиты населения администрации г. Азова сумму излишне полученной суммы компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с апреля ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ решением мирового судьи судебного участка №5 Азовского судебного района Воронцовой Н.Н. исковые требования Управления социальной защиты населения администрации <адрес> к Аксенову ФИО9 о взыскании излишне выплаченной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Аксенов В.В. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение мирового судьи судебного участка № 5 Азовского судебного района Ростовской области Воронцовой Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ постановленное по гражданскому делу по иску Управления социальной защиты населения администрации г. Азова к Аксенову ФИО10 о взыскании излишне выплаченной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг отменить и направить дело на новое рассмотрение в другом составе.
В апелляционной жалобе Аксенов В.В. указал, что мировым судьей дана неверная оценка, представленным доказательствам, при рассмотрении дела нарушены процессуальные нормы.
Аксенов В.В. так же сослался на то, что мировым судьей не был учет тот факт, что компенсацию расходов по оплате ЖКУ он получал не в полном объеме, то есть не 50 %, а примерно 10 %.
Ответчик Аксенов В. В. в судебное заседание явился, дал пояснения аналогичные изложенным в жалобе, просил решение мирового судьи судебного участка № 5 Азовского судебного района Ростовской области Воронцовой Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ постановленное по гражданскому делу по иску Управления социальной защиты населения администрации <адрес> к Аксенову ФИО11 о взыскании излишне выплаченной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг отменить и направить дело на новое рассмотрение в другом составе.
Представитель истца, действующая на основании доверенности, Битюкова В.С. в судебное заседание явилась, просила оставить решение мирового судьи судебного участка № 5 Азовского судебного района Ростовской области Воронцовой Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ постановленное по гражданскому делу по иску Управления социальной защиты населения администрации г. Азова к Аксенову ФИО12 о взыскании излишне выплаченной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг без изменения, а апелляционную жалобу Аксенова В.В. - без удовлетворения.
Проверив решение мирового судьи по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: - платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; - платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; - платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления.
Статьей 1 Областного закона от 31.07.2009 № 274-ЗС установлено, что исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передается государственное полномочие Ростовской области по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, имеющих статус ветерана труда, инвалида, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены нормативными правовыми актами Ростовской области, в частности, постановлением Правительства РО от 09.12.2011 N 212 "О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву", которым утверждено Положение о порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, а также порядке предоставления им мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В нормативных правовых актах Ростовской области названы, в том числе основания прекращения предоставления мер социальной поддержки граждан, а также установлена обязанность гражданина-получателя мер социальной поддержки - в десятидневный срок извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.
В случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
Судом установлено, что Аксенов В.В. является инвали<адрес>-й группы, с августа ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете в Управлении социальной защиты населения администрации г. Азова и является получателем мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 212 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву».
В соответствии с ФЗ от 24.11.1995 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 212 «О порядке расходования субвенций…» Аксенову В.В. с ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась ежемесячная выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как инвалиду 2-й группы в размере 50 % платы за коммунальные услуги по адресу: <адрес> до августа 2020 включительно. При этом, при подаче заявления на предоставление мер социальной поддержки Аксенов В.В. указал, что обязуется известить орган социальной защиты населения о перемене места жительства.
Судом установлено и подтверждается копией паспорта ответчика, что с ДД.ММ.ГГГГ Аксенов В.В. снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> однако, указанная информация, в нарушение п. 11 Положения, Аксеновым В.В. в органы социальной защиты населения предоставлена не была, в связи с чем, произошла переплата компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубль – излишне выплаченная сумма в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, 158,10 рублей - перерасчет по фактическим платежам по предыдущему месту регистрации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 11 Положения 07.12.2020 в адрес УСЗН г. Азова от Аксенова В.В. поступило письменное заявление об отказе от удержания из текущих начислений, а, следовательно, взыскание переплаты было возможно только в судебном порядке.
Мировой судья Воронцова Н.Н., установив, что ответчиком Аксеновым В.В. обязательства перед истцом в части не извещения УСЗН г. Азова о смене места жительства не исполнены, переплата компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг в размере <данные изъяты> Аксеновым В.В. добровольно не возвращена, от удержания компенсации из текущих начислений Аксенов В.В. отказался, правомерно пришла к выводу о взыскании с Аксенова В.В. в пользу Управления социальной защиты населения администрации <адрес> суммы излишне выплаченной суммы компенсации расходов на оплату коммунальных услуг за период с апреля <данные изъяты>.
Доказательств не возможности по уважительным причинам известить УСЗН г. Азова о смене места жительства апеллянтом суду не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, мировым судьей дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам.
Разрешая спор, мировой судья постановил законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, мировым судьей допущено не было.
При этом, суд апелляционной инстанции считает, что изложенные в апелляционной жалобе ответчиком доводы направлены на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Доводы ответчика Аксенова В.В. не опровергают выводов, указанных в решении суда, и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения мирового судьи судебного участка № 5 Азовского судебного района Ростовской области Воронцовой Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ постановленного по гражданскому делу по иску Управления социальной защиты населения администрации г. Азова к Аксенову ФИО13 о взыскании излишне выплаченной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ :
Решение мирового судьи судебного участка № 5 Азовского судебного района Ростовской области Воронцовой Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ постановленное по гражданскому делу по иску Управления социальной защиты населения администрации г. Азова к Аксенову ФИО14 о взыскании излишне выплаченной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг оставить без изменения, а апелляционную жалобу Аксенова ФИО15 - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Судья:
Мотивированное определение изготовлено 29.06.2021.