РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2021 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Потаповой Л.В.,
при секретаре Филатовой Т.А.,
с участием административного истца –помощника Киреевского межрайонного прокурора Черкасовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-837/21 по административному исковому заявлению Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования Приупское Киреевского района незаконным, понуждении к выполнению вопросов местного значения,
установил:
Киреевский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, действуя в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района о признании бездействия администрации муниципального образования Приупское Киреевского района незаконным, понуждении к выполнению вопросов местного значения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района земельного законодательства.
В результате проведенной проверки установлено, что на территории муниципального образования Приупское Киреевского района имеются следующие объекты нежилого назначения: артскважина с К№, расположенная по <адрес>; артскважина с К№, расположенная по <адрес>; артскважина с К№, расположенная по <адрес>
Вместе с тем, земельные участки, на которых располагаются вышеуказанные объекты, на государственный кадастровый учет не поставлены.
В нарушение действующего законодательства администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района не проводится работа по постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Приупское Киреевского района, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, не позволяют определить существенные характеристики участков и, соответственно, внести сведения об объектах в Единый государственный реестр недвижимости.
По фактам выявленных нарушений 06.04.2021 главе администрации муниципального образования Приупское Киреевского района межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Однако меры по постановке указанных земельных участков на кадастровый учет не приняты.
На основании изложенного, просит признать бездействие администрации муниципального образования Приупское Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, незаконным;
обязать в срок до 31.12.2021 администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района провести работы по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по <адрес>, артскважина с К№; земельного участка, расположенного по <адрес>, артскважина с К№; земельного участка, расположенного по <адрес>, артскважина с К№.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца помощник Киреевского межрайонного прокурора Черкасова А.В. заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Приупское Киреевского района своего представителя в судебное заседание не направил, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок.
На основании ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11 ЗК РФ).
В силу ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В процессе рассмотрения дела судом установлено, что Киреевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района земельного законодательства.
В результате проведенной проверки установлено, что в собственности муниципального образования Приупское Киреевского района имеются следующие объекты нежилого назначения: артезианская скважина с К№, расположенная по <адрес>; артезианская скважина с К№, расположенная по <адрес>; артезианская скважина с К№, расположенная по <адрес>
Вместе с тем, земельные участки, на которых располагаются вышеуказанные объекты, на государственный кадастровый учет не поставлены.
В нарушение действующего законодательства администрацией муниципального образования Приупское Киреевского района не проводится работа по постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества.
По фактам выявленных нарушений 06.04.2021 главе администрации муниципального образования Приупское Киреевского района межрайонным прокурором внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Однако меры по постановке указанных земельных участков на кадастровый учет не приняты.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Приупское Киреевского района, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, не позволяют определить существенные характеристики участков и, соответственно, внести сведения об объектах в Единый государственный реестр недвижимости.
С учетом изложенного, суд считает требования Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Приупское Киреевского района, выразившееся в невыполнении обязанности по постановке на кадастровый учет объектов недвижимого имущества, незаконным.
Обязать в срок до 31.12.2021 администрацию муниципального образования Приупское Киреевского района провести работы по образованию и постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по <адрес>, артезианская скважина с К№; земельного участка, расположенного по <адрес>, артезианская скважина с К№; земельного участка, расположенного по <адрес>, артезианская скважина с К№.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 29.06.2021.