03RS0004-01-2021-006252-51
2а-4664/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года город Уфа
Республика Башкортостан
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,
при секретаре Хасановой А.А.,
с участием помощника прокурора Мосякиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе о продлении Санникову Ю. И. срока административного надзора и установлении дополнительных административных ограничений,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе обратилось в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Санникова Ю.И. на 2 года установлен административный надзор с соответствующими административными ограничениями.
Решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ указанный срок административного надзора продлен на 6 месяцев с установлением дополнительных ограничений.
Санников Ю.И., находясь под административным надзором, в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
В силу того, что совершение поднадзорным названных административных правонарушений является основанием для продления срока административного надзора и установления дополнительных административных ограничений, просит продлить установленный срок административного надзора на 6 месяцев и дополнить ранее установленное административное ограничение ограничением в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в период времени с 22 час. 00 мин. до 07 час. 00 мин., если это связано с исполнением трудовых обязанностей.
Представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе Газизов А.Ф. заявленные требования по изложенным в иске доводам поддержал, просил их удовлетворить.
Санников Ю.И., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявлением просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.
Помощник прокурора Мосякина Я.Г. в своем заключении, руководствуясь установленными по делу обстоятельствами, полагала возможным продление поднадзорному срока административного надзора и установление заявленного дополнительного административного ограничения.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В силу ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.
Из материалов дела следует, что судом предприняты все необходимые меры для своевременного извещения административного ответчика о времени и месте слушания по делу, который не представил доказательств лишения его возможности присутствовать в судебном заседании, в том числе в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, указанное свидетельствует о реализации ими своих прав в ходе административного судопроизводства в объеме самостоятельно определенном для себя, а потому суд, руководствуясь указаниями Постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 № 808 и от 08.04.2020 № 821 и разъяснениями Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, не усмотрев препятствий для разрешения дела в отсутствие Санникова Ю.И. в порядке ст. 150 КАС РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие такового.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Основания, порядок установления, продления и прекращения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) и Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как следует из ч. 3 ст. 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. п. 1 и 2) ст. 3 названного Федерального закона на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Как следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Санникова Ю.И. установлен административный надзор сроком на два года со следующими ограничениями:
- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства один раз в месяц;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
- запрещение выезда за пределы административно-территориальных границ города Уфы Республики Башкортостан без уведомления отдела полиции;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., если это не связано с исполнением трудовых обязанностей.
Указанные ограничения Санникову Ю.И. установлены в силу того, что он, как лицо, отбывшее наказание за совершение особо тяжкое преступление в виде лишения свободы и имеющее непогашенную судимость, совершил в течение одного года два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения суда, в отношении ответчика заведено дело административного надзора (Заключение о заведении дела административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого установлены административные ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ.
В тот же день Санников Ю.И. ознакомлен с административными ограничениями своих прав и свобод, графиком прибытия поднадзорного на регистрацию, а также предупрежден о том, что административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ст. 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случаях, предусмотренных ст. 7 Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Изложенная правовая позиция подтверждена в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Из п. 13 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также следует, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административных правонарушений, предусмотренных п. 2 ч.3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности.
Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В силу названного нормативного регулирования, решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Санникову Ю.И. продлен установленный решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ срок административного надзора на шесть месяцев и дополнительно к установленным названными судебным актом административным ограничениям установлены ограничения в виде:
- запрещения пребывания в специализированных местах продажи спиртных напитков;
- обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства два раза в месяц.
Изучением материалов дела установлено, что Санников Ю.И., находясь под надзором, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность:
- ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Мелкое хулиганство), за совершенное им ДД.ММ.ГГГГ правонарушение и подвергнут соответствующему административному наказанию;
- ДД.ММ.ГГГГ привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Мелкое хулиганство), за совершенное им ДД.ММ.ГГГГ правонарушение и подвергнут соответствующему административному наказанию.
Из материалов дела не следует, что Санников Ю.И законность привлечения его к административной ответственности в установленном законом порядке оспорил, назначенное ему наказание исполнил.
При таких обстоятельствах, учитывая условия совершения административного правонарушения, их характер, суд, в отсутствие оснований, исключающих возможность продления срока административного надзора, время погашения судимости, приходит к выводу о необходимости продления Санникову Ю.И. срока административного надзора на 6 (шесть) месяцев.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
При рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административных правонарушений, предусмотренных п. 2 ч.3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения. (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
По смыслу изложенного, дополнения ранее установленных административных ограничений могут быть установлены в случаях, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», то есть совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 4 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах (п. 1); запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях (п. 2); запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (п. 3); запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4); обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (п. 5). Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).
Как указано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Кроме того, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание на то, что при установлении административного ограничения также должно учитываться: образ жизни, сведения о жизненных обстоятельствах, характеристики и характеризующие личность данные, обстоятельства совершения им преступления, правонарушения, поведение после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах, когда Санников Ю.И., находясь под надзором, в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, суд, учитывая обстоятельства совершенных административных правонарушений, их характер, а также руководствуясь установленными Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» правилами и условиями дополнения имеющихся ограничений, приходит к выводу о необходимости дополнения ранее установленных поднадзорному административных ограничений, сокращением времени пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения, а именно:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в период времени с 22 часов 00 минут до 07 часов 00 минут ежедневно, кроме случаев, связанных с трудовой деятельностью по трудовому договору.
Конкретизация ранее назначенного административного ограничения не противоречит Федеральному закону «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», о чем прямо указано в абз. 3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Продление срока административного надзора и установление указанных дополнительных административных ограничений в отношении Санникова Ю.И. является необходимой, а учитывая характер совершенных им правонарушений, вынужденной, и, соответственно, обоснованной и достаточной мерой предупреждения совершения поднадзорным новых преступлений, других правонарушений или антиобщественного поведения, направленной на оказание на него индивидуального профилактического и воспитательного воздействия, защиты государственных и общественных интересов.
Руководствуясь ст.273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.3 ст.4, 7 Федерального закона 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░ 00 ░░░░░ ░░ 07 ░░░░░ 00 ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░