Судья: Жеглова Н.А. № 33а-3236
Докладчик: Бегунович В.Н. (№ 2а-229/2020)
(42RS0032-01-2019-003144-94)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«21» апреля 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Бегуновича В.Н.,
судей Быковой С.В., Тройниной С.С.
при секретаре Косик Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску закрытого акционерного общества «КапиталИнвест» к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия
по апелляционным жалобам представителей Министерства Юстиции Российской Федерации на решение Рудничного районного суда г.Прокопьевска Кемеровской области от 27 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Закрытое акционерное общество «КапиталИнвест» (далее также – ЗАО «КапиталИнвест» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации (далее также – Минюст России) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия.
Требования мотивированы тем, что административный истец направил в Минюст России обращение о проведении проверки по вопросу соблюдения Федеральным агентством по недропользованию требований законодательства при издании Приказа от 27.02.2015 № 177 «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами» (далее также – Приказ №177).
Административным ответчиком запрошен Приказ № 177, проведена правовая экспертиза указанного правового акта, по результатам проведенной экспертизы установлено, что Приказ № 177 является нормативным правовым актом, на государственную регистрацию в Минюст России не предоставлялся, процедуру официального опубликования не проходил, не может применяться, как не соответствующий закону. Однако по результатам выявленного нарушения закона административным ответчиком представление об отмене незаконно изданного нормативного правового акта в Федеральное агентство по недропользованию не направлено.
Вместе с тем на основании и во исполнение Приказа № 177 в отношении административного истца издан приказ № 506 от 08.12.2015, возлагающий на последнего обязанности недропользователя.
С учетом уточнений истец просил признать незаконным бездействие Минюста России, выразившееся в несовершении действий по направлению в Федеральное агентство по недропользованию представления об отмене Приказа № 177; обязать Минюст России совершить действия по направлению в Федеральное агентство по недропользованию представления об отмене Приказа № 177 не позднее 3 дней после вынесения судом решения по настоящему делу.
Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 27 февраля 2021 года постановлено:
«Исковые требования Закрытого акционерного общества «КапиталИнвест» к Министерству юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства юстиции Российской Федерации, выразившееся в несовершении действий по направлению в Федеральное агентство по недропользованию представления об отмене Приказа Федерального агентства по недропользованию от 27.02.2015 № 177 «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами».
Обязать Министерство юстиции Российской Федерации совершить действия по направлению в Федеральное агентство по недропользованию представления об отмене Приказа Федерального агентства по недропользованию от 27.02.2015 № 177 «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами».
В апелляционных жалобах и дополнениях к ней представители Минюста России просят решение суда отменить. Считают, что исковое заявление было принято с нарушением правил о подсудности, так как правила альтернативной подсудности к указанному спору неприменимы в связи с тем, что действие Приказа №177 и правовые последствия действий, совершаемых Минюстом России, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Указывают, что суд первой инстанции не учел определение Верховного суда Российской Федерации от 01.04.2019, которым было отказано в принятии иска ЗАО «КапиталИнвест» о признании недействующим Приказов Федерального агентства по недропользованию №177 и 427, которое 04.06.2019 апелляционной инстанцией Верховного суда Российской Федерации было оставлено без изменения. Полагают, что суд предопределил необходимость внесения Минюстом России представления об отмене Приказа №177 несмотря на то, что у суда отсутствовали основания для решения вопроса о нормативности (ненормативности) оспариваемого Приказа №177.
На апелляционные жалобы представителем истца принесены возражения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Минюста России Анульева Ю.С. поддержала доводы жалоб.
Представитель истца Кузнецов А.В. просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что 24.02.2012 ЗАО «КапиталИнвест» выдана лицензия КЕМ 01624 ТР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча каменного угля на участке Центральный Прокопьевского каменноугольного месторождения сроком действия до 25.02.2037.
27.02.2015 Федеральным агентством по недропользованию был издан приказ № 177 «О проведении разовой актуализации лицензий на пользование недрами». На основании данного приказа 08.12.2015 Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу издан Приказ №506 «О внесении изменений и дополнений в лицензию КЕМ 01624ТР», возлагающий на ЗАО «КапиталИнвест» обязанности недропользователя.
02.04.2019 ЗАО «КапиталИнвест» обратилось к административному ответчику с обращением о проведении проверки по факту соблюдения Федеральным агентством по недропользованию требований законодательства при издании Приказа№ 177.
Письмом от 19.04.2019г. исх. № 01-51205/19 административный ответчик сообщил, что обращение рассмотрено. Решение о необходимости государственной регистрации нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти принимается после представления документа органом, его издавшим, в Минюст России. Приказы на государственную регистрацию в Минюст России не предоставлялись. В Федеральное агентство по недропользованию направлен запрос о представлении данных приказов в Минюст России для проведения их правовой экспертизы.
Письмом от 02.10.2019г. исх. № 01-123823/19 административный ответчик уведомил административного истца о том, что по результатам правовой экспертизы установлено, что приказ № 177 является нормативным правовым актом, на государственную регистрацию в нарушение норм действующего законодательства не предоставлялся. В Федеральное агентство по недропользованию направлены письма от 01.10.2019г. № 01/123424-АБ, № 01/123419-АБ о необходимости отмены приказа.
Установив, что на момент разрешения спора Минюст России не направил в Федеральное агентство по недропользованию представление от отмене Приказа № 177, суд первой инстанции удовлетворил заявленные административным истцом требования, сославшись на нарушение административным ответчиком предписаний п.4.1 постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суд о допущенном административным ответчиком незаконном бездействии.
В силу п.4.1 постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" представление об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти и исполняется федеральным органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.
В соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 17.06.2004 N293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" Федеральное агентство по недропользованию не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Из содержания Приказа № 177 следует, что он издан в соответствии с распоряжением заместителя Председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонина от 19.02.2015 № АХ-П9-1017 об обеспечении выполнения поручения Президента РФ от 12.02.2015 №Пр-254.
Приказ № 177 не является нормативным правовым актом, поскольку на основании названного приказа осуществляется индивидуальное правовое регулирование: он адресован ограниченному кругу лиц, указанных в Перечне лицензий на пользование недрами, подлежащих разовой актуализации по состоянию на 01.07.2015, выданных конкретным пользователям недр.
Такое толкование содержания Приказа №177 изложено Верховным Судом РФ в определениях от 01.04.2019 №АКПИ19-270 и от 04.06.2019 №АПЛ19-180.
Следовательно, несмотря на указание Минюстом России в переписке с административным истцом на нормативный характер Приказа № 177, у административного ответчика исходя из фактического содержания Приказа №177 не возникло на основании п.4.1 постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" обязанности обращения в Федеральное агентство по недропользованию с представлением об отмене названного приказа.
При таких данных судебная коллегия находит ошибочными выводы суда о допущенном Минюстом России незаконном бездействии, ввиду чего решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ЗАО «КапиталИнвест».
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 27 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе ЗАО КапиталИнвест» в удовлетворении административного иска.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено «23» апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: