Дело № 2а-1455/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
24 сентября 2018 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Шапошниковой О. В.,
при секретаре: Минцизбаевой Е.С.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РњРФНС в„–17 РїРѕ Челябинской области Рє Власову БВ Рѕ взыскании недоимки
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 17 Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области (далее - Межрайонная РФНС в„– 17 Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рѕ взыскании СЃ Власова Р‘.Р’. пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату страховой пенсии Р·Р° периоды РґРѕ 01.01.2013 РіРѕРґР° РІ размере 966,22 рублей, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату накопительной пенсии Р·Р° периоды РґРѕ 01 января 2013 РіРѕРґР° РІ размере 457,01 рублей, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере РІ РџР¤ РЅР° выплату страховой пенсии РІ размере 5974,65 рублей, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере РІ РџР¤ РЅР° выплату накопительной пенсии РІ размере 358,51 рублей, пени РїРѕ страховым взносам РІ РІРёРґРµ фиксированного платежа РІ РџР¤ Р Р¤ РЅР° выплату накопительной пенсии РґРѕ 01.01.2010 РіРѕРґР° РІ размере 54,01 рублей, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ фиксированном размере РІ фед.фонд РћРњРЎ РґРѕ 01.01.2017 РіРѕРґР° РІ размере 994,67 рублей.
В обоснование административного иска указано, что Власов Б.В. являлся плательщиком страховых взносов, при этом, он обязанность по уплате страховых взносов надлежащим образом не исполнял. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ответчику были начислены пени.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее - УПФРв г.Магнитогорске Челябинской области).
Р’ С…РѕРґРµ рассмотрения дела административный истец РњРФНС в„–17 изменил заявленные требования (Р».Рґ.91), РїСЂРѕСЃРёС‚ взыскать СЃ ответчика пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере РІ РџР¤ РЅР° выплату страховой пенсии РІ размере 5880,01 рублей, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере РІ РџР¤ РЅР° выплату накопительной пенсии РІ размере 358,51 рублей, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ фиксированном размере РІ фед.фонд РћРњРЎ РґРѕ 01.01.2017 РіРѕРґР° РІ размере 994,67 рублей.
Представитель административного истца Межрайонной РФНС в„– 17 РїРѕ Челябинской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ РґРЅРµ слушания дела извещен надлежащим образом. Р’ судебном заседании 04 сентября 2018 РіРѕРґР° представитель административного истца Анпилогова Рќ.Р®., действующая РЅР° основании доверенности РѕС‚ 27.10.2017 РіРѕРґР°, поддержала уточненные требования, СЃСѓРґСѓ пояснила, что часть недоимки Власова Р‘.Р’. РїРѕ страховым взносам была списана, также произошло списание части начисленной пени.
Административный ответчик Владсов Б.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица УПФРв Рі. Магнитогорске Челябинской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ РґРЅРµ слушания дела извещен надлежащим образом. Р’ судебном заседании 04.09.2018 РіРѕРґР°, представитель заинтересованного лица Шепилова Рў.Р’., действующая РЅР° основании доверенности РѕС‚ 02.08.2018 РіРѕРґР°, имеющая высшее юридическое образование, поддержала требования Межрайонной РФНС в„–17, пояснила, что РїРѕ состоянию РЅР° 31.12.2016 РіРѕРґР° Р·Р° Власовым Р’.Р‘. числилась непогашенной недоимка РїРѕ страховым взносам, РЅР° СЃСѓРјРјСѓ недоимки была начислена пеня.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о дне слушания.
Рзучив административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, исследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать суммы страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
На основании статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда РФ, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно Федеральному закону № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10); расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 16); страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет 26 процентов, в Фонд обязательного медицинского страхования -5,1 процента (статья 12 Федерального закона № 212-ФЗ).
Согласно пункта 8 статьи 16 Федерального № 212-ФЗ, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
Согласно выписки РёР· ЕГРРРџ ответчик Власов Р‘.Р’. СЃ 02.12.2005 РіРѕРґР° была зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица30.11.2016 РіРѕРґР° прекратил предпринимательскую деятельность ( Р».Рґ. 7).
РР· материалов дела следует, что Межрайонная РФНС в„–17 направляла Власову Р‘.Р’. требования РѕР± уплате страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ Рё пени, РІ том числе: требование в„– РѕР± уплате недоимки РїРѕ пени РїРѕ состоянию РЅР° 21.09.2017 РіРѕРґР° РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 11.10.2017 РіРѕРґР°; требование в„– РѕР± уплате недоимки РїРѕ пени РїРѕ состоянию РЅР° 18.07.2017 РіРѕРґР° РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 07.08.2017 РіРѕРґР°; требование в„– РѕР± уплате недоимки РїРѕ пени РїРѕ состоянию РЅР° 17.07.2017 РіРѕРґР° РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 04.08.2017 РіРѕРґР°.
Р’ подтверждение направления данных требований Власову Р‘.Р’. налоговым органом представлены СЃРїРёСЃРєРё РЅР° отправку писем через налогового курьера. РџСЂРё этом РёР· государственного контракта в„–85 РѕС‚ 24.07.2017 РіРѕРґР°, заключенного между РњРФНС в„–17 Рё РђРќРћ «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» следует, что исполнитель оказывает услуги РїРѕ курьерской доставке служебной корреспонденции РїРѕ адресам, указанным заказчиком, РїСЂРё этом доставка корреспонденции осуществляется РІ почтовые ящики получателей.
25.01.2018 РіРѕРґР° РњРФНС в„–17 обратилась Рє РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ судебного участка в„–1 Ленинского района Рі.Магнитогорска СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании недоимки РїРѕ страховым взносам Рё пени (Р».Рґ.46). 29.01.2018 РіРѕРґР° мировым судьей судебного участка в„– 1 Ленинского района Рі. Магнитогорска был вынесен судебный приказ Рѕ взыскании СЃ Власова Р‘.Р’. недоимки РїРѕ пени. РќР° основании заявления Власова Р‘.Р’. определением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РѕС‚ 12.02.2018 РіРѕРґР° судебный приказ был отменен (Р».Рґ.10).
Согласно частей 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17 декабря 1996 года N 20-П, Определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Поскольку принудительное взыскание налога СЃ физического лица РїРѕ общему правилу РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ лишь РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, РІ течение ограниченных СЃСЂРѕРєРѕРІ, установленных законодательством (частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Р Р¤), как указал Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ своем определении РѕС‚ 17 февраля 2015 РіРѕРґР° N 422-Рћ оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени СЃ причитающихся СЃ налогоплательщика СЃСѓРјРј налога Рё уплаченных СЃ нарушением установленных СЃСЂРѕРєРѕРІ, предполагают возможность начисления пени РЅР° СЃСѓРјРјС‹ тех налогов, право РЅР° взыскание которых налоговым органом РЅРµ утрачено. Рто обусловлено тем, что пени РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ РЅРѕСЃСЏС‚ акцессорный характер Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть взысканы РІ отсутствие обязанности РїРѕ уплате СЃСѓРјРјС‹ налога, равно как Рё РїСЂРё истечении СЃСЂРѕРєРѕРІ РЅР° ее принудительное взыскание.
Р’ силу части 4 статьи 289 РљРђРЎ Р Р¤ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей Рё санкций, возлагается РЅР° административного истца. Административный истец РњРФНС в„–17 РЅРµ представил СЃСѓРґСѓ доказательства обоснованности расчета пени, РЅРµ представил сведения Рѕ размере пенеобразующей недоимки, Рѕ периодах, Р·Р° которые начислены пени, сведения Рѕ том, что РЅРµ утрачена возможность взыскания пенеобразующей недоимки. РџСЂРё этом СЃСѓРґ учитывает, что расчет пени, представленный СЃСѓРґСѓ представителем заинтересованного лица ГУ РЈРџР¤ РІ Рі.Магнитогорске (Р».Рґ.69) РЅРµ соответствует суммам пени, указанным РІ административном РёСЃРєРµ, предъявленным РєРѕ взысканию СЃ РџРѕРїРѕРІРѕР№ Рќ.Рџ.
Таким образом, суд считает, что административным истцом не представлены доказательства обоснованности заявленных требований, что исключает удовлетворение административного иска.
Кроме того, суд полагает, что административным истцом нарушен порядок направления требований об уплате страховых взносов и пени.
Форма, содержания и порядок направления требования об уплате налога определены статьей 69 НК РФ.
В силу части 8 данной статьи правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
В силу части 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Между тем, из смысла пункта 6 стати 69 НК РФ следует, что доставка требования должна осуществляться одним из способов, указанным в данной норме и позволяющим проверить факт и дату получения требований либо факт уклонения от его получения.
Направление требования об уплате страховых взносов и пени в адрес Власова Б.В. посредством курьера такой возможности не предоставляет, при этом административный ответчик факт получения требований отрицает, а положения закона, устанавливающие, что при направлении требования по почте заказным письмом соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом, в данном случае не применимы.
Кроме того, в силу подпункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
При этом, доказательств наличия у АНО «Редакция газеты «Магнитогорский рабочий» лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи суду не представлено.
В силу статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Вместе с тем, данная обязанность в части соблюдения процедуры направления требования в адрес ответчика налоговым органом не выполнена.
Нарушение РїРѕСЂСЏРґРєР° направления налогового требования свидетельствует Рѕ несоблюдении РїРѕСЂСЏРґРєР° взыскания страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ Рё пени, Р° также РїСЂРѕРїСѓСЃРє СЃСЂРѕРєР° РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ принудительном взыскании страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ являются основанием для отказа РІ удовлетворении требований РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 17 РїРѕ Челябинской области.
Руководствуясь 175-180, 290 КАС РФ, судья
Р Р• РЁ Р Р› :
Р’ удовлетворении административного РёСЃРєР° РњРФНС в„–17 РїРѕ Челябинской области Рє Власову БВ Рѕ взыскании недоимки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: