Судья Родина Т.А. адм. дело № 33а–6450/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 29 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Шилова А.Е., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Майдановой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО «СЕРВИС ПЛЮС» на решение Самарского областного суда от 13 марта 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ООО «СЕРВИС ПЛЮС» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 12.08.2015 № 15/22с-21, кадастровая стоимость указанного земельного участка по заявлению Общества установлена равной рыночной стоимости в размере 45 441 568 рублей.
Однако рыночная стоимость данного земельного участка согласно отчету об оценке № 25830 от 22.12.2017, выполненному ООО «Центр независимой оценки», составляет 16 835 153,48 рублей.
По мнению административного истца, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» имеются основания для повторного пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО «СЕРВИС ПЛЮС» просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 в размере 16 835 153,48 рублей.
Решением Самарского областного суда от 13 марта 2018 года в удовлетворении заявленных ООО «СЕРВИС ПЛЮС» требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказано.
В апелляционной жалобе ООО «СЕРВИС ПЛЮС» просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Из материалов дела следует, что ООО «СЕРВИС ПЛЮС» является собственником земельного участка с кадастровым №, расположенного по <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и по состоянию на 01.01.2013 составила 80 315 850,48 рублей.
Установлено, что 24.07.2015 ООО «СЕРВИС ПЛЮС» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере его рыночной стоимости.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 12.08.2015 № 15-22с-21 по заявлению Общества и на основании отчета об оценке № 05/05-15/2 от 30.06.2015, выполненного ООО «Независимый кадастровый центр», была установлена кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в размере рыночной стоимости равной 45 441 568 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В настоящее время административным истцом представлен отчет об оценке № 25830 от 22.12.2017, выполненный ООО «Центр независимой оценки», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № составляет 16 835 153,48 рублей, которую Общество просило установить.
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 28).
С учетом изложенного, а также исходя из толкования, данного в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, в случае, если в отношении конкретного земельного участка вступившим в законную силу судебным актом была установлена и внесена в данные Единого государственного реестра недвижимости его рыночная стоимость, то эта рыночная стоимость действует с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, и до момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки земли, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
То есть, приведенные нормы законодательства об оценочной деятельности в их взаимосвязи устанавливают правило, при котором рыночная стоимость земельного участка, установленная комиссией или судом, действует до момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов их очередной кадастровой оценки.
Принимая во внимание, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 12.08.2015 кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере рыночной стоимости – 45 441 568 рублей, суд пришёл к правильному выводу, что оснований для повторного пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке при наличии решения Комиссии от 12.08.2015 не имеется.
Предусмотренное статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности право административного истца на приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью, было реализовано им до обращения в суд посредством обращения в Комиссию.
При данных обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО «СЕРВИС ПЛЮС» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
Доводы апелляционной жалобы ООО «СЕРВИС ПЛЮС» о том, что возможность повторного пересмотра кадастровой стоимости земельного участка законодательством не запрещена, несостоятельны, поскольку основаны на не правильном толковании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Учитывая, что административный истец воспользовался правом на пересмотр результатов кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка через Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, которая его требование удовлетворила и установила кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости – в размере 45 441 568 руб., подлежащую применению до момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов их очередной кадастровой оценки, основания для повторного пересмотра кадастровой стоимости земельного участка и установления новой кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, то есть в размере 16 835 153,48 рублей, на основании отчета об оценке от 22.12.2017, отсутствуют.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, которые могут повлечь отмену судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Самарского областного суда от 13 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «СЕРВИС ПЛЮС» без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи