2-3457/2023
50RS0033-01-2023-003504-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2023 года г. Орехово-Зуево
Орехово-Зуевский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Щипанова И.Н.,
при секретаре Вербиной А.А.,
с участием истца Алексеева И.П.,
представителя ответчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Орехово-Зуевская областная больница» Комлевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева И. П. к ГБУЗ МО «Орехово-Зуевская областная больница» о расторжении договора о целевом обучении,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев И.П. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Орехово-Зуевская областная больница» с требованиями о расторжении договора № о целевом обучении, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Алексеевым И. П. в лице его законного представителя Алексеевой Н. А. и ГБУЗ МО «Орехово-Зуевская центральная городская больница» и о взыскании судебных расходов по оплате госпошлины.
Требования мотивированы тем, что сторона ответчика ненадлежащим образом исполняет свою обязанность, предусмотренную п.3 Договора по предоставлению ему мер социальной поддержки в виде ежемесячных выплат стипендии в размере 3 000 руб. Этот срок превышает 6 месяцев. На письменное уведомление о расторжении договора, направленное в марте 2023 г. ответчику, получен письменный отказ.
В судебном заседании сторона истца на иске настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. При этом пояснил, что в настоящее время его обучение в ФИО1 национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова окончено. Выплаты систематически задерживались, иногда на 3 месяца, иногда на 6 месяцев, один раз задержали выплату на 1 год. Сейчас у ответчика перед ним нет задолженности по указанным выплатам. Он окончил обучение и устроился на работу, но не к ответчику.
Представитель ответчика возражает против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменных возражениях, где указано, что какой-либо задолженности по указанным в иске выплатам у ответчика перед истцом не имеется. При заключении договора истец обязался предоставлять справки о том, что продолжает обучение в учебном заведении не реже 1 раза в семестр. На основании этих сведений ему осуществляется выплата, указанная в договоре. Истец свою обязанность по предоставлению документов исполнял ненадлежащим образом, что приводило к задержкам по начислению ему указанной стипендии. Однако, он несмотря на это продолжал обучение, а намерение расторгнуть договор изъявил за три месяца до окончания своего обучения. По условиям договора истец обязан после окончания обучения устроится к ним на работу, но этого не сделал. Полагает, что истец злоупотребляет своим правом.
Выслушав сторону истца, исследовав доводы искового заявления и письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующему.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Алексеевым И. П. в лице его законного представителя Алексеевой Н. А. и ГБУЗ МО «Орехово-Зуевская центральная городская больница» заключен договор № о целевом обучении.
По условиям данного договора Алексеев И.П. принял на себя обязательства освоить образовательную программу по коду ДД.ММ.ГГГГ. по профессии врач, по специальности – педиатрия, уровень образования – специалитет, реализуемую в ФИО1 национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова, освоить указанную программу и заключить трудовой договор (контракт) на срок не менее трех лет, с организацией, указанной в п. 3 договора - Государственным бюджетным учреждением здравоохранения <адрес> «Орехово-Зуевская областная больница.
В свою очередь ГБУЗ <адрес> «Орехово-Зуевская областная больница» взяло на себя обязательство предоставить гражданину меры социальной поддержки, организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом и обеспечить трудоустройство по окончанию обучения. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 договора организация вправе запрашивать у гражданина информацию о результатах прохождения им промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся.
Исходя из подпункта «а» пункта 3 договора организация обязана предоставить Алексееву И.П. в период его обучения меры социальной поддержки ежемесячно стипендию в сумме трех тысяч рублей.
В пункте 5 договора истец приняла на себя обязательства: а) осваивать образовательную программу по специальности ДД.ММ.ГГГГ. по профессии врач, по специальности – педиатрия, уровень образования – специалитет; б) представить по требованию организации информацию о результатах прохождения промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнения обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся; в) проходить практику, организованную Организацией, в соответствии с учебным, планом; г) соблюдать нормативные акты - организации, в которой организовано прохождение практики" соответствии с учебным планом; д) заключить трудовой договор (контракт) на срок не менее трех лет с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 договора, в течение двух месяцев со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации; е) возместить Организации в течение шести месяцев расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству, предусмотренных настоящим договором; ж) уведомить Организацию об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных, банковских реквизитов (при их наличии) и иных сведений, имеющих значение для исполнения настоящего договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений; з) отработать в организации не менее 3-хлет после окончании обучения в соответствие с полученной квалификацией.
