Дело № 2-63/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Советская Гавань 09 февраля 2018 года
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Манушенковой Н.Б.
помощника Советско-Гаванского городского прокурора Булдакова А.А.
при секретаре Смирновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора в интересах Михальского С.А., Михальской О.В., несовершеннолетних М.И., М.В., М.М. к Администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв.м., состоящее из двух жилых комнат, имеющее централизованное холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, телефонизированное, в пределах территории городского поселения «Рабочий поселок Майский»,
УСТАНОВИЛ:
Советско-Гаванский городской прокурор в интересах Михальского С.А., Михальской О.В., несовершеннолетних М.И., М.В., М.М. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что по обращению семьи Михальской была проведена проверка, в ходе которой установлено, что <адрес> в <адрес>, в которой проживали истцы, принадлежит на праве собственности Михальского С.А. (запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.) Согласно технического паспорта квартира двухкомнатная, общей площадью 42 кв.м, имеет централизованное холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, телефонизированная. Постановлением Администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» от ДД.ММ.ГГГГ. № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, граждане, проживающие в доме подлежат расселению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Заключением Межведомственной комиссии п. Майский № от ДД.ММ.ГГГГ. жилой многоквартирный <адрес> в п.Майский Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края вновь признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением администрации п.Майский от 25.10.2013г. №. ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией городского поселения «Рабочий поселок Майский» и Михальской С.А. заключено соглашение в рамках которого ответчик обязался предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии со ст.ст. 85,86 ЖК РФ, а истец обязался освободить занимаемое им жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ. Михальского С.А. направлено уведомление о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ. снести принадлежащее ему жилое помещение в <адрес> и истец был предупрежден, что в случае отказа будет начата процедура по изъятию земельного участка под домом для муниципальных нужд. 19.01.2017г. Администрацией городского поселения «Рабочий поселок Майский» принято постановление №, в соответствии с которым постановлено изъять земельный участок по указанному адресу и расположенные на нем объекты недвижимости согласно приложению, в том числе и квартиру № № В августе 2017г. ответчиком сделано предложение Михальского С.А. в устной форме о выкупе спорной квартиры за 450 000 рублей, истец согласился, но в дальнейшем никаких действий со стороны ответчика по выкупу жилья не последовало и вопрос выкупа Михальской С.А. жилого помещения Администрацией городского поселения «Рабочий поселок Майский» надлежащим образом не рассматривался. С 2017г. семья Михальской, в связи с непригодностью их жилья и не обеспечением ответчиком жилым помещением, либо средствами на его приобретение, вынуждена снимать квартиру. Просит суд возложить обязанность на Администрацию городского поселения «Рабочий поселок Майский» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края предоставить Михальского С.А., Михальской О.В., М.И., М.В., М.М. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв.м., состоящее из двух жилых комнат, имеющее централизованное холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, телефонизированное, в пределах территории городского поселения «Рабочий поселок Майский».
В судебном заседании прокурор Булдакова А.А. заявленные в интересах Михальского С.А., Михальской О.В., М.И., М.В., М.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Михальской С.А. в судебном заседании поданное в интересах его семьи прокурором исковое заявление поддержал, пояснив, что на сегодняшний день жилое помещение взамен непригодного не предоставлено, другого жилого помещения ему не предлагали, письменное соглашение по согласованию выкупной цены с ним не заключалось, получить жилое помещение на условиях социального найма он согласен.
Представитель ответчика Исаева Н.А. в судебном заседании с требованиями прокурора в интересах семьи Михальской не согласилась, пояснив, что на территории <адрес> на сегодняшний день имеется 330 муниципальных квартир. Из них 88 квартир в домах, которые участвуют в программе о переселении, дома еще не снесены, 86 квартир в аварийных домах. В остальных 180 квартирах проживают люди, которые по неизвестным причинам не приватизируют жилые помещения. Другого свободного муниципального жилья для предоставления истцу у них нет, есть только то жилое помещение, которое ему предлагали в <адрес> по программе переселения. Свободных муниципальных квартир в муниципальном образовании нет. Средств в бюджете на выкуп квартиры также не имеется.
Истец Михальской О.В. в судебное заседание не явилась, уведомлена о времени и месте судебного заседания. Ходатайств не представила.
Изучив материалы дела, обсудив заявленные требования, выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Михальской С.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Советско-Гаванскую городскую прокуратуру с заявлением о защите законных прав, поскольку его семья лишилась купленной по ипотеке квартиры в п.Майский Советско-Гаванского района, так как дом, в котором купили квартиру, пошел под снос как аварийный. Администрация Советско-Гаванского муниципального района отказалась выплатить выкупную цену за квартиру, в результате чего многодетная семья вынуждена сейчас проживать в съемной квартире.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении исковых требований Администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» к Михальского С.А., Михальской О.В., М.И., М.В., М.М. об изъятии жилого помещения и выселении, обязании отдела по вопросам миграции ОМВД России по Советско-Гаванскому району снять ответчиков с регистрационного учета отказано.
Согласно свидетельству о государственной регистрации, право собственности на <адрес> в п.Майский Советско-Гаванского района Хабаровского края зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области за Михальской С.А. ДД.ММ.ГГГГ, с обременением права ипотеки в силу закона.
ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией городского поселения «Рабочий поселок Майский» и Михальской С.А. заключено соглашение, в соответствии с которым Администрация городского поселения «Рабочий поселок Майский» предоставляет Михальский С.А. и совместно с ним прописанным членам семьи Михальской О.В., М.И., М.В., М.М. благоустроенное помещение по договору социального найма, а члены семьи выписываются из занимаемого помещения после заключения договора социального найма на предоставляемое жилое помещение в связи с переселением из ветхого и аварийного жилья с предоставлением квитанций по отсутствию задолженности за коммунальные услуги.
Постановлением Администрации городского поселения «Рабочий поселок Майский» от ДД.ММ.ГГГГ. № многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Из акта обследования помещения Межведомственной комиссии, назначенной главой городского поселения «Рабочий поселок Майский» постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что многоквартирный жилой <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и является аварийным.
Заключением Межведомственной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Администрации п. Майский от ДД.ММ.ГГГГ №.
Исковые требования прокурора в интересах Михальского С.А. и членов его семьи суд находит подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Нормы содержащиеся в этой статье, в развитии положений ч.3 ст.35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме, требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае, согласно части 10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы статей 1-3 ст.32 ЖК РФ. При этом положения ч.4 ст.32 Жилищного кодекса РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 ст.2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что Михальский С.А. является собственником жилого помещения общей площадью 42.2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из лицевого счета квартиросъемщика в <адрес> зарегистрированы Михальской С.А., его супруга Михальской О.В., дети Михальской И.С., ДД.ММ.ГГГГ.р., М.В.ДД.ММ.ГГГГ.р., и Михальской М.С., ДД.ММ.ГГГГ.р.
Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
В рамках реализации указанной выше программы был построен и постановлением Администрации поселения № от 14.12.2016г. введен в эксплуатацию жилой многоквартирный дом по <адрес>А в <адрес>, постановлением Администрации п.Майский принято решение о заключении с гражданами договоров социального найма на жилые помещения, предоставляемые в этом доме в том числе с Михальской С.А. на жилое помещение № общей площадью 42,2 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ. Михальского С.А. направлено уведомление о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ. снести принадлежащее ему жилое помещение в <адрес>, Михальской С.А. предупрежден, что в случае отказа будет начата процедура по изъятию земельного участка под домом для муниципальных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией п.Майский принято постановление № в соответствии с которым постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок по адресу <адрес> и расположенные на нем объекты недвижимости согласно приложению, в том числе <адрес>.
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.
В соответствии с п.4 ст.16 Закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.
В нарушение указанных выше норм законодательства до настоящего времени Администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» семью Михальской жильем не обеспечила, выкуп непригодной квартиры не осуществила, несмотря на то, что их жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания.
Учитывая, что истцом в качестве способа обеспечения его жилищных прав, выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно он имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающему установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта, вне очереди, на состав семьи пять человек.
По смыслу ч.8 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, по договору найма в домах системы социального обслуживания населения ( пп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Из разъяснений, данных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, судам следует учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. При оценке степени благоустроенности предлагаемого для переселения жилого помещения следует руководствоваться требованиями, определенными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также нормативными актами органов местного самоуправления, которыми не могут быть снижены установленные Правительством РФ минимальные гарантии.
Согласно техническому паспорту, квартира по адресу <адрес> <адрес> двухкомнатная, общей площадью 42.2кв.м., имеет централизованное холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, телефонизированная.
Согласно требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, содержащимся в главе 2 указанного Положения, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.(п.12)
Наличие телефона в жилом помещении не включено в перечень требований, которым должно отвечать благоустроенное жилое помещение. Исковые требования в части предоставления телефонизированного жилого помещения не подлежат удовлетворению.
Ответчик от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 198,199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Советско-Гаванского городского прокурора частично удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского поселения «Рабочий поселок Майский» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края обязанность предоставить Михальского С.А., Михальской О.В., несовершеннолетним М.И., М.В., М.М. жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42,2 кв.м., состоящее из двух жилых комнат, имеющее централизованное холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, в пределах территории городского поселения «Рабочий поселок Майский».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2018г.
Судья Н.Б. Манушенкова