Дело № 2а-164/2021 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Орда Пермского края 21 апреля 2021 года
Ординский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Вавикиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Ш
с участием представителей административного истца- администрации Ординского муниципального района Пермского края Чиж Н.М., Шарифовой А.Р., действующих на основании доверенностей,
прокурора Первушина А.С.,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению администрации Ординского муниципального округа Пермского края к Отделению судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП по Пермскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец- администрация Ординского муниципального округа обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указала, что решением Ординского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО8 на территории Ординского муниципального округа по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров жилой площадью не менее 14 квадратных метров. Решение суда не исполнено.
На основании решения суда судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено исполнительное производство №. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года в администрацию Ординского муниципального района поступило постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, вынесенное в рамках указанного исполнительного производства, в соответствии с которым на администрацию Ординского муниципального района возложена обязанность уплатить исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.
Распоряжением администрации Ординского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 поставлен на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. на исполнении в администрации Ординского муниципального округа находится <данные изъяты> решений Ординского районного суда о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа по договору найма жилого помещения, специализированного жилищного фонда, в общей очереди на получение жилого помещения, специализированного жилищного фонда состоит <данные изъяты> человека.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа возможно только с использованием предоставляемых бюджету Ординского муниципального круга субвенций из бюджета Пермского края.
В ДД.ММ.ГГГГ из бюджета Пермского края на приобретение жилых помещений для детей-сирот в бюджет муниципального образования Ординский муниципальный округ предоставлено субвенций в сумме <данные изъяты>. Администрацией Ординского муниципального округа размещены заявки на участие в электронном аукционе, проведено <данные изъяты> аукциона по приобретению жилых помещений, для предоставления их лицам из числа детей-сирот, из них <данные изъяты> аукционов признаны состоявшимися, заключены муниципальные контракты. Также в ДД.ММ.ГГГГ было построено и введено в эксплуатацию два дома блокированной застройки, на <данные изъяты> жилых помещений заключены контракты в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, выделенных в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время администрацией округа ведутся работы по формированию земельных участков для строительства многоквартирных домов специализированного жилищного фонда для детей-сирот, разрабатываются проектно-сметные документации.
В целях добровольного исполнения судебного решения в условиях недостаточного финансирования администрация Ординского муниципального округа обращалась в Министерство строительства Пермского края о выделении дополнительных средств в ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Однако Министерством строительства Пермского края было отказано в выделении дополнительных денежных средств.
ФИО10 на момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства состоял в очереди на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда под №. В настоящее время ФИО11. состоит в очереди под №
На территории района жилых помещений, соответствующих установленным требованиям по площади, степени благоустройства, уровню износа и установленной Правительством Пермского края ценой, нет.
В сложившейся ситуации исполнить решение суда по объективным причинам (не зависящим от администрации Ординского муниципального района) не представляется возможным.
В судебном заседании представители административного истца на требованиях настаивали по изложенным в заявлении доводам. Пояснили, что предоставление жилья детям- сиротам осуществляется органами местного самоуправления, в связи с передачей данной функции от органов государственной власти. При этом, Пермский край выделяет субвенции, которые используются для приобретения и последующего предоставления жилья детям- сиротам. В ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения жильем указанной категории граждан администрацией было инициировано строительство жилых домов малоэтажной застройки. После осуществления строительства, квартиры в таких домах были приобретены администрацией на выделенные для этой цели из краевого бюджета средства. Как на день вынесения решения, так и на сегодняшний день свободных жилых помещений, которые можно было бы предоставить ФИО12 у муниципального образования нет. На территории округа к продаже также выставляется недостаточное количество вторичного жилья, которое соответствовало бы всем параметрам, предъявляемым к нему законодательством и решением суда. Кроме строительства жилья, администрация осуществляет размещение заявок на приобретение жилья, исследует рынок недвижимого имущества, с целью приобретения жилых помещений. По инициативе администрации был разработан проект дома малоэтажной застройки, по которому застройщики смогут осуществлять строительство жилых домов. Также администрацией с целью строительства домов осуществлен выдел земельных участков. В случае, если на территории округа имеется жилое помещение, которое может быть приобретено администрацией, с целью соблюдения норм закона о государственных закупках, его приобретение возможно только путем проведения закупок по установленной схеме. Таким образом, в пятидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства решение суда о предоставлении ФИО13. жилого помещения исполнить было невозможно.
Прокурор в судебном заседании не возражал против заявленных требований
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю Устюгов С.В., представитель административного ответчика отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам Управления ФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав представителей административного истца, прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Ординского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО14 на территории Ординского муниципального округа по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров жилой площадью не менее 14 квадратных метров. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.8-13).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам Управления ФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа Ординского районного суда № от ДД.ММ.ГГГГ г. (т.1 л.д.14-15).
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства и требования об исполнении. Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Суксунскому и Ординскому районам УФССП России по Пермскому краю Устюговым С.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора № в отношении администрации Ординского муниципального района Пермского края в размере <данные изъяты> рублей (т.1 л.д.16).
Пунктом 13 части 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях, и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Статьей 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из представленных доказательств, решение суда по предоставлению ФИО15. на территории Ординского муниципального района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, как лицу и числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не исполнено.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п «Об осуществлении отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края» полномочия по предоставлению жилых помещений переданы муниципальным районам Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 12 июля 2017 г. № 665-п утвержден Порядок по финансовому обеспечению и осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из краевого бюджета.
Процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует значительных временных затрат.
Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Как следует из изученных в судебном заседании документов, в ДД.ММ.ГГГГ из бюджета Пермского края на приобретение жилых помещений для детей-сирот в бюджет муниципального образования Ординский муниципальный округ предоставлено субвенций в сумме <данные изъяты> (т.1 л.д.19-26).
Во исполнение решения суда администрацией Ординского муниципального округа в ДД.ММ.ГГГГ размещены заявки о размещении заказа и на участие в электронном аукционе по приобретению жилых помещений для предоставления детям-сиротам (т.1 л.д.190-272). Проведено <данные изъяты> аукциона, из них <данные изъяты> аукционов признаны состоявшимися, заключены муниципальные контракты между заказчиком - Управлением имущественных и земельных отношений администрации Ординского муниципального округа и поставщиками жилых помещений, на основании актов приема-передачи жилые помещения приняты покупателем (т.1 л.д. 48-53,57-63,67-73,79-85,89-95,99-105,109-115,121-127,131-137,142-147,151-156,160-164,168-173). Покупатель- администрация Ординского муниципального округа- оплатил продавцам стоимость жилого помещения, что подтверждается представленными платежными поручениями (т.1 л.д.56,64,74,86,96,106,116,128, 138,148,157,165,174). Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости администрация Ординского муниципального округа зарегистрировала право собственности на приобретённые жилые помещения (т. 1 л.д.54-55,65-66,75-78,87-88, 97-98,107-108,117-120,129-130,139-141,149-150,158-159,166-167,175-176).
Также в ДД.ММ.ГГГГ было построено и введено в эксплуатацию два дома блокированной застройки, в ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> жилых помещений предоставлены детям-сиротам по договору социального найма.
Согласно информации Управления имущественных и земельных отношений администрации Ординского муниципального округа в настоящее время имеется одно свободное жилое помещение специализированного жилищного фонда (т.1 л.д. 47).
Администрация Ординского муниципального округа в целях добровольного исполнения судебного решения в условиях недостаточного финансирования обращалась в Министерство строительства Пермского края о выделении дополнительных средств в ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., однако в выделении дополнительных денежных средств им было отказано (т.1 л.д. 35-39).
В настоящее время администрацией округа ведутся работы по формированию земельных участков для строительства многоквартирных домов специализированного жилищного фонда для детей-сирот, разрабатываются проектно-сметные документации (т.2 л.д.9-13,15-17).
Таким образом, должником администрацией Ординского муниципального района предпринимались меры к исполнению судебного решения. По независящим от должника обстоятельствам: в связи с отсутствием в собственности свободных жилых помещений, которые возможно предоставить по решению суда, длительным сроком процедуры контрактных закупок, отсутствием своевременных предложений о продаже жилых помещений, соответствующих заявленным требованиям, приобрести жилое помещение взыскателю не представилось возможным.
При указанных обстоятельствах, суд считает требования административного истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
.