В период обучения сторонами в Договор изменения не вносились, дополнительные соглашения не заключались.
В пункте 8 Договора его стороны определили, что он вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до заключения трудового договора (контракта).
Основания для досрочного прекращения договора согласованы сторонами в пункте 9 договора, где указано, что основаниями для расторжения договора являются: подпункт «а» - отказ организации, осуществляющей образовательную деятельность, в приеме гражданина на целевое место, в том числе в случае, если гражданин не прошел по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
подпункт «б» - неполучение гражданином в течение 6 (шести) месяцев мер социальной поддержки от организации;
подпункт «в» - отчисление гражданина из организации, осуществляющей образовательную деятельность до окончания срока освоения образовательной программы;
подпункт «г» наступление и (или) обнаружение обстоятельств (медицинские или иные показания), препятствующих трудоустройству гражданина в организацию, указанную в подпункте «в» пункта 3 договора.
Истцом Алексеевым И.П. направлялось в адрес ответчика заявление о расторжении указанного договора от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он предлагала в досудебном порядке расторгнуть договор 2 о целевом обучении от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с длительным, более 6 месяцев не получении стипендии. Учитывая, что договором о целевом обучении предусмотрено право истца на досрочное прекращение настоящего договора в связи с неполучением мер социальной поддержки в течение 6 месяцев, принимая во внимание, что Алексееву И.П. стало известно о нарушении обязательств со стороны ответчика с момента, когда такая выплата произведена не была, то есть спустя 6 месяцев обучения и именно с этого момента у истца появились основания заявить о прекращении договора и прекратить взаимное исполнение обязательств сторон, суд установил, что несмотря на это, Алексеев И.П. продолжал принимать исполнение по договору о целевом обучении, тем самым подтверждая действия данного договора и действительность обязательств по данному договору; к ответчику с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки не обращался; по окончании срока обучения получил диплом о высшем образовании, то есть фактически совершил действия, подтверждающие исполнение договора, К ответчику в суд с заявлением о расторжении договора обратился лишь после получения диплома. Таким образом, суд исходит из того, что не получение выплат стипендии не явилось препятствием к получению истцом высшего образования, поскольку он реализовал возможность прохождения обучения на бесплатной основе посредством заключения договора о целевом обучении по выбранной специальности, получил диплом об образовании и квалификации, на что рассчитывал при заключении договора. Принимая во внимание, что в настоящее время процесс обучения завершен, суд пришел к выводу, что оснований для прекращения договора по пп. «б» п. 9 договора, предусматривающему возможность досрочного прекращения договора в случае неполучения гражданином в течение шести месяцев мер социальной поддержки, не имеется. При этом судом также учтено, что доказательств обращения истца к ответчику за осуществлением выплаты стипендии, предоставления ответчику реквизитов для ее получения, отказа истцу в выплате, в материалы дела не представлено, в связи с чем данное поведение Алексеева И.П. расценивается как злоупотребление правом в целях избежания исполнения своей обязанности по заключению с ответчиком трудового договора. Совокупность данных обстоятельств указывает на наличие в действиях истца непоследовательного и противоречивого поведения, которое выразилось в подтверждении договора и принятии его исполнения от другой стороны при наличии оснований для прекращения договора.
Руководствуясь положениями статей 309, 310, 420, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», суд исходит из того, что истец в период обучения с 2017 по 2023 годы не имел намерений расторгнуть заключенный договор, претензии по вопросу невыплаты мер социальной поддержки не предъявлял, желания расторгнуть договор возникло у истца накануне окончания срока обучения, истец продолжал обучение, не установив обстоятельств, являющихся основанием для вывода о том, что ответчиком было допущено нарушение существенных условий договора о целевом обучении, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 310 ГК РФ, ст.ст. 56, 67, 195-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ░░ ░░░░░ № №) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░