Судья Лошаков Т.Н. | Дело № 21-62/2021 |
(№ 12-138/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Петропавловск-Камчатский «31» марта 2021 года
Судья Камчатского краевого суда Воскресенская В.А., при секретаре Пушкарь О.И., рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовца С.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 18 декабря 2020 года №23-08/2020-9, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении временно исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовца С.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 18 декабря 2020 года №23-08/2020-9, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 февраля 2021 года, временно исполняющий обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» (далее – Учреждение) Зимовец С.В. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, Зимовец С.В. не соглашаясь с вынесенными постановлением и решением, повторяя позицию, изложенную в суде нижестоящей инстанции, указывает, что искажение бюджетной отчетности обусловлено ненадлежащим исполнением условий государственных контрактов контрагентами – ООО «Тендер» и ООО«ТДФорстерс». В частности, для оплаты поставленного товара ООО«Тендер» необходимо было открыть в УФК по Камчатскому краю лицевые счета. Дополнительное соглашение с реквизитами открытого лицевого счета подписано сторонами лишь 28 декабря 2018 года, накладная на оплату поставленного товара предоставлена в финансово-экономический отдел Учреждения в 2019 году, в связи с чем поставленные товары не могли быть отражены в бухгалтерском учете в 2018 году. Кроме того, поскольку по государственному контракту, заключенному Учреждением с ООО «ТД Форстерс» товар в полном объеме фактически поставлен в 21 января 2019 года, поставка товара также не могла быть отражена в бухгалтерском учете в 2018 году.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Административной ответственности по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ подлежат лица, допустившие грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу подпункта 1 пункта 4 примечаний к статье 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на1процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон №402-ФЗ) установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление офинансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта (часть 8 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ).
Согласно пункту 3 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от1декабря 2010 года № 157н, (далее – Инструкция № 157н) (в редакции, действовавшей по состоянию на дату совершения правонарушения) при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что:
бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций (абзац 3);
информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование (абзац 8);
информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации (абзац 9).
В соответствии с пунктом 16 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года №256н, (далее – Федеральный стандарт № 256н) ведение бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета осуществляется в денежном измерении (стоимостном выражении) с использованием: метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты); принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни. Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Пунктом 18 названного стандарта установлено, что при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами.
В силу подпункта «а» пункта 2.1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 18 декабря 2010 года № 191н, (далее – Инструкция № 191н) в состав бюджетной отчетности входит форма – пояснительная записка (ф. 0503160).
Пунктом 153 названной Инструкции определено, что пояснительная записка (ф. 0503160) составляется в разрезе раздела 1 «Организационная структура субъекта бюджетной отчетности», раздела 2 «Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности», раздела 3 «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности», раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности», раздела 5 «Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности».
Раздел 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» включает сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).
В соответствии с пунктом 167 Инструкции № 191н информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.
В разделе 1 Приложения отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены.
В графе 1 указываются номера соответствующих аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) отражены обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде:
по кредиторской задолженности – счет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».
Как установлено должностным лицом и судьей нижестоящего суда, приказом УМВД России по Камчатскому краю от 18 января 2019 года № 26л/с временное исполнение обязанностей начальника Учреждения в период с11января по 28 февраля 2019 года возложено на Зимовца С.В. (л.д. 25).
23 октября 2018 года между Учреждением и ООО «Тендер» заключен государственный контракт №1818188100192004101153441 на поставку шин и автопокрышек для служебных транспортных средств на сумму 206336 рублей (л.д. 42–51).
30 ноября 2018 года ООО «Тендер» поставлены шины и автопокрышки Учреждению согласно счету-фактуре № 19 на сумму 206336 рублей. Фактически указанные товары отражены в бухгалтерском учете 10апреля 2019 года.
Кроме того, 12ноября 2018 года между Учреждением и ООО «ТД Форстерс» заключен государственный контракт на поставку запасных частей для служебного автотранспорта № 1818188100222004101153441 на общую сумму 2092342рубля 89 копеек (л.д. 56–66).
25 декабря 2018 года ООО «ТД Форстерс» поставлены запасные части Учреждению согласно акту приемки товаров, утвержденному врио начальника Учреждения Зимовцом С.В. 31 января 2019 года, на сумму 1074 847 рублей 40копеек. Фактически товары отражены в бухгалтерском учете 4 апреля 2019года.
29 января 2019 года врио начальника Учреждения Зимовцом С.В. в адрес начальника ЦФО УМВД России по Камчатскому краю направлена бюджетная отчетность за 2018 год, в том числе пояснительная записка по состоянию на 1 января 2019 года по форме 0503160, подписанная ЗимовцомС.В. (л.д. 14–24).
В отчетности по состоянию на 1 января 2019 года не отражены сведения о задолженности Учреждения в общей сумме 1281183 рубля 40 копеек, в том числе перед ООО «Тендер» в сумме 206336 рублей и ООО «ТД Форстерс» в сумме 1074 847 рублей 40копеек, а именно занижен показатель по строке «0302 0840392019 214» счета 30234 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2019 года по виду задолженности «кредиторская» графы 9 «на конец отчетного периода» на сумму1281183рубля 40 копеек.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю пришло к выводу о грубом нарушении Зимовцом С.В. требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с чем согласился судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица.
