Решение по делу № 33-5748/2023 от 09.06.2023

судья Иванникова О.И.                         № 33-5748/2023

№ 2-60/2023 УИД 22RS0013-01-2022-004144-07

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

5 июля 2023 года                      г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего    Белодеденко И.Г.,

судей     Ильиной Ю.В., Амана А.Я.,

при секретаре     Сафронове Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и дополнение к ней третьего лица Администрации Романовского района Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 2 марта 2023 года по делу

по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание-Центральное», обществу с ограниченной ответственностью «Мега - Рециклинг» о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Алейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание-Центральное» (далее по тексту – ООО «Спецобслуживание-Центральное»), обществу с ограниченной ответственностью «Мега - Рециклинг» (далее по тексту – ООО «Мега - Рециклинг»), в котором с учетом уточнения заявленных требований (т. 3 л.д. 68-70) просит признать незаконным бездействие ООО «Спецобслуживание-Центральное» по соблюдению схемы потоков твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края; возложить на ООО «Спецобслуживание-Центральное» обязанность собранный объем ТКО на территории г. Алейска и Алейского района в период деятельности в качестве регионального оператора в размере 8417,079 куб.м., который размещен на выделенной части земельного участка с кадастровым номером 22:62:010201:36 площадью 30000 кв.м., месторасположение которого установлено относительно ориентира по Парфеновскому тракту, 3, г. Алейск, разместить в соответствии с утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 мая 2019 года № 880 территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края на полигоне, расположенном в с. Романово Алтайского края; возложить на ООО «Мега-Рециклинг» обязанность принять собранный ООО «Спецобслуживание-Центральное» объем ТКО на территории г. Алейска и Алейского района в период деятельности в качестве регионального оператора в размере 8417,079 куб.м. Установить срок, в течение которого указанные нарушения необходимо устранить, - до 01 апреля 2023 года.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления установлено, что ООО «Спецобслуживание-Центральное» осуществляло деятельность регионального оператора на территории г. Алейска на основании соглашения № 595/18-ДО, заключенного между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и указанным ответчиком о выполнении региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением функций по обеспечению обращения с ТКО в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой (п. 1.2 соглашения № 595/18-ДО). В зону деятельности согласно п.п.1 п. 1.3 указанного соглашения входит Алейская зона. Период действия соглашения установлен с 30 августа 2018 года по 30 августа 2021 года. Деятельность регионального оператора на территории г. Алейска и Алейского района окончена в соответствии с истечением срока, установленного соглашением № 595/18-ДО.

На основании договора субаренды, заключенного между ООО «Цветовод» (субарендодатель) и ООО «Спецобслуживание-Центральное» (субарендатор), субарендодатель предоставил для размещения и складирования ТКО, образующихся на территории г. Алейска, часть земельного участка с кадастровым номером 22:62:010201:36, находящегося в муниципальной собственности, площадью 30000 кв.м., месторасположение которого установлено относительно ориентира по Парфеновскому тракту, 3, г. Алейск. Срок договора установлен до 30 августа 2021 года. Участок предоставлен для накопления промышленных и твердых бытовых отходов, принадлежит ООО «Цветовод» на основании договора аренды земельного участка от 18 сентября 2017 года № 498-ю.

Данный земельный участок согласно актуализированной территориальной схеме обращения с отходами, в том числе, ТКО Алтайского края, входит в перечень объектов размещения отходов, подлежащих реконструкции, выведению из эксплуатации на территории Алтайского края.

Согласно п. 1.4. договора субаренды действующая свалка отходов, в том числе, не относящихся к ТКО для неограниченного круга лиц, предназначена для размещения и складирования промышленных и твердых бытовых отходов.

В период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» складировало собранные ТКО на территории г. Алейска на земельный участок с кадастровым номером 22:62:010201:36, предоставленный по договору субаренды. Объем собранных ТКО на территории г. Алейска и Алейского района составляет 8417,079 куб.м.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 мая 2019 года № 880 утверждена территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, согласно которой ТКО, собранные на территории г. Алейска и Алейского района в период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» в качестве регионального оператора, следовало размещать на полигон, расположенный в с. Романово Алтайского края (Романовский район, с. Романово, 1046 м. к северо-востоку, площадью 41900 кв.м.), эксплуатирующая компания - ООО «Мега-Рециклинг» (ранее - МУП «Коммунальщик»).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года № 1193 утверждена актуализированная территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, согласно которой ТКО, собранные на территории г. Алейска и Алейского района, следует размещать на полигон, расположенный в с. Усть-Калманка Усть-Калманского района Алтайского края (эксплуатирующая организация ООО «Полигон-Сервис»).

Согласно п. 2.3.1 соглашения № 595/18-ДО региональный оператор обязан осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой, руководствуясь основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 годам № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон № 89-ФЗ) собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно п.1 абз. 1 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

По завершению своей деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» не обеспечило вывоз ТКО, размещенных на земельном участке с кадастровым номером 22:62:010201:36, в соответствии с территориальной схемой на полигон, предназначенный для захоронения отходов, соответственно, не приняло меры по восстановлению нарушенных земель и контролю за их состоянием после окончания эксплуатации земельного участка, переданного на основании договора субаренды, поскольку согласно виду разрешенного использования земельного участка он предназначен для размещения и складирования промышленных и твердых отходов, а не для захоронения ТКО.

По данному факту в адрес ООО «Спецобслуживание-Центральное» Алейским межрайонным прокурором 24 февраля 2022 года внесено представление, которое указанным ответчиком оставлено без исполнения.

Вышеуказанное нарушение является недопустимым, накопленные ТКО образовывают загрязнение почвы и атмосферы в связи с частым тлением ТКО, что ухудшает состояние окружающей среды и непосредственно влечет угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, в связи с чем прокурор обратился в суд.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 2 марта 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены частично и постановлено:

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание-Центральное» (ИНН 2204076611) по соблюдению схемы потоков твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Спецобслуживание-Центральное» (ИНН 2204076611) обязанность собранный объем твердых коммунальных отходов на территории г. Алейска и Алейского района Алтайского края в период деятельности в качестве регионального оператора в размере 8417,079 куб.м., который размещен на части земельного участка с кадастровым номером 22:62:010201:36, площадью 30000 кв.м. (месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного по Парфеновскому тракту, 3, г. Алейск), разместить в соответствии с утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 мая 2019 года № 880 территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края на полигоне твердых коммунальных отходов, расположенном в с. Романово Романовского района Алтайского края, в 1046 метрах к северо-востоку от жилого дома по адресу: с. Романово Романовского района Алтайского края, ул. Лермонтовская, 41, кадастровый номер 22:38:020702:1104.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе третье лицо просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что полигон используется в настоящее время только для нужд жителей Романовского района, без учета нужд других районов края, и не может принять такой объем твердых коммунальных отходов. В связи со сложившейся ситуацией и в целях недопущения неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки на территории села Романово администрация Романовского района обратилась с заявлениями в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края об исключении полигона ТКО из Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края и в Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с заявлением об исключении (в связи с прекращением эксплуатации и консервации объекта Государственного реестра объектов размещения отходов полигона твердых бытовых отходов с кадастровым номером 22:38:020702:1111.

Ранее решением Романовского районного суда Алтайского края от 17 марта 2022 года по делу №2-8/2022 по исковому заявлению прокурора Романовского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Романовского района Алтайского края постановлено обязать администрацию Романовского района Алтайского края организовать работу по приведению полигона твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с местоположением: примерно в 1046 м к северо-востоку от жилого дома по адресу: с. Романово, ул. Лермонтовская, 41, Романовского района Алтайского края в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2012 № 3. В результате чего размещение на нем дополнительного объема твердых коммунальных отходов приведет к нарушению одного из главных принципов государственной политики в области обращения с отходами и нарушению требований к местам накопления отходов.

Администрация Романовского района Алтайского края полагала, что отходы необходимо разместить на полигоне с.Усть-Калманка.

Третье лицо также полагало, что решение нарушает права муниципального образования Романовского района как собственника имущества.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представлено письменное дополнение к апелляционной жалобе, согласно которому отказ в удовлетворении требований прокурора к ООО «Мега-Рециклинг» приводит к неисполнимости решения суда, т.к. не имеется лиц, которые могут осуществить прием отходов. Суд не принял во внимание распоряжения Администрации Романовского района Алтайского края, согласно которым полигон должен использоваться только для нужд с.Романово. Арбитражный суд Алтайского края рассматривает дело о возложении обязанности на ООО «Спецобслуживание-Центральное» обязанности по вывозу ТКО объемом 236802 м3 на полигон в Романовском районе, что в совокупности с объемом ТКО, указанном в обжалуемом решении приведет к экологической катастрофе. Оставлено без внимания несоответствие полигона требованиям СанПин, не рассмотрен вопрос о наличии класса опасности наколенного ТКО.

В письменных возражениях Алейский межрайонный прокурор, администрация Усть-Калманского района просят решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Романовского района Алтайского края поддержал апелляционную жалобу, представив также письменные дополнения. Пояснил, что на данный момент полигон не исключен из территориальной схемы обращения с отходами.

Представитель ООО «Спецобслуживание-Центральное» полагал доводы жалобы третьего лица обоснованными, пояснил, что ООО «Мега-Рециклинг» не имеет лицензии на данный момент и принять отходы будет некому. ООО «Спецобслуживание-Центральное», которое не является на данный момент региональным оператором, не вправе осуществлять транспортировку ТКО. Полагал, что ТКО можно уничтожить на месте. Размещение ТКО на полигоне в Алейске вопреки территориальной схеме объяснил экономической целесообразностью, в том числе, в части транспортировки.

Прокурор Артеменко Т.А. возражала против удовлетворения жалобы третьего лица, отмены решения по доводам жалобы и дополнений.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признал возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и дополнения к ней, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Спецобслуживание-Центральное» осуществляло деятельность регионального оператора на территории г. Алейска на основании соглашения № 595/18-ДО, заключенного между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и указанным ответчиком об организации деятельности по обращению с ТКО в Алейской зоне Алтайского края (т. 1 л.д. 5-14).

Согласно п. 1.2 соглашения № 595/18-ДО, его предметом является выполнение региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением функций по обеспечению обращения с ТКО в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой.

В зону деятельности согласно п.п.1 п. 1.3 указанного соглашения входит Алейская зона. Период действия соглашения установлен с 30 августа 2018 года по 30 августа 2021 года (п. 7.1 соглашения). Деятельность регионального оператора на территории г. Алейска и Алейского района окончена в соответствии с истечением срока, установленного соглашением № 595/18-ДО.

В соответствии с п. 1.4 данного соглашения региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

18 сентября 2017 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Алейска, с одной стороны, и МУП «Цветовод» заключен договор аренды земельного участка № 498-ю из земель населенных пунктов с кадастровым номером 22:62:010201:36, с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного за пределами участка; примерно в 810 м. от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира - Парфеновский тракт, 3, г. Алейск, площадью 99963 кв.м. Участок предоставлен для размещения и складирования промышленных и твердых бытовых отходов. 12 декабря 2018 года в данный договор были внесены изменения, согласно которым стороной арендатора является ООО «Цветовод» (т. 1 л.д. 38-40, 41).

Как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:62:010201:36 (т. 1 л.д. 80-83) вид разрешенного использования - размещение и складирование промышленных и твердых бытовых отходов, его категория – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

На основании договора субаренды, заключенного между ООО «Цветовод» (субарендодатель) и ООО «Спецобслуживание-Центральное» (субарендатор), субарендодатель предоставил для размещения и складирования ТКО, образующихся на территории г. Алейска, часть земельного участка с кадастровым номером 22:62:010201:36, находящегося в муниципальной собственности, площадью 30000 кв.м, месторасположение которого установлено относительно ориентира по Парфеновскому тракту, 3, г. Алейск. Согласно договору (п. 1.1., 1.2 2.1) данный земельный участок предоставлен для размещения ТКО, образующихся на территории г. Алейска, срок договора установлен до 30 августа 2021 года (т. 1 л.д. 33-37).

Согласно п. 1.4. договора субаренды стороны, его заключившие, подтверждают, что на момент заключения договора на земельном участке, указанном в п. 1.1, существует действующая свалка отходов, в том числе, не относящихся к ТКО, для неограниченного круга лиц, с назначением: для размещения и складирования промышленных и твердых бытовых отходов.

В период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» складировало собранные ТКО на территории г. Алейска на земельный участок с кадастровым номером 22:62:010201:36, предоставленный по договору субаренды.

Объем собранных ТКО на территории г. Алейска согласно справке ООО «Спецобслуживание-Центральное» от 03 ноября 2022 года № 315 составляет 8417,079 куб.м. (т. 2 л.д. 36).

В целях снижения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду в силу ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных, в ГРОРО.

В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» раздел территориальной схемы «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» должен содержать сведения обо всех объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 мая 2019 года № 880 утверждена территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, согласно которой ТКО, собранные на территории г. Алейска и Алейского района в период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» в качестве регионального оператора, следовало размещать на полигон, расположенный в с. Романово Алтайского края (Романовский район, с. Романово, 1046 м. к северо-востоку, площадью 41939 кв.м.), эксплуатирующая компания – МУП Романовского района «Коммунальщик» (лицензия № (22)-1523-СТР от 14 сентября 2016 года).

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ МУП Романовского района «Коммунальщик» 30 сентября 2021 года исключено из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности (т. 1 л.д. 190-191).

Согласно ответу на запрос суда Южно-Сибирского Межрегионального Управления Росприроднадзора (т. 3 л.д. 149) на полигоне ТБО, расположенном по адресу: Алтайский край, Романовский район, с. Романово, в 1046 м. к северо-востоку от жилого дома, по адресу; с. Романово, ул. Лермонтовская, 41, в период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» в качестве регионального оператора Алейской зоны (с 30 августа 2018 года по 20 августа 2021 года имелась возможность размещения отходов собранных в период деятельности указанного регионального оператора. Так, на 30 августа 2021 года остаточная вместимость полигона ТБО составила 49044,3 тонн. Данный объем сложился из последней характеристики объекта размещения отходов (11 января 2016 года) и данных статистического учета за период деятельности регионального оператора, которые ежегодно представляются в Южно-Сибирское Межрегиональное Управление Росприроднадзора Эксплуатирующей организацией полигона ТБО в период с 30 августа 2018 года по 30 августа 2021 года являлось МУП Романовского района Алтайского края «Коммунальщик» (лицензия № (22)-1523-СГР от 14 сентября 2016 года).

26 августа 2020 года, т.е. фактически через 2 года после начала осуществления деятельности в качестве регионального оператора Алейской зоны (т. 2 л.д. 21) ООО «Спецобслуживание-Центральное» направило в адрес МУП Романовского района «Коммунальщик» предложение о заключении договора на оказание услуг по приему и обращению (складированию, размещению) ТКО на объекте размещения отходов, включенном в ГРОРО, расположенном в с. Романово, с приложением проекта договора, с просьбой приложить копию лицензии на право размещения отходов. Ответа не получено.

25 сентября 2020 года ООО «Спецобслуживание-Центральное» обратилось к Главе Романовского района с просьбой пояснить сложившуюся ситуацию (т. 2 л.д. 20).

В ответе от 12 октября 2020 года № 844 (т. 1 л.д. 19) администрация Романовского района Алтайского края сообщила, что МУП «Коммунальщик» не имеет лицензии на размещение отходов, не имеет установленный тариф для захоронения отходов и не эксплуатирует полигон ТБО, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 22:38:020702:1104, площадью 41939 кв.м. При проектировании полигона расчет объема размещаемых отходов производился, исходя из потребностей с. Романово и не рассчитан на размещение отходов Алейской зоны.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 11 ноября 2020 года на обращение ООО «Спецобслуживание-Центральное» по вопросу размещения ТКО на полигоне в с. Романово Минприроды Алтайского края направило в адрес администрации Романовского района Алтайского края письмо о недопущении нарушений по размещению ТКО и препятствию работы регионального оператора (т. 2 л.д 121-122)

Как следует из письма от 09 ноября 2020 года № 3012 (т. 1 л.д. 20-21) ООО «Спецобслуживание-Центральное» в адрес Южно-Сибирского Межрегионального Управление Росприроднадзора, указанный ответчик просил сообщить, возможно ли размещение отходов на полигоне в с. Романово, включенном в ГРОРО, без оформленной лицензии, без договора с собственником ввиду его фактического отсутствия, согласно ответу на которое (т. 1 л.д. 22-23) осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) влечет за собой нарушение Закона № 89-ФЗ, а также Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон № 99-ФЗ). Основания для исключения МУП Романовского района «Коммунальщик» из ГРОРО отсутствуют.

По факту нарушений требований законодательства в адрес ООО «Спецобслуживание-Центральное» внесено представление, которое указанным ответчиком оставлено без исполнения (т. 1 л.д. 15,16)

Разрешая спор при изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), постановления Правительства РФ от 12 октября 2020 года № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО» объекты размещения ТКО предназначены для хранения видов отходов, выделенных из состава ТКО (за исключением отходов органического происхождения), предназначенных для дальнейшего обезвреживания, и (или) утилизации, и (или) захоронения и иными нормативными и локальными правовыми актам, регулирующими спорные правоотношения, установив, что в нарушение установленных требований при завершении деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное», не обеспечило вывоз ТКО, размещенных на земельном участке с кадастровым номером 22:62:010201:36 в соответствии с территориальной схемой на полигон, предназначенный для захоронения отходов, тем самым, не приняв меры по восстановлению нарушенных земель и контролю за их состоянием после окончания эксплуатации земельного участка, переданного на основании договора субаренды, который согласно виду разрешенного использования земельного участка предназначен для размещения и складирования промышленных и твердых бытовых отходов, а не для захоронения ТКО, накопленные ТКО образовывают загрязнение почвы и атмосферы в связи с частым тлением ТКО, удовлетворил требования Алейского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия ООО «Спецобслуживание-Центральное» по соблюдению схемы потоков ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края, возложив на указанного ответчика обязанность собранный объем твердых коммунальных отходов на территории г. Алейска и Алейского района Алтайского края в период деятельности в качестве регионального оператора разместить в соответствии с утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 мая 2019 года № 880 территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края. Суд исходил из того, что действия ответчика угрожают окружающей среде и здоровью граждан.

Выводы суда о обоснованности исковых требований прокурора в части размещения ответчиком отходов на полигоне в с.Романово, основаны на приказе Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 мая 2019 года № 880, утвердившего территориальную схему обращения с отходами Алтайского края, согласно которой ТКО, собранные на территории г. Алейска и Алейского района в период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» в качестве регионального оператора, следовало размещать на полигон, расположенный в с. Романово Алтайского края (Романовский район, с. Романово, 1046 м. к северо-востоку, площадью 41939 кв.м.). Как следует из выписки из ЕГРН в отношении указанного земельного участка вид разрешенного использования – для размещения полигона твердых бытовых отходов, его категория – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л.д. 163-169).

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии настоящим законом.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 24.6 указанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Правил № 1156, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 Правил № 1156).

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона № 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно п.1 абз. 1 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Доводы жалобы о том, что полигон в с.Романово не предназначен для нужд других районов и не может вместить указанный судом объем отходов, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им правовую оценку.

Действительно, согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 24 мая 2019 года № 880, утвердившего территориальную схему обращения с отходами Алтайского края, согласно которой ТКО, собранные на территории г. Алейска и Алейского района в период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» в качестве регионального оператора, следовало размещать на полигон, расположенный в с. Романово Алтайского края (Романовский район, с. Романово, 1046 м к северо-востоку, площадью 41939 кв.м.).

Как следует из выписки из ЕГРН в отношении указанного земельного участка вид разрешенного использования – для размещения полигона твердых бытовых отходов, его категория – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 2 л.д. 163-169).

Указанная территориальная схема действовала до 20 сентября 2021 года, т.е. в период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» в качестве регионального оператора Алейской зоны, на момент завершения им своей деятельности 30.08.2021, схема являлась действующей.

При этом в рамках рассмотрения дела не представлено доказательств того, что мощность полигона в с. Романово не позволит разместить ТКО, собранный в период деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» в качестве регионального оператора Алейской зоны, в объеме 8417,079 куб.м.

