№2-612/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2019 года г.Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Котельвиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Драчёвой Т.Д.,
с участием представителя истицы Кравченко С.А. – Сергеевой М.В. (по доверенности), представителя ответчика администрации Шебекинского городского округа Истратова А.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко ФИО11 к Кабачной ФИО12 о признании договора дарения заключенным, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Кравченко С.А. обратилась в суд с иском о признании договора дарения от 06.04.1994г., заключенного между Кравченко А.А. и ею, в отношении жилого дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г.<данные изъяты> <данные изъяты> области, удостоверенного нотариусом Шебекинской государственной нотариальной конторы Белгородской области Ефремовой Л.В., зарегистрированного в реестре нотариуса № <данные изъяты>, заключенным; и подлежащей регистрации за ней права собственности на указанный жилой дом на основании договора дарения от 06.09.1994 года. В результате уточнения и увеличения требований просит признать за ней право собственности на указанный жилой дом, перешедший к ней на основании вышеприведенного договора дарения.
Сослалась в обоснование заявленных требований на то, что 06.09.1994 года ее отец ФИО13. подарил ей вышеуказанный жилой дом, оформив и удостоверив у нотариуса, договор дарения. На то, что данный договор дарения подлежал регистрации в исполнительном комитете Совета народных депутатов г.Шебекино, не обратили внимания. Подаренное недвижимое имущество она приняла фактически, вселилась в указанный дом, проживает в нем, произвела его обустройство. ДД.ММ.ГГГГ года ФИО14. умер. Еще при жизни ее отец ФИО15. выразил свое волю на отчуждение ей принадлежащего ему имущества, и в последствии договор дарения не отменял. Обратившись в декабре 2017 года в регистрационную службу для осуществления регистрации своего права собственности на подаренный отцом жилой дом, получила ответ о том, что отсутствие регистрации договора дарения в органах городского БТИ, влечет его недействительность.
В судебное заседание истица Кравченко С.А. не явилась, о месте и времени разбирательства дела уведомлена, обеспечила участие в деле своего представителя Сергеевой М.В., которая поддержала заявленные требования, с учетом их уточнения и увеличения, и по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Шебекинского городского округа Истратов А.В. указав на то, что так как обстоятельства дела свидетельствуют о фактическом исполнении сторонами договора сделки дарения жилого дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г.<данные изъяты>, то не возражает против удовлетворения иска.
Соответчица Кабачная Л.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени разбирательства дела уведомлена. Адресовала суду заявление, в котором указала, что признает заявленные ее сестрой по отцу - Кравченко С.А. требования, претензий в отношении жилого дома № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г.<данные изъяты> не имеет, и на него не претендует. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Белгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства дела извещены надлежащим образом, направили в суд заявление, в котором при разрешении заявленных требований полагались на усмотрение суда.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 06.09.1994 года ФИО16 выступающий в качестве дарителя, подарил, а Кравченко С.А. приняла в дар жилой дом, площадью 86,04 кв.м, в том числе жилой – 76,19 кв.м, находящийся в г.<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> д. <данные изъяты> <данные изъяты> области. Данный договор дарения подписан сторонами, и удостоверен государственным нотариусом Шебекинской государственной нотариальной конторы Белгородской области Ефремовой Л.В., зарегистрирован в реестре за № <данные изъяты>
В соответствии с нормами п. п. 1, 2 ст. 256 ГК РСФСР по договору дарения одна сторона передает безвозмездно другой стороне имущество в собственность. Договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества.
Согласно ч. 3 ст. 257 ГК РСФСР (действовавшего на момент заключения договора) договор дарения жилого дома должен быть заключен в форме, установленной соответственно статьями 239 и 239.1 указанного кодекса.
В соответствии со ст. 239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.
