Решение по делу № 2-125/2018 от 14.06.2018

                                                                                                                  Дело №2-125/2018

УИД №34RS0021-01-2018-000158-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2018 года                                         станица Клетская Волгоградской области

Клетский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Набиева Р.Г.

при секретаре судебного заседания Бурлуцкая О.А.,

с участием: истца – прокурора Клетского района Волгоградской области Бисинов И.А., действующего на основании служебного удостоверения,

ответчиков: представителя Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области – Кашин В.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Верхнечеренская средняя школа» Клетского района Волгоградской области - Мальцева Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Клетского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Верхнечеренская средняя школа» Клетского района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства в сфере антитеррористической защищённости общеобразовательного учреждения, законодательства об образовании,

УСТАНОВИЛ:

Истец - прокурор Клетского района Волгоградской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Верхнечеренская средняя школа» Клетского района Волгоградской области (далее по тексту – МКОУ «Верхнечеренская СШ») о понуждении к соблюдению требований законодательства в сфере антитеррористической защищённости общеобразовательного учреждения, законодательства об образовании, в котором просит суд: обязать МКОУ «Верхнечереская СШ» оборудовать здание общеобразовательного учреждения по адресу: ул. Центральная, д. 69, х. Верхнечеренский, Клетский район, Волгоградская область, системой контроля доступа при входе – домофоном, в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Клетского муниципального района Волгоградской области в течение 7 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать работу по оборудованию здания МКОУ «Верхнечеренская СШ» расположенного по адресу: ул. Центральная, д. 69, х. Верхнечеренский, Клетский район, Волгоградская область, системой контроля доступа при входе – домофоном, судебные расходы возложить на ответчиков.

В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой Клетского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищённости образовательных учреждений, законодательства об образовании. По результатам проверки установлено, что в здании МКОУ «Верхнечеренская СШ», расположенном по адресу: ул. Центральная, д. 69, х. Верхнечеренский, Клетский район, Волгоградская область, отсутствует система управления доступа при входе в здание образовательного учреждения – домофоном. Осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а так же ущерб имуществу. Отсутствием системы контроля, управления доступа в здание школы нарушаются конституционные права обучающихся, работников учреждения и других лиц, правомерно находящихся в нем, на защиту их жизни, здоровья и имущества. Кроме того, отсутствие системы контроля доступа в здание – домофона, ограничивающего доступ в общеобразовательные учреждения иных лиц, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, прибывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения. Согласно уставу МКОУ «Верхнечеренская СШ» учредителем образовательной организации является муниципальное образование Клетский муниципальный район Волгоградской области в лице администрации Клетского муниципального района Волгоградской области. К компетенции учредителя отнесено осуществление финансового обеспечения деятельности МКОУ «Верхнечеренская СШ».

В судебном заседании прокурор Клетского района Волгоградской области Бисинов И.А. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил удовлетворить.

Представитель Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области Кашин В.С. возражал против удовлетворения требований прокурора, указав на то, что в целях обеспечения безопасности учащихся, воспитанников и сотрудников МКОУ «Верхнечеренская СШ» для усиления антитеррористической защищённости в соответствии с Федеральным законом от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» разработано положение о контрольно-пропускном режиме», осуществляется контроль доступа в школу силами вахтера. В МКОУ «Верхнечеренская СШ» установлена беспроводная тревожная кнопка. Видеонаблюдение установлено по периметру образовательного учреждения в качестве 10 видеокамер, видеозапись с которых хранится 30 суток. По периметру территории образовательного учреждения имеется ограждение. Считает, что требования антитеррористической защищенности МКОУ «Верхнечеренская СШ» соблюдается надлежащим образом. Кроме того считает, что ни в одном из нормативных документов, приведенных в обоснование иска не казано на необходимость обеспечить контроль доступа обучающихся и работников образовательного учреждения именно посредством установки домофона.

Представитель МКОУ «Верхнечеренская СШ» Мальцева Е.Ю. поддержала позицию представителя администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, просила отказать в удовлетворении требований прокурора.

Суд, выслушав прокурора Клетского района Волгоградской области, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Клетского района Волгоградской области подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно статьям 2, 38 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Детство находится под защитой государства.

Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Закона №273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Так, приказом № 2013 от 11 ноября 2009 года «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон №35-ФЗ), органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Судом установлено, что прокуратурой Клетского района Волгоградской области была проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищённости образовательных учреждений, законодательства об образовании. По результатам проверки установлено, что в здании МКОУ «Верхнечеренская СШ», расположенном по адресу: ул. Центральная, д. 69, х. Верхнечеренский, Клетский район, Волгоградская область, отсутствует система управления доступа при входе в здание образовательного учреждения – домофоном.

Данный факт подтверждается информацией актом проверки от 13 июня 2018 года (л.д. 13-16).

Ответчиками факт отсутствия в здании школы системы контроля доступа «домофон» также не оспаривался.

Установка системы контроля доступа «домофон» в образовательном учреждении отвечает требованиям Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Осуществление деятельности образовательных учреждений при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. К числу мер по противодействию терроризму относится, в силу закона, создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

Отсутствием системы контроля, управления доступа в здание школы нарушаются конституционные права обучающихся, работников учреждения и других лиц, правомерно находящихся в нем, на защиту их жизни, здоровья и имущества.

Более того отсутствие системы контроля доступа в здание – домофона, ограничивающего доступ в общеобразовательные учреждения иных лиц, также отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, прибывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения.

Согласно п. 1.6 Устава МКОУ «Верхнечеренская СШ», утвержденного постановлением главы администрации Клетского муниципального района Волгоградской области от 15 декабря 2015 года №796, учредителем образовательной организации является муниципальное образование Клетский муниципальный район Волгоградской области в лице администрации Клетского муниципального района.

К компетенции учредителя в силу в силу положений подпункта «е» пункта 4.4 Устава МКОУ «Верхнечеренская СШ» отнесено осуществление финансового обеспечения деятельности МКОУ «Верхнечеренская СШ».

Доводы представителя администрации Клетского муниципального района Волгоградской области о том, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оборудования здания образовательного учреждения системой контроля доступа посредством установки домофона, необоснованно. Как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Довод представителя администрации Клетского муниципального района Волгоградской области о том, что в МКОУ «Верхнечеренская СШ» совершен ряд действий для укрепления антитеррористической защищенности объекта (установлена охранно-пожарная и тревожная сигнализация, системы видеонаблюдения, имеется вахтер), указанных выводов не опровергают, поскольку их надлежащая эффективность может быть достигнута лишь в применении всего комплекса мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих их нарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора Клетского района Волгоградской в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Верхнечеренская средняя школа» Клетского района Волгоградской области (далее по тексту – МКОУ «Верхнечеренская СШ») о понуждении к соблюдению требований законодательства в сфере антитеррористической защищённости общеобразовательного учреждения, законодательства об образовании, подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так, согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик - администрация Клетского муниципального района Волгоградской области освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, наряду с другими категориями лиц, так же освобождается прокурор - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая приведенные нормы гражданского процессуального законодательства и налогового законодательства, государственная пошлина взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

В данном деле прокурор обратился в защиту неопределенного круга физических лиц, следовательно, размер государственной пошлины следует определять в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ. Согласно данной норме при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.

Поскольку согласно пункту 2 статьи 333.18 НК РФ при предъявлении несколькими истцами совместного искового заявления, содержащего единое требование, государственная пошлина уплачивается ими совместно в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования, прокурора, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины, предъявляя иск в интересах неопределенного круга лиц, оплатил бы ее в размере 300 рублей, независимо от количества лиц, в интересах которых предъявлен иск.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым взыскать с МКОУ «Верхнечеренская СШ» Клетского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 150 рублей в доход местного бюджета, поскольку данное учреждение не освобождается от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Клетского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Верхнечеренская средняя школа» Клетского района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства в сфере антитеррористической защищённости общеобразовательного учреждения, законодательства об образовании - удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнечеренская средняя школа» Клетского района Волгоградской области оборудовать здание общеобразовательного учреждения по адресу: ул. Центральная, д. 69, х. Верхнечеренский, Клетский район, Волгоградская область, системой контроля доступа при входе – домофоном, в течение 7 (семи) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Клетского муниципального района Волгоградской области в течение 7 (семи) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу профинансировать работу по оборудованию здания муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Верхнечеренская средняя школа» Клетского района Волгоградской области, расположенного по адресу: ул. Центральная, д. 69, х. Верхнечеренский, Клетский район, Волгоградская область, системой контроля доступа при входе – домофоном.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Верхнечеренская средняя школа» Клетского района Волгоградской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 (ста пятидесяти) рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Клетский районный суд Волгоградской области.

Судья:                                                    подпись                                                Р.Г. Набиев

СПРАВКА: мотивированное решение изготовлено 20 июля 2018 года.

Судья:                                             подпись                                                       Р.Г. Набиев

2-125/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Клетского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация Клетского муниципального района Волгоградской области
МКОУ "Верхнечеренская средняя школа"
Суд
Клетский районный суд Волгоградской области
Дело на сайте суда
klet.vol.sudrf.ru
14.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2018Передача материалов судье
14.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2018Подготовка дела (собеседование)
10.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2018Судебное заседание
20.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2018Дело оформлено
11.09.2018Дело передано в архив
21.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2020Передача материалов судье
21.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020Подготовка дела (собеседование)
21.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Дело оформлено
21.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее