№ 2-12/2022 (№ 2-575/2021)
65RS0018-01-2021-000764-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года пгт. Южно-Курильск
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Подсаднего А.А.,
при секретаре Ленченко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области о признании движимого имущества бесхозяйным и обращении в собственность Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальное управление Росимущества в Сахалинской области обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, мотивировав его тем, что ДД.ММ.ГГГГ инспекторской группой отделения режимно-контрольных мероприятий ПУ ФСБ России по Сахалинской области в ходе осуществления контрольно-проверочных мероприятий в территориальном море Российской Федерации в точке с географическими координатами <адрес> обнаружено немаркированное орудие добычи (вылова) в отсутствии владельца: а именно: веха с пластиковым буем оранжевого цвета, в верхней части вехи наклеена светоотражающая лента шириной 5 см. От вехи с буем канат (буйреп) диаметром 6 мм, диной 120 м, серого цвета, который прикреплен к якорю (высота штока 1 м). От якоря идет крючковатая снасть (канат красного цвета длиной около 250 м, диаметром 6 мм, на канате расположены поводки красного цвета длиной 75 см с крючками без бороздок на расстоянии 30 см (всего крючков 89 шт.), на канате красного цвета находятся наплава с надписью «2019»), на конце крючковой снасти якорь (высота штока 1 м). В обнаруженных орудиях лова водные биологические ресурсы отсутствовали.
В результате проведенных мероприятий владельцев (в том числе лиц, которые их установили), свидетелей установить не представилось возможным, в связи с чем заявитель просит признать его бесхозяйными и обратить в государственную собственность.
Заявитель и заинтересованное лицо, будучи извещенными, на рассмотрение заявления не явились.
Изучив материалы дела, и оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии со статьей 226 Гражданского кодекса РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.
Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОРКМ ПУ ФСБ России по Сахалинской области во Внутренних морских водах Российской Федерации в точке с географическими координатами <адрес> обнаружены указанные пустые немаркированные орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, что подтверждается рапортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) и актом об обнаружении имущества при отсутствии владельца (л.д. 8-11).
Данное орудие добычи были передано на временное хранение (до принятия правового решения) на склад 3 группы ОРКМ Службы в рп Южно-Курильск ПУ ФСБ России по Сахалинской области.
В ходе проведения должностными лицами проверки лица, которым принадлежат вышеуказанные орудия лова, не установлены.
Так, Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, Администрация МО «Южно-Курильский городской округ» и ОМВД России по Южно-Курильскому городскому округу, Отдел регулирования рыболовства управления рыбного хозяйства ДРЛХ губернаторства Хоккайдо в своих ответах (л.д. 14, 16, 19, 23), соответственно, на запросы пограничного органа сообщили, что заявлений/обращений по вопросу утери подобного орудия лова водных биологических ресурсов не поступало.
Сведения о принадлежности данного имущества каким-либо лицам, о наличии титульных или фактических владельцев, которые претендуют на указанное имущество, отсутствуют. В течение длительного времени указанным движимым имуществом никто не интересовался.
Определением от 05 июня 2020 года старший государственный инспектор Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ОРКМ ПУ ФСБ России по Сахалинской области Михеенко А.М. отказал в возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ в отношении неустановленного лица в связи с тем, что владельцы указанных орудий лова не были установлены, а потому состав административного правонарушения отсутствует (л.д. 24-26).
Таким образом в период с 23 января 2020 года по настоящее время собственник не заявил свои права на вышеуказанное движимое имущество.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что собственник отказался от права собственности на орудия лова, во владение ими от имени государства вступил заявитель.
Согласно статье 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 5.31 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает поступления в федеральный бюджет также денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. «д» пункта 3 Положения «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 года № 1238, для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам имущество, обращенное в собственность государства, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах, изъятое имущество подлежит передаче территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области для дальнейшего распоряжения им.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области удовлетворить.
Признать бесхозяйным и обратить в собственность Российской Федерации следующее движимое имущество: веха с пластиковым буем оранжевого цвета, в верхней части вехи наклеена светоотражающая лента шириной 5 см. От вехи с буем канат (буйреп) диаметром 6 мм, диной 120 м, серого цвета, который прикреплен к якорю (высота штока 1 м). От якоря идет крючковатая снасть (канат красного цвета длиной около 250 м, диаметром 6 мм, на канате расположены поводки красного цвета длиной 75 см с крючками без бороздок на расстоянии 30 см (всего крючков 89 шт.), на канате красного цвета находятся наплава с надписью «2019»), на конце крючковой снасти якорь (высота штока 1 м).
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Подсадний