В соответствии с нормами ст. 135 ГК РСФСР право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Функции по регистрации договоров купли-продажи жилых помещений городскими (сельскими) Советами народных депутатов были делегированы органам БТИ (Инструкция о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденная Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 N 83; Постановление Совета Министров СССР от 10.02.1985 N136 "О порядке государственного учета жилищного фонда").
Указанный выше договор дарения от 06.09.1994 года в установленном законом порядке не прошел регистрацию в органах БТИ, несмотря на то, что на необходимость исполнения такой обязанности прямо указано в тексте самого договора.
Законодательством не установлен срок производства регистрации договора.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ года ФИО17. умер, о чем составлена запись акта о смерти и выдано свидетельство. Соответственно, как таковая, возможность регистрации договора утрачена.
В связи с тем, что договор дарения не прошел государственной регистрации, у истицы не возникло прав в отношении указанного объекта недвижимости на основании данного договора.
Вместе с тем, учитывая обстоятельства данного дела, суд принимает во внимание, что истица фактически приняла подаренный ей отцом спорный жилой дом, длительное время зарегистрирована и проживет в нем, содержит данное недвижимое имущество, произвела улучшение условий проживания в нем, произведя работы по смене отопительного очага и возведения пристройки, а также факт обращения истицы после смерти отца к нотариусу с заявлением о принятии наследства и то обстоятельство, что других лиц, заявивших о праве наследования, не имеется, то суд полагает, с учетом положений ч.1 ст. 196 ГПК РФ, что правоотношения сторон и требовании истицы могут быт разрешены судом по правилам наследования.
В соответствии с ч.2 ст. 218 ГК Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
По правилам ст.ст.1110, 1112, 1114 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество (наследство, наследственное имущество) переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное. При этом, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства (на момент смерти гражданина) вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В соответствии со ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу пункта 1 статьи 1152 ГК РФ, ч.1 ст. 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется, в частности подачей заявления по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По сообщению нотариуса Шебекинского нотариального округа, к имуществу умершего ФИО18. на основании заявления его дочери Кравченко С.А. открыто наследственное дело, в котором имеется заявление Кравченко С.А. о принятии наследства по закону и в состав наследственного имущества заявлен, в том числе жилой дом № <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г.<данные изъяты> <данные изъяты> области.
Указанный жилой дом принадлежал ФИО19. на праве собственности на основании справки № <данные изъяты> выданной 02.09.1992г. Шебекинским городским бюро технической инвентаризации и договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, удостоверенного 09.03.1954 года Шебекинской государственной нотариальной конторой, реестр № <данные изъяты>, и зарегистрированного в Шебекинском городском бюро инвентаризации в 1954г, внесен в реестр № <данные изъяты>
Содержание представленных истицей в материалы дела экспертных заключений ООО «Экспертно-техническое бюро» №<данные изъяты> от июля 2019г., ООО «Пожарный аудит» от 09.07.2019г., Центра гигиены и эпидемиологии в Белгородской области от 23.07.2019г. подтверждает соответствие выполненных истицей работ по реконструкции и перепланировки спорного объекта недвижимости, выразившихся в смене отопительного очага и пристройки к дому, и приведшие в результате к изменению общей и жилой площади объекта (86,0 кв.м. и 68,9 кв.м соответственно) требованиям строительных норм и правил, что объект не создает угрозы жизни и здоровья граждан, его техническое состояние квалифицируется как работоспособное, что объемно-планировочные решения индивидуального жилого дома соответствуют требованиям пожарной безопасности, и требованиям Санитарных правил к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
Учитывая вышеизложенное и установленные по делу обстоятельства, право требовать признания права собственности на спорный жилой дом у истицы возникло как у наследника, и при таких основаниях, суд приходит к выводу об удовлетворении иска. Наличия спора о праве на спорное недвижимое имущество, не установлено.
В данном случае основанием для регистрации права будет являться решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░20 ░ ░░░░░░░░ ░░░21 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░22 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ 86,0 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06.09.1994 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░23, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░.░. ░ 29.07.2019 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░