УИД 59RS0004-01-2023-004816-81
Дело № 2-293/2024 Мотивированное решение изготовлено 07.05.2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рожковой И.П.,
при секретаре Баженовой В.Р.,
с участием представителя ответчика Логинова Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мерзлякова С.В. к администрации города Перми, муниципальному казенному учреждению «Городская коммунальная служба» о возложении обязанности,
установил:
Мерзляков С.В. обратился в суд с иском к администрации города Перми, просит обязать ответчика устранить источник постоянных дурно пахнущих запахов, который создает бетонный отстойник (накопитель), расположенный по адресу: <Адрес> на земельном участке (кадастровый №); взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 6-9).
В обоснование заявленных требований указал, что на праве собственности ему принадлежит земельный участок, площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: г<Адрес>. Видом разрешенного использования земельного участка является индивидуальное жилищное строительство. Через его участок и прилегающий к нему земельный участок третьего лица - Якушевой М.В. проходит канализационная сеть, по которой канализационные стоки стекают в бетонный накопитель (отстойник). Указанные коммунальные объекты на протяжении многих лет являются источником постоянных дурно пахнущих запахов, что доставляет истцу и окружающим повседневный бытовой дискомфорт. На данный момент какие-либо меры по устранению запахов ни одной из коммунальных служб города не предпринимаются, более того, канализационные массы бесконтрольно стекают в расположенную поблизости речку Мось. При этом отсутствие контроля за указанными сетями канализации и иных мер их обслуживания спровоцировали разрушение наземной части канализации. Помимо изложенного, территория, находящаяся в непосредственной близости от накопителя, используется несовершеннолетними детьми из соседних домов для игр, что является небезопасным с учетом аварийного технического состояния накопителя. Право собственности на указанную канализационную сеть в установленном законом порядке не зарегистрировано, что фактически отражает ее характер как бесхозяйной. В июне 2023г. истец обратился с заявлением на имя главы администрации города Перми с предложением о незамедлительном принятии на учет указанного участка канализационных сетей и начале его обслуживания с целью устранения постоянно создаваемых неприятных запахов. Согласно полученному из администрации Свердловского района г.Перми от 24.07.2023г. письму указанная сеть действительно не находится на обслуживании администрации района, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми принято решение о нецелесообразности принятия данного объекта в муниципальную собственность. При этом, несмотря на то, что согласно данному ответу администрация Свердловского района г.Перми ДД.ММ.ГГГГ. направила в адрес МКУ «Городская коммунальная служба» и Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми письмо по вопросу осмотра бетонного накопителя и принятия мер к ликвидации запаха, указанные меры до настоящего времени не приняты.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора, привлечены администрация Свердловского района города Перми, МКУ «Городская коммунальная служба» (л.д. 46-47).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Городская коммунальная служба» (л.д. 101-102).
Истец извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика - администрации г.Перми в удовлетворении исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 34-36).
Ответчик - МКУ «Городская коммунальная служба» извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, ранее представил письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 85).
Третье лицо – администрация Свердловского района г.Перми извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представитель Трефилов М.Г. просит провести судебное заседание в его отсутствие (л.д. 106).
Третье лицо – Якушева М.В. о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение в том числе целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, а также снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся - организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно положениям ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из материалов дела следует, что Мерзляков С.В. является собственником земельного участка площадью 1200 кв.м, вид разрешенного использования земельного участка: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <Адрес>, кадастровый № (л.д. 10-12).
Через вышеуказанный земельный участок и прилегающий к нему земельный участок № проходит канализационная сеть, по которой канализационные стоки стекают в бетонный накопитель (отстойник) (л.д.14-15).
Решением Свердловского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ за муниципальным образованием город Пермь признано право собственности на сооружение коммунального хозяйства: сеть водоотведения, протяженностью 1071 м., местоположение: <Адрес>, поселка Голый Мыс (л.д.52-53).
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ данная сеть включена в реестр муниципального имущества города Перми (л.д. 37-38, 39).
Между Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми (Департамент) и МКУ «Содержание объектов инженерной инфраструктуры» (Исполнитель) заключен договор на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми (л.д. 64-67), в соответствии с которым исполнителю поручается выполнение им обязанностей по обеспечению технической эксплуатации и содержания объектов водоотведения города Перми, входящих в состав имущества муниципальной казны города Перми (п. 1 Договора).
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми (Департамент) и МКУ «Городская коммунальная служба» (Исполнитель), заключено соглашение к договору на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми от 20.04.2018 г№ (л.д. 69), в соответствии с которым Департамент передает, а Исполнитель принимает для обеспечения технической эксплуатации и содержания по договору на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми от ДД.ММ.ГГГГ №№ следующее имущество: сеть водоотведения, протяженностью 1 071,00 п.м, кадастровый №, местоположение: <Адрес>, сеть водоотведения поселка <Адрес> (реестровый №).
ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан акт приема-передачи имущества (л.д. 76).
В соответствии с вышеуказанным договором исполнитель обязан обеспечить контроль за техническим состоянием имущества, входящего в состав объекта (п.3.1.2); обеспечить техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт имущества, входящего в состав объекта, в соответствии с действующими нормами и правилами содержания объектов коммунального назначения (п.3.1.3).
Из актов осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что из бетонного отстойника, расположенного на расстоянии 6-8 метров от границ земельного участка по адресу: <Адрес>, кадастровый №, постоянно исходят дурно пахнущие запахи, каких-либо технологических работ по обслуживанию бетонного отстойника не производится, бетонные конструкции разрушаются, ограждения отсутствуют, канализационные массы из него бесконтрольно стекают в расположенную поблизости речку Мось (л.д. 23, 23 оборот, 68, 95).
Таким образом, установлено и подтверждается материалами дела, что возложенные договором на обеспечение технической эксплуатации и содержания объектов имущества, входящих в муниципальную казну города Перми, с учетом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по содержанию в работоспособном и технически исправном состоянии спорного сооружения МКУ «Городская коммунальная служба» исполняет ненадлежащим образом, в связи с чем обязанность осуществить мероприятия, направленные на устранение причины неприятного запаха от бетонного отстойника (накопителя), расположенного по адресу: <Адрес> возле земельного участка с кадастровым номером 59:01:4811029:158 подлежит возложению на данного ответчика. Правовые основания для удовлетворения исковых требований о возложении этой же обязанности на администрацию г. Перми отсутствуют.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, с МКУ «Городская коммунальная служба» в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> Факт несения истцом указанных расходов подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на муниципальное казенное учреждение «Городская коммунальная служба» (ИНН 5903094538) обязанность осуществить мероприятия, направленные на устранение причины неприятного запаха от бетонного отстойника (накопителя), расположенного по адресу: <Адрес> возле земельного участка с кадастровым номером №
В удовлетворении требований, заявленных к администрации города Перми, отказать.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Городская коммунальная служба» (ИНН 5903094538) в пользу Мерзлякова С.В. (паспорт №) расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение суда в течение месяца после изготовления данного решения в окончательной форме может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.
Председательствующий: И.П.Рожкова