Выводы о нарушении Зимовцом С.В. требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету в части искажения бюджетной (бухгалтерской) отчетности на сумму 206336 рублей основаны на собранных и представленных в дело доказательствах, которые в соответствии со статьей26.11 КоАП РФ оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Доводы жалобы о ненадлежащем исполнении условий государственного контракта со стороны ООО «Тендер» не свидетельствуют о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших Зимовцу С.В. соблюсти требования к бюджетному (бухгалтерскому) учету при составлении отчетности, поскольку в силу положений пункта 3 Инструкции № 157н, пункта 16 Федерального стандарта № 256н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Зимовец С.В. привлечен к административной ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе, в части искажения бюджетной (бухгалтерской) отчетности на сумму 1074 847 рублей 40копеек.
Рассматривая дело об административном правонарушении и должностное лицо, и судья городского суда установили, факт поставки 25декабря 2018 года ООО «ТД Форстерс» Учреждению товара на основании государственного контракта от 12ноября 2018 года №1818188100222004101153441 на сумму 1074 847 рублей 40копеек и искажение показателей бухгалтерской отчетности Учреждения на указанную сумму по состоянию на 1 января 2019 года.
Между тем, согласно жалобе Зимовца С.В. товар по вышеуказанному контракту на сумму 1074 847 рублей 40копеек фактически поставлен Учреждению 21 января 2019 года, а потому не мог быть отражен в бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 января 2019 года. На данное обстоятельство Зимовец С.В. указывал как при рассмотрении дела должностным лицом, так и при рассмотрении дела судьей городского суда, однако, не получив надлежащей оценки, оно было отклонено как необоснованное.
В то же время указанные доводы Зимовца С.В. находят свое подтверждение в материалах дела.
Так, согласно акту приемки товаров, поставленных согласно государственному контракту от 12ноября 2018 года №1818188100222004101153441 (л.д. 77–80), заверенному 31 января 2019года Зимовцом С.В., фактически товары на сумму 1074847 рублей 40копеек поставлены Учреждению 21 января 2019 года.
Таким образом, сведения об указанной поставке товара, состоявшейся 21января 2019 года, на сумму 1074847 рублей 40копеек не подлежали отражению в бухгалтерской отчетности Учреждения по состоянию на 1 января 2019 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что вмененное Зимовцу С.В. нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету в части искажения бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на1января 2019 года на сумму 1074847 рублей 40копеек не подтверждено и документально опровергается.
В связи с изложенным указание в описательно-мотивировочной части постановления должностного лица и решения судьи городского суда на нарушение Зимовцом С.В. требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету в части искажения бюджетной (бухгалтерской) отчетности по состоянию на1января 2019 года на сумму 1074847 рублей 40копеек подлежит исключению.
Кроме того, в силу статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
На дату совершения Зимовцом С.В. административного правонарушения (29 января 2019 года) статья 15.15.6 КоАП РФ действовала в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ, которая предусматривала административную ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Размер административного штрафа для должностных лиц был установлен от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения» статья 15.15.6 КоАП РФ изложена в новой редакции, частью4 которой установлена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Размер административного штрафа для должностных лиц составляет от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Поскольку санкцией части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией статьи 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ, оснований для применения новой редакции статьи 15.15.6 КоАП РФ по отношению к Зимовцу С.В. не имелось.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат изменению в части:
–исключения из описательно-мотивировочной части указания на нарушение Зимовцом С.В. требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету в части искажения бюджетной (бухгалтерской) отчетности Учреждения по состоянию на 1 января 2019 года на сумму 1074847рублей 40копеек;
–квалификации совершенного Зимовцом С.В. правонарушения с части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ на статью 15.15.6 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года № 118-ФЗ с назначением ЗимовцуС.В. административного штрафа в размере 10000 рублей.
Довод жалобы об истечении срока давности привлечения Зимовца С.В. к административной ответственности является ошибочным.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ, составляет два года.
Зимовец С.В. совершил административное правонарушение 29 января 2019 года, привлечен к административной ответственности 18 декабря 2020года.
При таких обстоятельствах срок давности привлечения Зимовца С.В. к административной ответственности не пропущен.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 18 декабря 2020 года № 23-08/2020-9 и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 февраля 2021 года изменить:
–исключить из описательно-мотивировочной части вывод о нарушении временно исполняющим обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовцом С.В. требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету в части искажения бюджетной (бухгалтерской) отчетности федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» по состоянию на 1 января 2019года на сумму 1074847рублей 40копеек;
–переквалифицировать действия временно исполняющего обязанности начальника федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел по Камчатскому краю» Зимовца С.В. с части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на статью 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 года №118-ФЗ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В остальной части постановление и решение оставить без изменения.
Судья В.А. Воскресенская