Дело № 2-2011/2022

64RS0043-01-2022-002249-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2022 года                                                   г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего Садомцевой Т.В.,

при секретаре Заяц Е.Д.,

с участием старшего помощника прокурора города Саратова Желновой Н.С.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степановой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании совершить действия,

установил:

заместитель прокурора города Саратова обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» провести межевание самовольно занятого захоронениями земельного участка с координатами 51.2829,45.7838, ориентировочно площадью 10 000 кв.м. в с. Пудовкино, площадь которого не разграничена, осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на данный земельный участок, занятый захоронениями.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой города Саратова проверки был установлен факт допущения нарушений требований земельного законодательства при использовании земельного участка с координатами 51.2829,45.7838 в с. Пудовкино, вошедшем в состав территории муниципального образования «Город Саратов» в виде осуществления самовольного захоронения в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степанова А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

На основании п. п. 1 и 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 17 Федерального закона N 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Обстоятельством, предопределяющим порядок использования земельного участка, предназначенного для указанных выше целей, является определение границ этого земельного участка с учетом сложившейся застройки территории, поскольку это делает невозможным в дальнейшем соблюдение нормативов при установлении санитарно-защитных зон.

Также этому обстоятельству должна быть дана оценка с точки зрения положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из акта обследования территории от 29.03.2022 года, проведенного консультантом отдела муниципального земельного надзора комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что на территории ориентировочной площадью 10 000 кв.м. возле <адрес> в <адрес> расположены намогильные архитектурно-скульптурные сооружения, содержание мемориальную информацию и представляющие собой памятника и виде стел, плит, скульптур, крестов. К данному акту также приложены соответствующие фотографии.

Согласно сведениям, представленным Департаментом Гагаринского административного района администрации муниципального образования «Город Саратов», данный земельный участок, на котором осуществляется захоронение умерших, на государственном кадастровом учете не состоит. До ДД.ММ.ГГГГ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, на территории указанного населенного пункта, относилась к полномочиям Синеньского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. Администрацией Синеньского муниципального образования межевание земельного участка, занятого захоронениями не проведено.

Решением Саратовской городской Думы от 28.05.2021 года № 89-708 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Саратов» внесены изменения в ст. 1 Устава муниципального образования «Город Саратов», в соответствии с которыми в состав территории муниципального образования «Город Саратов» входят: сельские населенные пункты: село Бабановка; село Багаевка; поселок Беленький; деревня Быковка; поселок Водник; железнодорожный разъезд Горючка; деревня Есеевка; поселок Красный Октябрь; поселок Красный Текстильщик; деревня Крутец; село Малая Рыбка; деревня Махино; село Поповка; село Пудовкино; село Рыбушка и др.

Факт наличия самовольных захоронений на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, площадью ориентировочно 10 000 кв.м. в с. Пудовкино лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Учитывая приведенные нормы в совокупности с положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», уполномоченным лицом на осуществление кадастрового учета земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, в отношении земельных участков, распложенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Непостановка на государственный кадастровый учет и нерегистрация права собственности на земельный участок фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

Спор о границах земельных участков, выделяемых под расширение существующих кладбищ, не имеет значения для рассмотрения данного дела.

Определяя срок для исполнения решения, суд учитывает порядок и сроки бюджетного процесса, порядок приобретения услуг (подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории) для органов местного самоуправления, последующее оформление документов, суд считает, что срок шесть месяцев является достаточным для исполнения судебного решения.

По указанным основаниям суд находит исковые требования заместителя прокурора города Саратова подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ 51.2829,45.7838 ░░░░░░░░ ░░░░░ 10 000 ░░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                                                                                             ░.░. ░░░░░░░░░

2-2011/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура города Саратова
Ответчики
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Другие
Комитет по управлению имуществом г.Саратова
Департамент Саратовского района МО "Город Саратов"
МКУ "Администрация кладбищ"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Садомцева Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
13.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2022Передача материалов судье
20.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2022Судебное заседание
06.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Судебное заседание
03.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее