Решение по делу № 2-8340/2015 от 14.07.2015

Дело № 2-8340/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Олейника И.И.

при секретаре Гумаровой Ю.Г.,

с участием административного истца Алексеевой О.В.,

представителя административного ответчика и заинтересованного лица Гичева А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

25 сентября 2015 года административное дело по административному исковому заявлению Алексеева А.В., Алексеевой О.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А. и Б.А. к УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий, обязательстве перевести Алексеева А.В. в иное исправительное учреждение,

установил:

Алексеев А.В. и Алексеева О.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей А.А. и Б.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми, в котором просят признать несоответствующим ст.8 Европейской конвенции по правам человека перевод Алексеева А.В. для отбывания наказания в ФКУ ИК-... ГУФСИН России по ... области и, как следствие нарушение указанной статьи в отношении всех административных истцов, обязать административного ответчика перевести Алексеева А.В. для дальнейшего отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение на территории Республики Коми.

В обоснование заявления указано, что Алексеев А.В. является жителем города Сыктывкара, где проживал с женой и несовершеннолетними детьми, ** ** ** г. был осужден по приговору ... городского суда к лишению свободы и в дальнейшем переведен для отбывания наказания в ФКУ ИК-... ГУФСИН России по ... области. Административные истцы считают, что указанный перевод не отвечает требованиям ст.8 Европейской конвенции по правам человека, в соответствии с которой каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку отбывание наказания Алексеевым А.В. в исправительной колонии на территории Мурманской области лишают истцов возможности поддерживать друг с другом семейные отношения, встречаться и контактировать в установленном порядке.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации /далее – КАС РФ/ предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15.09.2015 г., подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации /ст.3 Федерального закона от 08.03.2015 г. №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»/.

Соответственно, настоящее дело рассматривается судом в порядке, предусмотренном КАС РФ и действующим с 15.09.2015 г.

В судебном заседании административный истец Алексеева О.В., являющаяся по факту также представителем административного истца Алексеева А.В. и несовершеннолетних детей А.А. и Б.А., поддержала заявленные требования.

Алексеев А.В. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Алексеева А.В.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Республике Коми и заинтересованного лица ФСИН России с иском не согласился, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения требований.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).

Согласно ст.8 Конвенции каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. №1314 ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьей 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) определено, что осужденные к лишению свободы, по общему правилу, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Положениями ст.75 УИК РФ предусмотрено, что порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Таким органом исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.

В соответствии с ч.2 ст.81 УИК РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 23.06.2009 г. №899-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Самородова Петра Петровича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» сама по себе возможность перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое предусмотрена законодателем в рамках его полномочий и не выходит за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Предусмотренное оспариваемой нормой решение о таком переводе не вносит в приговор каких-либо изменений, в связи с чем не может рассматриваться как утяжеление назначенного судом наказания. Принятие данного решения не меняет правовое положение осужденных и не влечет умаление гарантированных им уголовно-исполнительным законодательством прав.

Порядок направления осужденных в исправительные учреждения установлен и утвержден приказом Министра юстиции РФ от 01.12.2005 г. №235 в Инструкции «О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» (далее по тексту – Инструкция).

Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Пунктом 10 Инструкции определено, что в соответствии со ст.81 УИК РФ, перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при наличии иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

Как следует из материалов дела, постоянным местом жительства Алексеева А.В. и его семьи /супруги и несовершеннолетних детей/ является г.Сыктывкар Республики Коми. Алексеев А.В. осужден Сыктывкарским городским судом Республики Коми к лишению свободы в исправительной колонии строгого режима. При этом ранее он уже отбывал наказание в виде лишения свободы.

Распоряжением ФСИН России от 10.06.2014 г. №120-р утвержден перечень исправительных колоний строгого режима, предназначенных для отбывания наказания осужденными мужчинами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, в соответствии с которым на территории Республики Коми таковыми являются ИК-... строгого режима (г....) и ИК-... (пгт....).

В дальнейшем директором ФСИН России было принято решение об изменении вида режима (учреждения) ФКУ ИК-... УФСИН России по Республике Коми на колонию-поселение (в соответствии с Перечнем исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России, подлежащих ликвидации, изменению вида режима (учреждения), утвержденным 12.02.2015 г.).

** ** ** г. ФСИН России в адрес УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по ... области направлено распоряжение, согласно которому в связи с реорганизацией ФКУ ИК-... УФСИН России по Республике Коми в соответствии с ч.2 ст.73 УИК РФ до особого распоряжения разрешается ежемесячно направлять из СИЗО осужденных строгого режима, ранее отбывавших лишение свободы, в распоряжение УФСИН России по ... области.

Таким образом, в данном случае в установленном законом порядке во исполнение нормативного предписания ФСИН России Алексеев А.В. был направлен для отбывания наказания в УФСИН России по ... области.

В соответствии с требованиями действующего национального законодательства, а именно ч.ч.1 и 2 ст.89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Предоставление свиданий в соответствии с нормами действующего национального законодательства направлено на поддержание семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных.

Нахождение Алексеева А.В. в пенитенциарном учреждении ... области в сравнении с отбытием наказания виде лишения свободы в Республике Коми, безусловно, создает определенные сложности в осуществлении права административных истцов на свидания, в связи с чем суд полагает возможным применение статьи 8 Конвенции к рассматриваемым отношениям.

При этом суд учитывает, что отбывание наказания в виде лишения свободы влечет в принципе естественные ограничения личной и семейной жизни. Существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является обеспечение или при необходимости содействие со стороны властей в поддержании связей с ближайшими родственниками. В данном случае Алексеев А.В. не лишен права на поддержание социально полезных связей с близкими путем неограниченной переписки, а также свиданий, предоставляемых в установленном порядке.

Из изложенного следует, что перевод осужденных для дальнейшего отбывания меры уголовного наказания в исправительные учреждения на территории другого субъекта Российской федерации не является сам по себе нарушением ст.8 Конвенции.

С учетом перечисленных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд находит, что вследствие направления Алексеева А.В. для отбывания наказания в учреждение УФСИН России по ... области не допущено реального нарушения прав истцов на уважение личной и семейной жизни. Это свидетельствует об отсутствии нарушений ст.8 Конвенции вследствие оспариваемых действий административного ответчика.

Следовательно, заявленные административными истцами требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Алексееву А.В., Алексеевой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.А. и Б.А., в удовлетворении административных исковых требований к УФСИН России по Республике Коми о признании несоответствующим ст.8 Европейской конвенции по правам человека перевода Алексеева А.В. для отбывания наказания в ФКУ ИК-... ГУФСИН России по ... области, признании факта нарушения ст.8 Европейской конвенции по правам человека в отношении административных истцов, обязательстве перевести Алексеева А.В. для дальнейшего отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение на территории Республики Коми.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.И.Олейник

2-8340/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеев А.В.
Ответчики
УФСИН России по РК
Другие
ФСИН РФ
Алексеева О.В.
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
14.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2015Передача материалов судье
17.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.08.2015Предварительное судебное заседание
25.09.2015Судебное заседание
25.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее