Дело № 2а-970/20

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2020 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе:

председательствующего Подберезко Е.А.,

при секретаре Мордвиной А.А.,

с участием административного истца Грачевой Е.Г.,

представителя административного истца Юрьевой А.В.,

представителя административного ответчика Нечаевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Грачевой Елены Геннадьевны к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Грачева Е.Г. обратилась в суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка по адресу <адрес>.

В обоснование заявленных требований указывает, что на указанном земельном участке расположен принадлежащий ей самовольно возведенный жилой дом, истица, получив распоряжение комитета о предварительном согласовании предоставления земельного участка, уточнив границы земельного участка с видом разрешенного использования – индивидуальные жилые дома, обратилась в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Комитетом в удовлетворении поданного заявления отказано, на том основании, что земельный участок расположен в территориальной зоне, в которой согласно градостроительному регламенту не предусмотрено расположение жилого дома.

Отказ комитета истица считает незаконным и необоснованным, нарушающим ее право на получение в собственность земельного участка, поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – индивидуальные жилые дома на момент принятия новой редакции Правил землепользования и застройки.

Административный истец и ее представитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по указанным основаниям.

Представитель ответчика в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению, принятое решение об отказе в предоставлении земельного участка считала законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 года №447 расположен в территориальной зоне производственной подзоны (размещение объектов до III класса опасности по санитарной классификации) (ПК-1,2), градостроительным регламентом которой не предусмотрено размещение жилых домов, поэтому предоставление истице земельного участка будет противоречить требованиям земельного и градостроительного законодательства, что недопустимо, ссылка административного истца на положения ст.32 Правил землепользовании и застройки городского округа города Барнаула не применяется к возникшим правоотношениям по предоставлению земельного участка в собственность, а регулирует процедуру получения разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Выслушав административного истца, ее представителя, представителя административного ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Грачевой Е.Г. принадлежит неплановый жилой дом по адресу: <адрес>, дом расположен на земельном участке, который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.

Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 7 названного Кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли населенных пунктов (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно требованиям ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с требованиями п.п.6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации собственникам зданий, сооружений либо помещений земельные участки, на которых расположены указанные здания, сооружения либо помещения, предоставляются без проведения торгов.

Согласно положению «О комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула», утвержденным решением Барнаульской городской Думы №33 от 26 декабря 2008 года, комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений.

На комитет возложена обязанность по предоставлению в собственность земельных участков.

Согласно п.п.4 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 09.11.2015 года №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п.5 ст.7 Закона Алтайского края от 09.11.2015 года №98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в порядке межведомственного взаимодействия орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, запрашивает в федеральных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления: информацию комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о наличии либо отсутствии градостроительных ограничений для использования земельного участка в случае его нахождения в границах городского округа города Барнаула Алтайского края и предоставления гражданам, указанным в пункте 4 статьи 2 настоящего Закона.

Грачева Е.Г. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула с заявлением, в котором просила предоставить земельный участок площадью 361кв.м. по адресу <адрес> в собственность без проведения торгов для эксплуатации жилого дома.

Однако ДД.ММ.ГГГГ комитетом был дан ответ истцу об отказе в предоставлении в собственность земельного участка по причине расположения участка в территориальной производственной зоне (ПК-1), территориальной подзоне (ПК-1,2 размещение объектов до III класса опасности по санитарной классификации).

Истица полагает, что отказ комитета является незаконным и нарушает ее права, поскольку комитетом ей было предварительно согласовано предоставление земельного участка, действующие нормы на момент ее обращения предусматривали возможность предоставления земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом его использования – индивидуальные жилые дома и используется по назначению.

С указанными истцом доводами нельзя согласиться в связи со следующим.

Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской думы от 25 декабря 2019 года №447, ответом комитета по архитектуре и развитию г.Барнаула на межведомственный запрос административного ответчика, а также на запрос суда (с приложением фрагмента карты градостроительного зонирования г.Барнаула), подтверждается, что спорный земельный участок расположен в территориальной производственной зоне (ПК-1), территориальной подзоне (ПК-1,2 размещение объектов до III класса опасности по санитарной классификации).

Статьей 75 Правил, установлены виды разрешенного использования территориальной зоны – коммунальная зона (ПК-2), включающие в себя основные виды разрешенного использования земельных участков, условно разрешенные виды использования земельных участков, вспомогательные видов разрешенного использования земельных участков.

Размещение жилых домов в указанной зоне Правилами не предусмотрено.

В силу п.п.2,3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Поскольку в соответствии с действующими на момент рассмотрения обращения истицы Правилами спорный земельный участок расположен в территориальной производственной зоне (ПК-1), территориальной подзоне (ПК-1,2 размещение объектов до III класса опасности по санитарной классификации), где не предусмотрено размещение жилых домов, суд полагает, что у административного ответчика имелись предусмотренные подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основания для отказа в предоставлении Грачевой Е.Г. в собственность без проведения торгов спорного земельного участка.

Суд не соглашается с позицией административного истца о том, что при рассмотрении заявления Комитетом подлежали применению Правила землепользования и застройки городского округа города Барнаула, в прежней редакции, действующей в отношении сформированного земельного участка, поскольку административный ответчик давал оценку представленным на рассмотрение документам с учетом действующих положений закона, в том числе и с учетом изменения территориальной зоны в отношении спорного земельного участка.

Ссылки административного истца на положения ст.32 Правил, подлежат отклонению, поскольку названная норма регулирует правоотношения, связанные с предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и к спорным правоотношениям, вытекающим из предоставления в собственность земельных участков, не применимы.

Так же суд полагает, что доводы административного истца о том, что вид разрешенного использования земельного участка, внесенный в ЕГРН – индивидуальные жилые дома, комитет издал распоряжение о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку принятое распоряжение и внесенная в ЕГРН информация относительно земельного участка административного истца в связи с принятием Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской думы от 25 декабря 2019 года №447, на момент принятия оспариваемого истицей решения уполномоченного органа, утратила свою актуальность и подлежит приведению в соответствие с градостроительным регламентом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что оспариваемый отказ комитета от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, принят в пределах предоставленных комитету полномочий и прав административного истца не нарушает.

В этой связи, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

2а-970/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Грачева Елена Геннадьевна
Ответчики
Комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула
Другие
Юрьева Алена Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Судья
Подберезко Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
26.02.2020Регистрация административного искового заявления
26.02.2020Передача материалов судье
28.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее