Дело № 2-29/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мирный 6 апреля 2020 г.
Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего Агеева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Макуровой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова Андрея Васильевича к ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отделения (территориальное, г.Мирный) о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма,
установил:
Хохлов А.Э., действующий в интересах Денисова А.В. по доверенности, обратился в суд с иском к отделению (территориальному, г.Мирный) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ о признании незаконным решения врио начальника отделения (территориального, г.Мирный) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ от 16 августа 2019 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что Денисов А.В. с 1992 года проходил военную службу, в 2011 году досрочно уволен с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга в календарном исчислении составляет 18 лет 9 месяцев. Перед увольнением в своем рапорте изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части. В 2011 году ему на состав семьи было предоставлено служебное жилое помещение в г. Мирный на период военной службы в Плесецком гарнизоне. Решением суда Денисов А.В. вместе с семьей из указанного жилого помещения выселен в связи с увольнением с военной службы. В период прохождения службы жилым помещением для постоянного проживания обеспечен не был. 09 июля 2019 года он обратился в ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения в г. Мирный с заявлением о принятии в соответствии со ст.52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением врио начальника отделения ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отделения в г. Мирный от 16 августа 2019 года ему составом семьи из двух человек отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по линии Министерства обороны РФ. С указанным решением не согласен, полагает, что, утратив статус военнослужащего, он не утратил свое право на обеспечение жильем, в порядке, предусмотренном ФЗ «О статусе военнослужащих». Просит признать указанное решение незаконным и обязать ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице отделения (территориальное, г. Мирный) повторно рассмотреть вопрос о его принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Дело рассмотрено без участия сторон и третьих лиц – Денисовой О.А., Денисовой А.А. и ФКУ "ОСК Северного флота - "2 ФЭС", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Кроме того, согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 г.
Согласно пп. «и» п. 7 Правил № 1054 избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В судебном заседании установлено, что истец проходил военную службу по контракту, приказом командира войсковой части *** от 6 сентября 2011 года уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, 25 сентября 2011 года исключен из списков личного состава части, выслуга лет составляет 18 лет 09 месяцев 20 дней (л.д.13).
Согласно п. 9 Правил № 1054 военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
02 августа 2011 года Денисов А.В. обратился к командиру войсковой части 14276 с рапортом об увольнении, в котором указал, что просит признать его нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства в г. Ярославль.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 13991 от 06 сентября 2011 года Денисов А.В. обеспечен жилым помещением по последнему месту службы, изъявил желание получить жилое помещение не по месту дислокации воинской части.
На момент увольнения Денисов А.В. составом семьи из четырех человек, включая жену ***., дочь жены ***., и дочь ***., проживал в жилом помещении – кв. *** в г. Мирный Архангельской области, предоставленном по договору найма служебного жилого помещения в связи с прохождением службы в Плесецком гарнизоне.
Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 30 октября 2012 года Денисов А.В. выселен из занимаемого служебного жилого помещения. Удовлетворяя требования наймодателя о выселении, суд указал, что Денисов А.В. вправе быть обеспеченным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ в связи с увольнением с военной службы по льготному основанию.
09 июля 2019 года истец обратился к начальнику отделения (территориального, г.Мирный) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ о принятии его составом семьи из двух человек, включая дочь ***., на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением № *** от 16 августа 2019 года Денисову А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что на момент обращения в жилищный орган Денисов статусом «военнослужащий» не обладал, сведения о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства, до увольнения из ВС РФ не представлены.
Гарантии об обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, предусмотренные законом для граждан, уволенных с военной службы, должны выполняться.
Жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, о чем также неоднократно указывал в определениях от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О Конституционный Суд Российской Федерации.
Избрав местом своего жительства иной город, истец в силу закона являлся нуждающимся в жилом помещении и должен был быть принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по новому месту жительства и обеспечен им.
В судебном заседании установлено, что контракт о прохождении военной службы истцом заключен до 1 января 1998 года, истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, продолжительность службы составляет более 10 лет, в установленном порядке, как того требуют Правила № 1054, в год увольнения обратился к командиру части с рапортом о признании его нуждающимся и постановке на очередь на получение жилых помещений в связи с избранием после увольнения иного места жительства.
На момент увольнения Денисов А.В. и члены его семьи проживали в служебном жилом помещении, предоставленном только на время прохождения службы, иным жильем обеспечены не были.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что Денисов А.В. при увольнении не являлся нуждающимся в предоставлении жилого помещения, у ответчика не имелось.
Указывая в качестве основания к отказу в иске довод, так же послуживший к принятию оспариваемого решения, о том, что Денисов А.В. на момент обращения в ФГКУ «Северрегионжилье» уволен со службы и не является военнослужащим, ответчик не учитывает, что нуждаемость истца имела место в период прохождения им военной службы, поскольку фактически Денисов А.В. просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены.
Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах, учитывая, что гарантированное право Денисова А.В. на жилое помещение не реализовано и ущемлено оспариваемым решением ответчика, исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░) ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░. № *** ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░, ░.░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.