Указанный полигон ТКО включен в ГРОРО (номер 22-00040-З-00255-240517) и внесен в территориальную схему обращения с отходами Алтайского края, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года № 1193.

Факт обращения администрации района с заявлением об исключении полигона из территориальной схемы не влияет на законность вынесенного решения.

На момент разрешения спора, а также рассмотрения апелляционной жалобы указанный полигон ТКО из территориальной схему обращения с отходами Алтайского края не исключен.

Соответственно, принятие решений по вопросу зоны обслуживания, расположенным в с. Романово, в силу закона не входит в компетенцию администрации района.

То обстоятельство, что на данный момент Арбитражным судом Алтайского края рассматривается дело по иску о возложении на ООО «Спецобслуживание-Центральное» разместить определенный объем ТКО на том же полигоне на законность решения городского суда не влияет. Доводы о том, что решением Бийского городского суда установлен объем ТКО, подлежащий размещению на полигоне, расположенном в с. Романово, могут быть высказаны участниками процесса в арбитражном процессе для решения вопроса о возможности полигона.

Судом при возложении на ответчика обязанности произвести предусмотренные законом действия по размещению отходов обоснованно применены нормы краевого законодательства, действующие на момент завершения деятельности ООО «Спецобслуживание-Центральное» в качестве регионального оператора Алейской зоны (и в период такой деятельности).

Между тем указанный ответчик, будучи региональным оператором Алейской зоны в период с 30 августа 2018 года по 30 августа 2021 года, как хозяйствующий субъект, не был лишен возможности при наличии препятствий со стороны администрации Романовского района Алтайского края, бездействия со стороны МУП Романовского района «Коммунальщик», учитывая, что указанное юридическое лицо в тот период являлось действующим и обладало соответствующей лицензией, в судебном порядке требовать исполнения указанными субъектами обязательств в целях исполнения возложенных на ООО «Спецобслуживание-Центральное» законом и соглашением № 595/18-ДО обязанностей.

Так, согласно п. 2.3.1 соглашения № 595/18-ДО региональный оператор обязан осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой, руководствуясь основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с ч. 10 ст. 24.6 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Вопреки доводам жалобы администрации, у суда не имелось оснований для размещения указанного ТКО на полигоне в с. Усть-Калманка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года № 1193 утверждена территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, согласно которой ТКО, собранные на территории г. Алейска и Алейского района, следует размещать на полигон, расположенный в с. Усть-Калманка Усть-Калманского района Алтайского края (эксплуатирующая организация ООО «Полигон-Сервис»).

Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:54:030101:530, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир-село, участок находится примерно в 6,2 км. по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира – Алтайский край, Усть-Калманский район, с Усть-Калманка, площадь участка – 39929 кв.м., вид разрешенного использования – под размещение, хранение, захоронение, накопление отходов производства и потребления, а также размещение объектов сортировки бытового мусора и отходов (т. 2 л.д. 175-178).

Указанный земельный участок на основании договора аренды от 25 июля 2019 года № 09/01/19 передан муниципальным образованием Усть-Калманский район Алтайского края на срок с 25 июля 2019 года по 12 июля 2031 года ООО «Полигон–Сервис» под размещение, хранение, захоронение, накопление отходов производства и потребления, а также размещение объектов сортировки бытового мусора и отходов (т. 3 л.д. 21-24).

27 января 2023 года ООО «Полигон–Сервис» обратилось в администрацию Усть-Калманского района с просьбой расторгнуть договор аренды земельного участка с кадастровым номером 22:54:030101:530, эксплуатируемого как полигон ТКО. Материалы дела не содержат сведений о том, что на дату разрешения спора договор расторгнут.

По сообщению ООО «Полигон–Сервис», администрации Усть-Калманского района, 17 марта 2022 года проведен осмотр земельного участка (кадастровый номер 22:54:030101:530) на предмет оценки объема полезной площади для складирования ТКО. В ходе осмотра, а также после изучения картографического материала установлено, что общая площадь земельного участка составляет 3,9 га, однако большая часть участка занята под чаши для жидких бытовых отходов и обваловку. Полезная площадь земельного участка, пригодная для размещения ТКО, составляет 0,7 га. В связи с этим, а также на основании расчетов, произведенных ООО «Полигон-Сервис» в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утверждена Министерством строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года) остаточная вместимость полигона составляет 7031,7 тонн (т. 2 л.д. 55-59).

Оценив представленные доказательства, суд обоснованно сделал вывод о том, что проектная мощность полигона в с. Усть–Калманка не позволяет размещение спорных ТКО на указанном полигоне ТКО.

Кроме того, при утверждении приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20 сентября 2021 года № 1193 территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, согласно которой ТКО, собранные на территории г. Алейска и Алейского района, следует размещать на полигон, расположенный в с. Усть-Калманка Усть-Калманского района Алтайского края (эксплуатирующая организация ООО «Полигон-Сервис»), размещение на указанном полигоне спорных ТКО не предусматривалось, поскольку они накоплены и складированы в период действия предыдущего приказа.

Возложение на Администрацию Романовского района Алтайского края решением Романовского районного суда от 17 марта 2022 года обязанности организовать работу по приведению полигона твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 22:38:020702:1104 с местоположением: примерно в 1046 м к северо-востоку от жилого дома по адресу: с. Романово, ул. Лермонтовская, 41, Романовского района Алтайского края, в соответствие с пунктами 238, 243, 249, 250, 253, 256, 257, 264, 265 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2012 № 3 не отменяет обязанности регионального оператора, не содержит императива о приостановлении деятельности полигона.

Определением Алтайского краевого суда от 28.06.2023 по представлению прокурора отменено определение Романовского районного суда Алтайского края от 19.04.2023 о предоставлении Администрации Романовского района Алтайского края отсрочки исполнения вышеуказанного решения, заявление о предоставлении отсрочки оставлено без удовлетворения. Судья суда апелляционной инстанции счел причины неисполнения решения суда неуважительными.

Таким образом, доводы жалобы о несоответствии полигона нормам СанПин не ведут к отмене решения суда, иное означало бы освобождение ответчика от исполнения обязанности в силу незаконного бездействия администрации района.

Соблюдение требований по классам опасности ТКО при их транспортировки размещении на полигоне относится к вопросам исполнения решения суда, поскольку такие требования подлежат соблюдению участниками правоотношений по обращению с отходами в силу прямого указания закона.

Отказ суда в удовлетворении требований прокурора о возложении на ООО «Мега - Рециклинг» обязанности принять собранный ООО «Спецобслуживание-Центральное» объем ТКО на территории г. Алейска и Алейского района основан на нормах закона, поскольку у ООО «Мега-Рециклинг» лицензия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности отсутствует.

Данное обстоятельство не влияет на законность решения суда по доводам жалобы Администрации Романовского района Алтайского края, поскольку отсутствие на данный момент лицензии у ООО «Мега-Рециклинг» не являлось основанием для освобождения ООО «Спецобслуживание-Центральное» от исполнения обязанностей, возложенных на него законом в период его деятельности как регионального оператора.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.13 ст.5 Устава МО Романовский район Алтайского края к вопросам местного значения относится организация утилизации бытовых и промышленных отходов.

Полигон находится в собственности муниципального образования «Романовский район Алтайского края», вопросами передачи в аренду данного муниципального имущества для использования по прямому назначению также обязана заниматься администрация.

При этом в силу требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Доводы жалобы третьего лица в целом не влияют на выводы суда и в силу ч.6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не влекут отмену правильного по существу решения суда первой инстанции.

Апелляционная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда не содержат, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену правильного по существу судебного акта.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Бийского городского суда Алтайского края от 2 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к ней третьего лица Администрации Романовского района Алтайского края оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.07.2023

33-5748/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Алейский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО Мега-Рециклинг
ООО Спецобслуживание-Центральное
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
ООО «ЭКОСТАР»
Администрация Родинского района Алтайского края
Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора
Администрация г.Алейска
Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края
Администрация Усть-Калманского района Алтайского края
ООО «Полигон-Сервис»
ООО «Цветовод»
Администрация Романовского района Алтайского края
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю
ООО «Экотранс»
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Алейска Алтайского края
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
15.06.2023Передача дела судье
05.07.2023Судебное заседание
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2023Передано в экспедицию
05.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее