ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0007-01-2023-000544-48
судья Баторова А.С.
дело поступило 25.05.2023 г. № 33-2179/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 июня 2023 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Васильевой С.Д. при секретаре Цыбжитовой Д.З. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боголюбова С.Г. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, взамен ранее предоставленного жилого помещения
по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 12 апреля 2023 г., которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республика Бурятия, РГУ «Центр социальной поддержки населения» предоставить Боголюбову С.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ему ранее жилого помещения по адресу: Республика Бурятия, <...>.
Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Боголюбов С.Г. обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) и просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Минсоцзащиты), ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее – центр «Семья») предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен ранее предоставленного ему жилого помещения по адресу: Республика Бурятия, <...>.
Исковые требования мотивированы тем, что истец после получения вышеуказанного жилого помещения уехал к месту прохождения службы в рядах Вооруженных Сил РФ, за квартирой присматривала бабушка. По окончании срока службы в ... вернулся в Закаменск, однако не смог проживать в этой квартире, она оказалась холодная, появились продуваемые трещины по периметру стен, ощущался холод от пола, появилась влага в квартире, протекали трубы, трубы тонкие промерзали зимой, в связи с чем предоставлением истцу вышеуказанного жилого помещения его право на обеспечение жилым помещением, пригодным для постоянного проживания и отвечающим установленным законом требованиям, не реализовано. Ответчики обязанность по обеспечению Боголюбова С.Г. благоустроенным жилым помещением надлежащим образом не исполнили, поскольку согласно акту экспертного исследования ООО «Независимая экспертиза» от .... ... предоставленное ему жилое помещение по адресу: Республика Бурятия, <...> оценивается как непригодное для круглогодичного пребывания людей, не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, а также требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 по обеспечению инженерными системами и оптимальных показателей микроклимата, требованиям пункта 5 СП 50.13330.2012 по тепловой защите здания.
Определением суда первой инстанции от 9 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство строительство и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее – Минстрой).
Определением суда первой инстанции от 14 марта 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Минсоцзащиты.
В заседании суда первой инстанции Боголюбов С.Г. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель Минсоцзащиты и РГУ «Центр социальной поддержки населения» Данзанова С.В. исковые требования не признала, пояснила, что на момент предоставления жилого помещения в ... оно было признано пригодным для проживания, признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Такого решения в настоящее время не имеется. Непроживание истца в квартире в течение долгого периода времени привело её в не соответствующее состояние. Решением Закаменского районного суда Республики Бурятия от 15 марта 2022 г. на центр «Семья» и Минсоцзащиты возложена обязанность принять меры по надлежащему содержанию общедомового имущества в доме, где располагается квартира истца.
Представитель третьего лица Минстроя в судебное заседание не явился, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось Минсоцзащиты, подав апелляционную жалобу с просьбой об отмене решения суда первой инстанции.
В частности, в апелляционной жалобе указывается на установленную законом однократность предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда указанной категории граждан. На момент предоставления истцу жилого помещения оно соответствовало установленным требованиям. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Распоряжением Минстроя от 15.03.2022 г. № 5 жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, признано аварийным и подлежащим реконструкции.
Представитель ответчика Минсоцзащиты и истец Боголюбов С.Г. в суд не явились, направив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие сторон; представители ответчика РГУ «Центр социальной поддержки населения» и третьего лица Минстроя, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного разбирательства, также не явились в судебное заседание.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 9 статьи 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В пункте 3 статьи 8 данного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно статье 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии с подпунктами 3, 4, 5 пункта 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 г. № 88, Минсоцзащиты уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Центр «Семья», учредителем которого является Минсоцзащиты, выполняет возложенные функции, в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
В соответствии с пунктом 4 данных Правил жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Как следует из материалов дела, ... между Минстроем (заказчиком) и ООО «Проектно-строительная компания» (поставщиком) заключен государственный контракт на приобретение 10 жилых помещений на первичном рынке в <...> Республики Бурятия в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Согласно акту приема-передачи жилого помещения от ..., составленному Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, действующей на основании приказа Минстроя от ... ..., и ООО «Проектно-строительная компания» (продавцом), продавец передал, а покупатель принял во исполнение государственного контракта жилое помещение по адресу: Республика Бурятия, <...>. Покупатель удовлетворен качественным состоянием жилого помещения и не обнаружил при осмотре какие-либо дефекты и недостатки. Претензий по техническому состоянию жилого помещения не имеет.
... между Центром «Семья» и Боголюбовым С.Г. (до перемены имени ... – Падеровым С.А.) заключен договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда ... о передаче во владение и пользование жилого помещения по адресу: Республика Бурятия, <...>.
... между центром «Семья» и истцом заключен договор найма вышеуказанного жилого помещения.
Как следует из объяснений Боголюбова С.Г., он стал проживать в квартире по окончании военной службы, которую он проходил в период с ..., что подтверждается военным билетом, однако квартира была холодная, появились продуваемые трещины по периметру стен, отдавало холодом от пола, появилась влага в квартире, трубы были тонкими и промерзали зимой, протекали.
... Боголюбов С.Г. обратился в Минстрой с заявлением о выявленных недостатках строительства в предоставленном жилом помещении.
... истец обратился в прокуратуру Закаменского района Республики Бурятия по факту непригодности для проживания жилого помещения.
Из ответа Минстроя от ... ... прокурору Закаменского района Республики Бурятия следует, что Комиссией по рассмотрению обращений по вопросам качества жилых помещений специализированного жилищного фонда, в состав которой входят Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора, Минсоцзащиты, ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», центр «Семья», был составлен акт осмотра жилых помещений по адресу: <...> по результатам устранения недостатков от ..., согласно которому поставщиком в лице ООО «Проектно-строительная компания» проведены работы по устранению следующих недостатков: отремонтировано трещинообразование по вертикальным и горизонтальным швам примыкания в тамбуре, связь между конструкциями обеспечена путем их закрепления кронштейнами, произведен косметический ремонт, отмостки забетонированы.
Между тем, согласно заключению экспертизы, проведенной ООО «Независимая экспертиза» ... от ..., техническое состояние жилого дома по адресу: <...> не пригодно для круглосуточного пребывания людей, не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, а также требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 по обеспечению инженерными системами (хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение) и оптимальных показателей микроклимата, требованиям пункта 5 СП 50.13330.2012 по тепловой защите здания.
Так, на момент исследования температура воздуха в жилом помещении (квартиры) была минусовая ввиду отсутствия отопительного оборудования (радиаторов) и отсутствия ввода магистральных труб системы отопления в помещение жилого дома (трубы обрезаны и закольцованы в тепловом узле).
Вместе с тем, эксперт полагает, что причиной низкой температуры в жилом помещении также могут быть не качественно выполненные работы по утеплению ограждающих конструкций (стен, пола, перекрытия).
В процессе исследования наниматель выполнил вскрытие полов для установления конструкции пола. В результате установлено, что полы в помещении выполнены дощатые (б=30 мм) по деревянным лагам на опорных столбиках (из пеноблоков), устройство фундамента под столбики визуально не установлено. Подполье под домом отсутствует.
Тепло и гидроизоляция конструкции пола отсутствует, на дощатом покрытии с подпольной стороны изморозь. Температура на внутренней поверхности пола не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Величина приведённого сопротивления теплопередаче конструкции пола меньше требуемого (0.34<5.68), следовательно, представленная ограждающая конструкция не соответствует требованиям по теплопередаче. Тепловая защита конструкции пола не соответствует требованиям п. 5 СП 50.13330.2012.
Вентиляция (продухи) подпольного пространства не предусмотрены, вследствие чего влага, которая скапливается под полом, разрушает конструктивные элементы напольного покрытия.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение, представленное истцу, непригодно для постоянного проживания и причинами выявленных недостатков являются нарушения строительных норм и правил, допущенные при его строительстве, то есть жилое помещение изначально – с момента его принятия Минстроем во исполнение государственного контракта и передачи центру «Семья» в оперативное управление, а затем при предоставлении истцу являлось непригодным для постоянного проживания и в настоящее время не подлежит реконструкции или капитальному ремонту без изменения конструктивных особенностей жилого дома в целом.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных и истолкованных положениях норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
В судебное заседание судебной коллегии был приглашен эксперт ООО «Независимая экспертиза» ФИО1, являющийся одним из исполнителей акта экспертного исследования от ... ..., который будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения или показания по статье 307 Уголовного кодекса РФ, пояснил суду апелляционной инстанции о том, что промерзание грунта под жилым помещением, образование под полом наледи может объясняться недостаточным заглублением фундамента жилого дома, пол не утеплен, некачественно выполнена система вентиляции, фасад жилого дома предусмотрен как вентилируемый, однако фактически вентиляционный зазор отсутствует, из-за чего происходит намокание стены, в помещении скапливается влага и это приводит к образованию плесени, грибка.
При этом эксперт также пояснил, что особенности коллекторного узла приводят к тому, что система отопления жилого дома взаимозависима от жильцов всех 4 квартир, однако ни в квартире истца, ни в других жилых помещениях данного жилого дома никто не проживает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия исходит из того, что жилое помещение истца имеет недостатки, допущенные при его строительстве, что обуславливает вывод о непригодности предоставленного ему жилого помещения для использования по назначению и постоянного проживания.
Отвергая доводы апелляционной жалобы об отсутствии заключения Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений жилищного фонда Республики Бурятия на предмет годности спорного жилого помещения к проживанию, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что при разрешении данного спора юридически значимым обстоятельством является надлежащее исполнение Минсоцзащиты обязанности по обеспечению истца жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, пригодным для постоянного проживания.
Ввиду того, что данное обязательство ответчиками перед Боголюбовым С.Г. надлежащим образом не исполнено, выявленные дефекты жилого помещения возникли при его строительстве, а не вследствие эксплуатации, вывод суда первой инстанции о необходимости предоставления истцу другого жилого помещения взамен некачественного жилья является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы об однократности обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, правового значения не имеет и основанием для отмены решения суда первой инстанции не является.
Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 12 апреля 2023 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд, рассмотревший дело в качестве суда первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: