Дело № 2-2928/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 31 мая 2018 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Коданевой Я.В.
при секретаре Стеблиной Е.П.,
с участием прокурора Романец А.И., действующего на основании служебного удостоверения,
представителя ответчика ФКУ ИК 25 УФСИН России по РК - Шомысовой Л.Н., действующей на основании доверенности,
представителя УФСИН России по РК - Алябушевой Е.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Другова Д.В. к ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК, ФСИН России в лице УФСИН России по РК, УФСИН России по РК о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Другов Д.В. обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК, Министерству финансов РФ в лице УФК по РК о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска истец указал, что с ** ** ** отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК. В начале 2017 был вынужден обратиться в Сыктывкарскую прокуратуру по причине того, что в общежитии отряда №... отсутствует подводка горячей воды к умывальникам, что не отвечает нормативным актам, по содержанию осужденных в местах принудительного содержания. По результатам проверки, проведенной Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка, в результате которой выявлено нарушение в части отсутствия горячей воды в умывальниках общежития для проживания осужденных. 12.04.2017 в адрес начальника ИК-25 прокуратурой внесено представление об устранении данного нарушения, однако по настоящее время данное нарушение не устранено. Причинение морального вреда заключается в том, что он как осужденный имеет право на достойные условия содержания, установленные нормативными актами, любые ограничения ущемляют его права как осужденного, а также как человека, отбывающего наказание в северных условиях. Он имеет право следить за своей личной гигиеной: умываться, чистить зубы, стирать нательное белье (носки, трусы) в достойных человеческих условиях с использованием горячей воды, а так как из крана течет только холодная вода, которая в зимнее время становится ледяной, то данная процедура превращается в пытку. За все время ожидания устранения нарушений он чувствует себя ненужным со стороны властей, переносит нравственные и физические страдания, полагая, что данные нарушения никогда не будут устранены и его права, как осужденного, являются фикцией, что в целом умоляет достоинство личности, что в свою очередь идет в разрез с ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации. Полагает, что за причинение моральных страданий действиями (бездействиями) администрации ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК имеет право на возмещение морального вреда, который он оценивает в 500 000 руб.
Определением суда от 06.03.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России в лице УФСИН России по РК, УФСИН России по РК.
Истец Другов Д.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, по доводам, указанным в исковом заявлении.
Ответчик ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК в судебном заседании с иском не согласилась, по основаниям, представленного суду отзыва, указала, что приказом Минюста России от 02.06.2003 №130-дсп утверждена инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ. Нормы указанной инструкции предназначены для проектируемых исправительных учреждений, вместе с тем, ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК основано в 1969, то есть до утверждения данной инструкции и в период, когда наличие горячей воды в подобных учреждениях предусмотрено не было. Тем не менее, отсутствие горячей воды в отрядах ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК не противоречит данной инструкции, которая также допускает отсутствие горячей воды в общежитиях для проживания осужденных. Помывка спецконтингента осуществляется 2 раза в неделю в банно-прачечном комплексе учреждения, согласно утвержденному графику. Причинно-следственная связь между неправомерными действиями (бездействиями) сотрудников ИК-25 и наступившими последствиями в виде физических и нравственных страданий, отсутствует.
Представитель ответчика ФСИН России в лице УФСИН России по РК, УФСИН России по РК в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, указав, что доказательств нарушения личных неимущественных прав либо нематериальных благ заявителя, устанавливающих вину должностных лиц ФКУ ИК-25 в причинении морального вреда, в материалы дела не представлено.
Ответчик УФК по РК в судебное заседание своего представителя не направил, в представленном ранее в адрес суда отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч.1 ст. 55 ГПК РФ).
Статьей 15 Конституции РФ предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора РФ являются составной частью ее правовой системы.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификации Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил необходимость учитывать, что условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (пункт 15).
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу ст.17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с теми ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания наказания.
Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Согласно с п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, одними из основных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с пп.7,8 Раздела 2 вышеуказанного Положения ФСИН осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству; запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение акционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Данная ответственность для причинителя вреда наступает на общих основаниях - при наличии вреда у потерпевшего, противоправности поведения причинителя вреда, причинной связи между наличием вреда и противоправным поведением причинителя вреда.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Установлено, что Другов Д.В. осужден 18.12.2013 Ухтинским городским судом РК по ст.111 ч** ** ** лишения свободы.
** ** ** Другов Д.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК, в отряде № ..., расположенном в общежитии № ...
Как указывает истец, что также не оспаривается ответчиками, в отряде № 2 ФКУ ИК-25 умывальники общежития для проживания осужденных не оборудованы подводом горячей воды.
Полагая, что условия содержания осужденных в ФКУ ИК-25 не отвечают нормативным актам по содержанию осужденных в исправительных колониях, Другов Д.В. обратился в прокуратуру г.Сыктывкара с жалобой, которая в том числе содержала сведения о нарушении ИК-25 требований в части подвода горячей воды к умывальникам общежития для проживания осужденных.
Данная жалоба в соответствии с требованиями ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п.3.2 Инструкции о порядке обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 перенаправлена в Сыктывкарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
12.04.2017 Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по данной жалобе проведена проверка.
Проверкой, в части данного довода заявителя установлено, что в нарушение ведомственных нормативных актов умывальники общежитий для проживания осужденных, отбывающих наказание в ИК-25, не оборудованы подводом горячей воды.
В связи с выявленным нарушением Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК внесено представление от 12.04.2017 № 17-02-2017 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Данных о проведении каких-либо действий, направленных на устранении нарушений установленных данным предписанием ответчиками в материалы дела не представлено.
В целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, Приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-дсп утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России).
Согласно п. 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России все положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и вооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Инструкцией фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных.
Согласно п. 20.5 Инструкции подводку горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
При этом в Инструкции указано, что не предусматривать подводку горячей воды к умывальникам в общежитиях различного вида содержания допускается в случае реконструкции или перепрофилировании здания иного назначения под здания ИК общего и строго режимов, ИК особого режима для осужденных ООР, колоний-поселений.
Подводка горячей воды к умывальникам, расположенным в здании общежития № ... в котором отбывает наказание истец, не произведена.
По информации ответчика ФКУ ИК 25 реконструкция либо перепрофилирование здания общежития № ... не производилось.
Вместе с тем, установлено судом и не опровергнуто участниками процесса, что в Сыктывкарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно поступали жалобы от лиц, содержащихся в ФКУ ИК -25 касающиеся отсутствия горячего водоснабжения в умывальных комнатах общежитий. На данные обращение прокуратурой даны разъяснения о наличии нарушения в этой части со ссылкой на вынесение предписания по обращению Другова Д.В. в апреле 2017.
10.10.2017 в связи с не устранением ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК нарушения требований п.20.5 данной Инструкции (подвод горячей воды), а также иных нарушений, которые не являются предметом спора по настоящему делу, Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено повторное предписание на имя начальника исправительного учреждения об устранении данного нарушения.
Данное предписание в части предмета настоящего спора не устранено. Каких-либо доказательств, свидетельствующих на проведение ФКУ ИК 25 действий направленных на их устранение суду не представлено.
Из изложенного следует, что требования п.20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, исправительным учреждением ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК не соблюдаются, предписания надзорного органа по устранению нарушения в части отсутствия подвода горячей воды к умывальникам общежития не исполняются.
В соответствии п. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Как указано истцом и не опровергнуто стороной ответчика, в период отбывания наказания в ФКУ ИК-25 (с 2014) подвод горячей воды к умывальникам общежития отсутствовал, на протяжении всего этого времени истцу приходилось ежедневно чисть зубы, умываться, стирать нательное белье в холодной, а в зимнее время в ледяной воде, в связи с чем он чувствовал унижения и страдания. На его неоднократные обращения в надзорные органы, были даны ответы, что со стороны ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК имеются нарушения, однако данные нарушения устранены не были. Полагая, что данные правонарушения никогда не будут устранены, даже с учетом признания таковых прокуратурой, истец также испытывал переживания и душевные страдания. Данные душевные страдания, в том числе, усугублялись знанием того, что в других исправительных учреждениях подвод горячей воды к умывальникам общежития имеется, что свидетельствует о том, что осужденные, отбывающие наказания в исправительных учреждениях аналогичного типа, имеют разные права.
Исходя из установленного факта нарушения прав истца, выразившегося в несоблюдении ответчиком требований п.20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации о необходимости наличия горячего водоснабжения в умывальниках общежитий, и как следствие создание бытовых условий не отвечающих требованиям гигиены, санитарии, что безусловно, причинило истцу нравственные страдания, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Другова Д.В. компенсации морального вреда. Иной возможности производить ежедневную личную гигиену в условиях умывальников, к которым не произведен подвод горячей воды, за исключением банно-прачечных дней, которая в соответствии с нормативными документами должна производиться не менее двух раз в неделею (по факту помывка осуществлялась раз в неделю, что так же установлено материалами проверки) у истца на протяжении длительного времени не имелось и не имеется.
Моральный вред, по мнению суда, в рассматриваемом случае причинен не только самим фактом отсутствия горячего водоснабжения и не возможностью проводить ежедневные гигиенические процедуры в нормальных условиях, но и не устранением данных нарушений после обращения осужденного за защитой своих прав в органы прокуратуры и принятия по результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования.
При определении размера компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Обязанность по соблюдению, предусмотренных законом требований разумности и справедливости должна обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
При определении размера компенсации морального вреда, суд, применив положения ст. 1101 ГК РФ должен исходить не только из обязанности максимально возместить причиненный моральный вред реабилитированному лицу, но и не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, учитывает степень испытанных истцом нравственных страданий, с учетом характера доказанных нарушений при его содержании; продолжительность периода правонарушения; интенсивность отрицательного влияния обстоятельств и последствий нарушения; степень и глубину моральных переживаний; данные о личности и состоянии здоровья истца, а также принимает во внимание отсутствие физических страданий и полагает возможным взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Отсутствие надлежащего материального обеспечения, о чем указано в информации, предоставленной ФКУ ИК-25 УФСИН России в адрес Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, основанием для освобождения от компенсации морального вреда не является.
Доводы ответчика ФКУ ИК-25 о том, что действие Инструкции не распространяется на объекты введенные в эксплуатацию до 2003, не заслуживают внимания, так как фактически ставят в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003, что свидетельствует о нарушении прав осужденных.
Доводы стороны ответчика о том, что в спорный период у истца не выявлено ни каких заболеваний, вызванных отсутствием подвода горячей воды в общежитие, что по мнению ответчика свидетельствует о недоказанности истцом причинно-следственная связь между моральными страданиями и отсутствием горячей воды, суд признает не состоятельными, поскольку причинение истцу какого – либо вреда здоровью в результате отсутствия горячего водоснабжения предметом рассмотрения данного спора не является. Эмоциональные переживания, нравственные страдания могут иметь место и в отсутствие явного ухудшения состояния здоровья лица, который испытывает данные страдания.
В данной правовой ситуации, учитывая вышеуказанные фактические обстоятельства дела, причинно-следственная связь между бездействиями ФКУ ИК-25 по подводу горячей воды к умывальникам общежития № ... отряда № ..., где истец содержится в связи с назначенным ему наказание, и наступлением последствий в виде нравственных страданий установлена.
Ссылки стороны ответчика на то, что каких-либо жалоб со стороны Другова Д.В. в адрес ФКУ ИК-25 УФСИН России по вопросу отсутствия в умывальниках общежития № ... горячей воды не поступало, судом отклоняются, поскольку данное обстоятельство как самостоятельное основание для отказа в компенсации морального вреда служить не может. Обязанность лиц, отбывающих наказание, в случае нарушения их прав, обращаться с жалобами непосредственно на имя руководителя учреждения, уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена. Кроме того, установлено, что в отношении выявленного нарушения (отсутствие горячей воды) истец обращался в прокуратуру, установившей наличие факта нарушения, надзорным органом неоднократно выносились предписания об устранении нарушений, которые администрацией ФКУ ИК 25 выполнены не были, сведения о проведении хоть каких то мероприятий направленных на осуществление подвода горячей воды отсутствуют и ответчиком в материалы дела не представлены.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как установлено ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Компетенция Министерства финансов РФ установлена Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329. В соответствии с данным Положением Министерство финансов наряду с другими функциями исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет.
Все же иные органы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не относятся к финансовым в том понимании, как это предусмотрено ст. 1071 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов к Российской Федерации по названной категории дел производится Министерством финансов Российской Федерации, а не главным распорядителем бюджетных средств, и не за счет средств, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета.
Из указанных нормативных положений следует, что причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, при этом, от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, являющееся органом исполнительной власти и в силу свой компетенции распорядителем средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░- ░.░.░░░░░░░░