№ 33-11549/2021 (2-796/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2021 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Э.Ю. Арманшиной
судей Е.И. Ишбулатовой
О.Р. Фархиуллиной
при ведении протокола судебного
заседания секретарем ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковое заявление ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2, Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Сибайводоканал» о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности по устранению нарушенного права - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО2, ГУП РБ «Сибайводоканал» о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности по устранению нарушенного права.
Требования мотивированы тем, что на публичных торгах, проводимых конкурсным управляющим ООО «Оптима С» в дата года ФИО1 приобрел нежилое помещение с кадастровым №... и нежилое помещение с кадастровым №.... ФИО2 собственник помещений с кадастровым №... площадью 404,7 кв.м. и с кадастровым №... площадью 188,5 кв.м. Указывает, что ответчик препятствует ему в организации водоснабжения для санитарно-бытовых нужд принадлежащих ему помещений. Ситуация такая, что внутренний водопровод здания к городской сети водоснабжения, как и система канализации данного здания к городской канализационной сети, подключены к городским сетям в подвальном помещении здания. Данным подвальным помещением здания в настоящее время владеет и распоряжается ответчик ФИО2
На основании изложенного истец просил обязать ответчика ФИО2 не препятствовать истцу в восстановлении подачи холодного водоснабжения воды для санитарно-бытовых нужд и водоотведения в нежилые помещения с кадастровыми №№..., №... и №..., и водоотведения, организовав доступ специалистов МУП «Сибайводоканал» как в принадлежащие ему помещения, так и в технические помещения здания по адресу: адресВ, являющиеся общей долевой собственностью.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если в нарушение части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации такими лицами не представлены сведения о причинах неявки и доказательства уважительности этих причин или если суд признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО2 – ФИО5, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом первой инстанции установлено, что на основании договоров купли-продажи №... и №... от дата истец ФИО1 является собственником недвижимого имущества – нежилое помещение-склад, общей площадью 49,2 кв.м, кадастровый №...; цех по изготовлению окон ПВХ с котельной, общей площадью 418,6 кв.м., кадастровый №...; расположенных по адресу: РБ, адресВ.
Указанное недвижимое имущество находится на земельном участке, расположенном по адресу: РБ, адресВ. Земельный участок принадлежит ООО «Оптима С» в лице конкурсного управляющего ФИО6 на основании договора аренды №... находящегося в государственной собственности земельного участка от дата.
Согласно договора купли-продажи от дата, заключенного между ФИО7 и ФИО2, последний приобрел в собственность нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общая площадь 404,7 кв.м, кадастровый №..., этаж №..., этаж №..., расположенное по адресу: РБ, адресВ, номер на этаже 4.
дата между ФИО8 и ФИО2 заключен договор купли-продажи, согласно которому ФИО2 приобрел в собственность нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общая площадь 188,5 кв.м, кадастровый №..., этаж №..., расположенное по адресу: РБ, адресВ, номер на этаже 5.
дата между ФИО8 и ФИО2 подписан акт приема-передачи коммуникаций и оборудования, согласно которому по факту заключения дата договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: адрес номер на этаже 5, кадастровый №..., продавец недвижимого имущества ФИО8 передал, а покупатель ФИО2 принял находящиеся по адресу: адрес, номер на этаже 5, кадастровый №..., все имеющиеся в помещении инженерные коммуникации и оборудование, в том числе: по водоотведению, водоснабжению, электроснабжению и газопотреблению, включая газовый котел BAXI LUNA НТ 1.550 (в количестве 1 шт.), счетчик газа марки АГАТ G25 (в количестве 1 шт.), газовые сети (газопровод) расположенные как внутри помещения, так и снаружи, а также ГРПШ-10МС, непосредственно предназначенные для обслуживания данного помещения. Передаваемое оборудование и коммуникации технически исправно и находится в удовлетворительном состоянии.
дата между МУП «Сибайводоканал» и ООО «Оптима С» был заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения №..., который в последующем был расторгнут дата в связи с продажей здания по адресу: РБ, адресВ ФИО2
дата между МУП «Сибайводоканал» и ФИО2 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения №..., согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать ФИО2 через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжении: холодную (питьевую) воду. ФИО2 обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенного настоящим договором.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение, принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых приборов учета.
Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющегося приложением №... к договору холодного водоснабжения и водоотведения, следует, что границей балансовой принадлежности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента является точка подключения водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства и абоненту на праве собственности или ином законном основании в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; границей эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента является: по водоснабжению: внешняя плоскость стены жилого дома; по водоотведению: внутренняя стенка первого канализационного колодца на выпуске из жилого дома.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, исходил из заключения и устных пояснений специалиста МУП «Сибайводоканал», указавшего на возможность подключения помещений истца к централизованной системе холодного водоснабжения от водопровода, расположенного по адрес РБ, при этом, точка подключения будет расположена на границе земельного участка с кадастровым номером №... и в данном случае собственниками помещений с кадастровыми номерами №... необходимо построить внутриплощадочные сети, от своих объектов в направлении границы земельного участка, где МУП «Сибайводоканал» будет осуществлено подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения вышеуказанных объектов.
С изложенной позицией суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество здания независимо от того, имеется ли в договоре об отчуждении помещения указание на это (пункт 3, абзац 2 пункта 5 постановления Пленума N 64).
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переход доли в праве общей собственности на общее имущество возможен только при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме и только приобретателю такого помещения.
При этом возникновение рассматриваемого права на долю в праве общей собственности не зависит от воли приобретателя помещения в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.
В соответствии с положениями ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией для выяснения обстоятельств, является ли спорная часть подвала технической или вспомогательной по отношению к другим помещениям в здании, была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта №..., составленного ООО «Консалтинговая компания «Платинум», спорная часть подвала нежилого здания, расположенного по адресу: адресВ, является технической частью для помещений обозначенных в техническом паспорте на данное помещение под литерой «адрес» и «адрес», часть подвала здания является вспомогательной для помещений, обозначенных под литерой «Д», «адрес», «адрес», «адрес».
Спорная часть подвала нежилого здания, расположенного по адресу: адресВ, является техническим помещением, необходимым для обслуживания помещений, обозначенных под литерами «адрес» и «адрес» в техническом паспорте на нежилое здание, расположенное по адресу: адресВ.
Условия эксплуатации коммуникаций и оборудования с момента их установки (обновления) с учетом размещения их в едином нежилом здании являются нормальными, соответствуют требованиям, установленным производителями материалов и изделий, из которых выполнены коммуникации и оборудование.
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
У судебной коллегии оснований не доверять выводам заключения эксперта не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, то есть экспертное заключение получено с соблюдением требований процессуального законодательства.
При исследовании обстоятельств, связанных с установлением правового режима помещения, следует учитывать, что назначение имущества определяется в зависимости не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещения - возможности использования его в самостоятельных целях, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, или только по вспомогательному назначению.
При этом, наличие соглашения сторон договора купли-продажи о самостоятельном статусе спорных помещений, не может определять их статус в условиях доказанности вспомогательного назначения имущества, а нарушение баланса интересов сторон, которые при заключении договора купли-продажи и определения его предмета, взаимных прав и обязанностей исходили из самостоятельного значения спорных помещений, может быть восстановлено посредством использования иных способов защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах, учитывая, что часть подвала здания является вспомогательной для помещений, обозначенных, в том числе, под литерой «адрес», «адрес» и принадлежащих ФИО1, а также принимая во внимание, что действиями МУП «Сибайводоканал» права истца не нарушаются, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично, возложив на ФИО2 обязанность не препятствовать ФИО1 в восстановлении подачи холодного водоснабжения для санитарно-бытовых нужд и водоотведения в принадлежащие ему нежилые помещения, организовав доступ специалистов МУП «Сибайводоканал» как в принадлежащие ему помещения, так и в технические помещения здания.
Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что денежная сумма, подлежащая выплате экспертам, не была оплачена в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ФИО2 в пользу ООО «Консалтинговая компания «Платинум» подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в размере 45 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2, Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Сибайводоканал» о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности по устранению нарушенного права удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ответчика ФИО2 не препятствовать ФИО1 в восстановлении подачи холодного водоснабжения воды для санитарно-бытовых нужд и водоотведения в нежилые помещения с кадастровыми номерами №... и водоотведения, организовав доступ специалистов МУП «Сибайводоканал» как в принадлежащие ему помещения, так и в технические помещения здания по адресу: адресВ.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО2 в пользу ООО «Консалтинговая компания «Платинум» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 45 000 рублей.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ФИО9
Мотивированное апелляционное определение составлено дата.