Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года <адрес>
Михайловский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Крысанова С.Р.,
при секретаре Малофеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании постоянного судебного присутствия дело по административному иску заместителя прокурора Захаровского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести участок автомобильной дороги в соответствие в установленными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Захаровского района Рязанской области обратился в Михайловский районный суд Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском к администрации муниципального образования – <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Захаровского района на основании задания прокуратуры Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ с привлечением ОГИБДД МОМВД РФ «Михайловский» была проведена проверка исполнения администрацией МО – <данные изъяты> сельское поселение законодательства в области безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено, что на покрытии проезжей части участка автомобильной дороги по адресу: <адрес> имеются две выбоины, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п.5.2.4 таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017: 1) выбоина – длина 54 см., ширина 36 см., глубина 6 см. 2) выбоина - длина 56 см., ширина 145 см., глубина 7,5 см.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО – <данные изъяты> было внесено представление об устранении нарушений закона. В ходе проверки исполнения требований данного представления в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что администрацией района указанные выше нарушения не устранены.
Таким образом, администрацией поселения допущено нарушение законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, так как указанный выше участок дороги на протяжении длительного времени не соответствует установленным требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по указанным выше автомобильным дорогам.
Данное бездействие администрации МО – <данные изъяты> сельское поселение может привести к созданию аварийных ситуаций на участке указанной дороги, привести к ДТП, в ходе которого участники дорожного движения – неопределенный круг лиц – могут получить телесные повреждения, а также может пострадать имущество данных лиц (транспортные средства).
На основании изложенного, заместитель прокурора района, просит суд:
1. Признать бездействие администрации МО – <данные изъяты> сельское поселение по неприведению в нормативное состояние покрытия проезжей части участка автомобильной дороги по адресу: <адрес>, незаконным.
2. Обязать администрацию МО – <данные изъяты> сельское поселение в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести покрытие участка автомобильной дороги по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Административный истец – прокурор Захаровского района Рязанской области, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, при этом представил заявление, в котором указал, что заявленные административные исковые требования поддерживает, а дело просит рассмотреть без его участия, в связи с занятостью в ином процессе.
Административный ответчик – Администрация муниципального образования – <данные изъяты>, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, явку представителя не обеспечил, при этом в суд за подписью главы администрации ФИО2 поступило заявление, в котором он указал, что возражений по иску не имеет, к устранению нарушений запланировано приступить весной ДД.ММ.ГГГГ по наступлению благоприятных погодных условий, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Поскольку стороны извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной и ими представлены заявления с просьбой о рассмотрении дела без их участия, на основании положений ст.150 и ч.6 ст.226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по представленным доказательствам и материалам.
Суд, исследовав материалы дела, считает административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.218 КАС РФ суд рассматривает административные дела при обращении гражданина, организации, иных лиц в суд, с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 ст.59 КАС РФ предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии с п.5 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2 Закона Рязанской области от 05.12.2014 г. №87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения на территории Рязанской области относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Аналогичное полномочие закреплено в п.6 ч.1 ст.13, ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №257-ФЗ).
Согласно положений ч.6 и ч.12 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.8 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ).
В силу ч.9 ст.5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта РФ вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
Статьи 1, 4, 5, 12 Федерального закона №257-ФЗ определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Согласно ч.3 ст.15 указанного выше Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с ч.2 ст.12 названного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Частью 1 ст.21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии со ст.17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
На основании приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 г. №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам, в частности, входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (подп.2«в», п.6 раздела 4).
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта №1245-ст от 26.09.2017 г. (далее ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно сведениям из таблицы А.1 приложения А (Дефекты покрытия проезжей части) указанного ГОСТа выбоина - местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями. Из таблицы 5.3 (Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения) следует, что отдельная выбоина не должна превышать в длину 15 см, глубину 5 см, иметь площадь более 0,06 м2.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования – <данные изъяты>, принятого решением Совета депутатов МО – <данные изъяты> сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.5 ч.1 ст.29 Устава данного сельского поселения к компетенции местной администрации поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации МО – <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения муниципального образования – <данные изъяты>» утвержден перечень дорог общего пользования местного значении на территории муниципального образования – <данные изъяты> сельское поселение.
Автомобильная дорога, проходящая по <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м., исходя из данного перечня, является собственностью муниципального образования – <данные изъяты> и относится к дорогам общего пользования местного значения муниципального образования – <данные изъяты>.
Данные факты подтверждаются имеющимися в материалах дела копией соответствующего приложения к постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-21), и административным ответчиком не оспаривались.
Судом также установлено, что на основании задания прокуратуры Рязанской области прокуратурой Захаровского района с привлечением сотрудников ОГИБДД МОМВД России «Михайловский» ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения администрацией МО – <данные изъяты> законодательства в области безопасности дорожного движения.
Из представленного в дело акта обследования улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фототаблицами следует, что на участке автомобильной дороги по адресу: <адрес> на покрытии проезжей части имеются 2 выбоины, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п.5.2.4, таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017: 1) выбоина длина 54 см., ширина 36 см., глубина 6 см. 2) выбоина длина 56 см., ширина 45 см., глубина 7,5 см. (л.д.11-19).
В связи с выявленным нарушениями прокуратурой Захаровского района в адрес главы администрации МО – <данные изъяты> сельское поселение ФИО2 было внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности в месячный срок.
Из анализа содержания имеющегося в деле ответа на запрос прокуратуры Захаровского района из администрации МО – <данные изъяты> сельское поселение № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выбоины на дороге около <адрес>, находящегося по адресу: <адрес>, к моменту его составления не устранены.
Таким образом, судом установлено и стороной административного ответчика не оспорено, что имеет место бездействие администрации МО – <данные изъяты> сельское поселение по исполнению законодательства в области безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, поскольку состояние автомобильной дороги на <адрес> не соответствует требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, на ней имеются выбоины, превышающие предельно допустимые размеры, установленные указанным государственным стандартом. Содержащиеся же в вышеуказанном ответе № от ДД.ММ.ГГГГ доводы стороны административного ответчика о наступлении неблагоприятных условий (низких температур), препятствующих устранению недостатков дороги, с учетом даты вынесения представления прокурора, и имевшегося у администрации муниципального образования – <данные изъяты> времени, суд в данном случае не может признать уважительными, служащими основаниями для освобождения ответчика от исполнения требований действующего законодательства.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Следовательно, охрана жизни и здоровья в таких правоотношениях, как дорожное движение, является первоочередной задачей в правовом регулировании и прямой обязанностью государства. В связи с тем, что безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, то прокурор вправе предъявить указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Поскольку администрацией МО – <данные изъяты> сельское поселение при осуществлении полномочий по решению вопросов об организации дорожной деятельности нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика является незаконным, непосредственно влияющим на безопасность неопределенного круга лиц, а также о наличии предусмотренных законом оснований для возложения на административного ответчика обязанности по приведению участка автомобильной дороги <адрес> в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ суд при принятии решения устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Срок, указанный прокурором, - до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого административному ответчику необходимо исполнить возложенные на него обязанности, суд считает объективным и разумным. На неразумность указанного срока административный ответчик не ссылается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск заместителя прокурора Захаровского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести участок автомобильной дороги в соответствие в установленными требованиями – удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования – <данные изъяты> по неприведению в нормативное состояние покрытия проезжей части участка автомобильной дороги по адресу: <адрес> незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования – <данные изъяты> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести покрытие участка автомобильной дороги по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Михайловский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна. Судья С.Р. Крысанов