Решение по делу № 2-671/2022 от 01.04.2022

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2022 года                                                                                г.Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,

при секретаре Самойловой В.К.,

с участием истцов Пузырёвой Н.Ф., ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пузырёвой ФИО2, ФИО3, Пузырёва ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах ФИО6, ФИО7 к администрации городского поселения «Шилкинское», Министерству труда и социальной защиты <адрес> об установлении факта постоянного проживания для получения финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение материальной помощи, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Пузырёва Т.Ф., ФИО3, Пузырёв В.Б., ФИО5, ФИО6 и ФИО7 проживают фактически совместно в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <адрес> в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Шилкинское» муниципального района «<адрес>». В результате чего Пузырёва Т.Ф., ФИО3, Пузырёв В.Б., ФИО5, ФИО6 и ФИО7 являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации, у них полностью утрачено имущество первой необходимости. Истцы признаны пострадавшими, за ними признано право на получение единовременной материальной помощи, однако в получении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 600000 руб. Пузырёвой Т.Ф., ФИО3, Пузырёву В.Б., ФИО5, ФИО6 и ФИО7 отказано. На тот момент истцы фактически проживали совместно, вели общее совместное хозяйство, приобретали совместно имущество, в том числе имущество первой необходимости, однако истцы не были включены в списки пострадавших на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Истцы просят суд установить факт их постоянного проживания по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Признать за истцами право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 600000 руб. в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> в пользу истцов финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 600000 руб. за счет средств бюджета <адрес>, в том числе за счет средств резервного фонда <адрес>.

В судебное заседание истец ФИО5, Пузырёв В.Б., ФИО7, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.

При этом ранее в судебном заседании истец ФИО5 и Пузырёв В.Б. иск полностью поддержали, просили удовлетворить. Указали, что все истцы являются родственниками, одной семьей, в результате наводнения было утрачено их совместно нажитое имущество: три дивана, стенка, шкафы, холодильник, водонагреватель электрический. Представители администрации к ним приходили, составляли акт об утрате имущества при наводнении, которого потом не стало, то есть было составлено несколько актов.

Истцы Пузырёва Н.Ф., ФИО3 в судебном заседании иск поддержали, просили удовлетворить.

При этом истец ФИО3 пояснил, что акт был составлен не комиссией специалистов, которые не различают предметы мебели и техники и которые постояли в ограде дома и ушли, при этом дома находилась Пузырёва Н.Ф., он в это время был в командировке в <адрес>. До них не дошла очередь специальной комиссии, однако Шайдурова и Ушакова ему обещали составить акт, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ они повторно обратились с заявлением в администрацию о предоставлении акта обследования их жилого помещения на предмет утраты имущества в результате паводка в 2021 году.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, при этом представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в иске отказать в полном объеме, указав что Министерство является ненадлежащим ответчиком, а также просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Представитель ответчика администрации городского поселения «Шилкинское», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, не ходатайствовал об отложении слушания дела.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ и с учетом мнением сторон, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Понятие места жительства раскрывается в ст.20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 №253 (ред. от 09.08.2021) "Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 248-ЗЗК "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях осуществления выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, Правительство Забайкальского края постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.

В силу п.1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает порядок и условия оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее также - выплаты) пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее - чрезвычайная ситуация), гражданам Российской Федерации (далее - пострадавшие граждане).

В силу п.2, в целях настоящего Порядка:

1) под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки);

2) под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:

а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;

б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);

в) предметы мебели для сна - кровать (диван);

г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);

д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка, критериями утраты имущества первой необходимости являются:

1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

В соответствии с п.4 Порядка, пострадавшие граждане имеют право на:

1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека;

2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.

В соответствии с п.5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:

1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).

В соответствии с п.7 данного Порядка, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 года N 275.

В соответствии с п.12 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета <адрес>, в том числе резервного фонда <адрес> в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 144, Резервного фонда <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 758-ЗЗК "О Резервном фонде <адрес>" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ , (с Постановлениями о внесении изменений от ДД.ММ.ГГГГ , , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское».

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ созданы комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий городского поселения «Шилкинское» в июле 2021 года.

Согласно заключению об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории, утвержденный главой муниципального района «<адрес>» ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ, адрес места жительства: <адрес>, пострадавшая Пузырёва Н.Ф., члены семьи пострадавшей (совместно проживающие), степень родства: ФИО3 (муж), Пузырёв В.Б. (сын), ФИО5 (дочь), ФИО6 (внук), ФИО7 (зять), характер нарушений условий жизнедеятельности: степень повреждения здания (жилого помещения) – не повреждено; состояние электроснабжения здания (жилого помещения) отсутствовало ДД.ММ.ГГГГ; нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия пострадавшего – не оценивалось.

При этом данное заключение содержит подписи председателя и членов комиссии, а также подпись пострадавшей Пузырёвой Н.Ф. и ее расшифровку в части того, что с заключением комиссии и суммой финансовой помощи ознакомлена.

При этом истец ФИО11 в судебном заседании указывая о том, что такие документы составлялись не единожды, не отрицала, что вышеуказанное заключение было составлено в присутствии истца Пузырёвой Н.Ф. - ее матери и которой оно было удостоверено.

Вместе с тем, объективных доказательств, подтверждающих факт неоднократного составления документов после чрезвычайной ситуации в отношении имущества первой необходимости, находящегося в жилом помещении по адресу: <адрес>, в материалы дела стороной истца не представлено.

Согласно сообщению администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца Пузырёвой Н.Ф., ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено. Согласно комиссионному обследованию жилых помещений, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопления территории в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, акт по утрате имущества по адресу: <адрес>, не составлялся по причине того, что в результате наводнения имущество в жилом помещении не пострадало.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, собственником жилого помещения по адресу: <адрес> является Пузырёва Н.Ф.

Вместе с тем, материалы дела не содержат акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории по адресу: <адрес>, принадлежащего семье истцов.

Так, свидетель ФИО12, являющаяся председателем комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, суду пояснила, что она и член комиссии ФИО13 посещали дом истцов, где не было утрачено их имущество первой необходимости, а лишь был поврежден пол в доме и напольное покрытие, в связи с чем ими не составлялся акт об утрате имущества истцов первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации. ФИО2 действительно была после болезни, при этом заключение подписала и расшифровала подпись добровольно, какого-либо давления на нее оказано не было, как и не чинились ей препятствия для указания имеющихся у нее возражений в заключении, которые у последней отсутствовали. Заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории в отношении истцов соответствует действительности.

Свидетель ФИО13 суду пояснила, что она являлась членом комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, суду пояснила, что она и председатель комиссии ФИО12 посещали дом истцов для установления факта утраты имущества первой необходимости при наводнении, после чего составили заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина и членов его семьи в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории, которое соответствует действительности, при этом акт об утрате имущества истцов первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации ими не составлялся, поскольку имущество истцов первой необходимости утрачено не было, а в результате наводнения был поврежден в доме ламинат. Заключение составлялось в присутствии ФИО2, которая добровольно его подписала и каких-либо своих возражений по его оформлению не выразила, какого-либо давления при этом на нее оказано не было.

Таким образом, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что стороной истца не представлено доказательств того, что в жилом помещении, которое попало в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, было полностью утрачено совместное имущество семьи истцов, в связи с чем истцы имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом, поскольку в материалы дела не представлен акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории по адресу: <адрес>, при этом согласно сведениям, представленным администрацией городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ, комиссионного обследования жилых помещений, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории в городе Шилке ДД.ММ.ГГГГ, акт по утрате имущества по адресу: <адрес> не составлялся по причине того, что в результате наводнения имущество в жилом помещении не пострадало.

Кроме этого, представленные стороной истца следующие документы: товарный чек о приобретении телевизора, датирован ДД.ММ.ГГГГ, кассовый чек, как пояснили истцы о приобретении холодильника, датирован ДД.ММ.ГГГГ, а также кредитный договор на имя ФИО14, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не подтверждают факт полной утраты имущества первой необходимости семьи истцов в результате произошедшего наводнения.

Не подтверждается вышеизложенный факт и представленной стороной истца в дело фототаблицей.

При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                  Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах ФИО6, ФИО7 к администрации городского поселения «Шилкинское», Министерству труда и социальной защиты <адрес> об установлении факта постоянного проживания для получения финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение материальной помощи, обязании совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                       С.Ю. Цукерман

01.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2022Дело оформлено
12.09.2022Дело передано в архив
05.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее