УИД 68RS0002-01-2021-002991-70 (№ 2-1968/2021)
Дело № 33-456/2022
Судья Макарова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2022 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей Рожковой Т.В., Коростелёвой Л.В.
при ведении протокола помощником судьи Топильской А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления сельского хозяйства Тамбовской области к Григорьевой Н.В. о взыскании средств социальной выплаты
по апелляционной жалобе управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения представителя управления сельского хозяйства Тамбовской области Казаковой С.В., поддержавшей жалобу, Григорьевой Н.В., возражавшей против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее также – Управление) обратилось в суд с иском к Григорьевой Н.В. о взыскании средств социальной выплаты в размере 1 013 040 руб. и процентов за неправомерное пользование денежными средствами, указывая, что в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы (далее – Подпрограмма) управление сельского хозяйства области реализует мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.
На основании представленных в администрацию Мучкапского района Тамбовской области документов Григорьева Н.В. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, ознакомлена с условиями участия в Подпрограмме, необходимостью сообщения обо всех изменениях, которые могут войти в противоречие с условиями участия в Подпрограмме и включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности.
4 апреля 2016 года между Управлением, ответчиком и ее работодателем ООО СХФ «Земледелец» был заключен договор № 3 о предоставлении социальных выплат молодой семье на приобретение жилья (далее – договор), согласно которому Григорьева Н.В. получила социальную выплату в размере 1 013 040 руб. на приобретение индивидуального жилого дома по адресу: Тамбовская область, Мучкапский район, р.п.Мучкапский, ул. ***, и обязана была работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства, в данном случае до 4 апреля 2021 года.
Согласно информации, представленной 12 марта 2021 года администрацией Мучкапского района, 17 сентября 2018 года Григорьева Н.В. была уволена по собственному желанию из ООО СХФ «Земледелец» и с сентября 2018 года работает в финансовом отделе администрации Мучкапского района.
Так как Григорьева Н.В. нарушила условия Подпрограммы и договора, не представила документы, подтверждающие ее трудоустройство в соответствующей сфере в сельской местности в установленный договором срок, она обязана вернуть социальную выплату в полном объеме.
8 апреля 2021 года Управление направило ответчику уведомление о расторжении договора и возврате социальной выплаты в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента получения требования, однако до настоящего времени денежные средства на расчетный счет управления не поступили, в связи с чем ответчик также обязана уплатить проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за период с 15 мая (30 дней с даты получения ответчиком требования) по 22 сентября 2021 года (дата подачи искового заявления) в размере 21 204 руб. 45 коп.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 15 ноября 2021 года в удовлетворении исковых требований управления сельского хозяйства Тамбовской области отказано.
В апелляционной жалобе управление сельского хозяйства Тамбовской области просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 ноября 2021 года отменить и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на то, что Григорьева Н.В. утратила статус члена молодой семьи, не работает в агропромышленном комплексе или социальной сфере. Работа в администрации района не является такой работой в сельской местности, в связи с чем право на социальную выплату у Григорьевой Н.В. не сохраняется.
Обращает внимание на то, что в представленных Григорьевой Н.В. справках о состоянии здоровья отсутствуют ограничения на занятие определенными видами трудовой деятельности в агропромышленном комплексе, доказательств, свидетельствующих о принятии всех мер, направленных на выполнение условия договора о трудоустройстве в соответствующей сфере в 6 месячный срок после расторжения трудового договора с прежним работодателем, Григорьевой Н.В. не представлено.
Считает, что Григорьевой Н.В. не была использована возможность поиска работы в соответствующей условиям договора сфере посредством обращения в Центр занятости населения. Трудовая деятельность и период ее осуществления членом семьи Григорьевой Н.В. – ее супругом также не подтверждает возможность сохранения за семьей права на социальную выплату.
В возражениях на апелляционную жалобу Григорьева Н.В. просит отказать в ее удовлетворении.
Проверив материалы дела и рассмотрев его в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях против нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Григорьева Н.В., *** года рождения, состоит в зарегистрированном браке с Григорьевым Д.А., *** года рождения, имеют двух малолетних детей *** года рождения и *** года рождения (л.д.14,67).
1 октября 2013 года Григорьева Н.В. была принята на работу бухгалтером в ООО СХФ «Земледелец» (л.д.52).
Григорьева Н.В. и члены её семьи (супруг и дети) проживают в р.п. Мучкапский Мучкапского района Тамбовской области по ул. ***.
4 апреля 2016 года в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598 и реализации на территории области мероприятий в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. № 1443, в соответствии с Положением о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 20 января 2014 г. № 37, между Управлением, Григорьевой Н.В. и её работодателем ООО СХФ «Земледелец» был заключен договор № 3 о предоставлении социальной выплаты молодой семье (молодому специалисту) на приобретение жилья в сельской местности (л.д.9-12).
Согласно условиям договора Григорьева Н.В. получает социальную выплату на приобретение жилья в сельской местности и обязана работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения свидетельства (пункт 3.2.4 договора). В пункте 3.1.1 договора указано также, что в случае досрочного расторжения трудового договора Григорьева Н.В. вправе сохранить право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности либо если супруг (супруга) работает по трудовому договору или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности на дату получения выплаты (л.д.10).
Договор может быть расторгнут и выплаченные денежные средства социальной выплаты взысканы с Григорьевой Н.В. в случае невыполнения ею обязательства, предусмотренного в пунктах 3.2.4. и 3.2 договора и в случае неисполнения ею условий, предусмотренных в пункте 3.1.1 договора (л.д.12).
Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности выдано Григорьевой Н.В. 4 апреля 2016 года (л.д.13-14).
19 апреля 2016 года на ее расчетный счет в банке перечислены средства социальной выплаты в размере 1 013 040 руб. (л.д.15-16).
29 апреля 2016 года Григорьева Н.В., ее супруг и дети приобрели в общую равнодолевую собственность жилой дом с земельным участком, расположенные в р.п. Мучкапский Мучкапского района Тамбовской области по ул. ***, стоимостью 1 500 000 руб., из которых стоимость земельного участка 1 000 руб., а жилого дома – 1 499 000 руб. По условиям договора часть денежных средств в размере 1 013 040 руб. должна быть перечислена продавцу в виде социальной выплаты, предоставленной Григорьевой Н.В. на приобретение жилья (л.д.67-70,71-78).
Денежные средства социальной выплаты в размере 1 013 040 руб. перечислены продавцу 23 июня 2016 года (л.д.14).
17 сентября 2018 года Григорьева Н.В. уволена по собственному желанию из ООО СХФ «Земледелец» на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.52).
19 сентября 2018 года Григорьева Н.В. принята на муниципальную службу – главным специалистом финансового отдела администрации Мучкапского района, где работает по настоящее время (л.д.50-53). Здание администрации Мучкапского района расположено на территории р.п. Мучкапский.
12 марта 2021 года в Управление поступило письмо администрации Мучкапского района о том, что Григорьева Н.В. 17 сентября 2018 года расторгла трудовой договор с ООО СХФ «Земледелец» и с сентября 2018 года по настоящее время работает в финансовом отделе администрации Мучкапского района. (л.д. 21).
8 апреля 2021 года Управление направило в адрес Григорьевой Н.В. требование о возврате полученной социальной выплаты в размере 1 013 040 руб. в связи с расторжением договора № 3 о предоставлении социальной выплаты молодой семье (молодому специалисту) на приобретение жилья от 4 апреля 2016 года, которое ответчиком не удовлетворено (л.д.27-30).Супруг Григорьевой Н.В. Григорьев Д.А. с 1 февраля 2012 года осуществлял уход за престарелым, достигшим возраста 80 лет, вплоть до 30 сентября 2021 года, и на приусадебном участке дома имел пасеку (л.д.59-63).
С 1 октября 2021 года Григорьев Д.А. принят на работу разнорабочим к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Ансимову В.А. (л.д.54-55,58). 30 ноября 2021 года Григорьев Д.А. уволен от ИП главы КФХ Ансимова В.А. по собственному желанию на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, 18 января 2022 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является пчеловодство. Дети Григорьевых малолетние Григорьевы Д.Д. и А.Д. учатся в МБОУ «Мучкапская СОШ».
22 сентября 2021 года, полагая, что Григорьева Н.В. нарушила условия договора о необходимости работать у работодателя не менее 5 лет со дня получения свидетельства, а уволившись по собственному желанию, в срок, не превышающий 6 месяцев, не заключила трудовой договор с другим работодателем в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности, Управление обратилось в суд с требованием о взыскании с неё социальной выплаты в размере 1 013 040 руб., а также процентов за неправомерное пользование средствами социальной выплаты.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходя из предписаний пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1, пункта 2 части 2 статьи 5 ФЗ «О развитии сельского хозяйства», федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, действие которой досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544, пункта 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 598, подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. № 1443, правильно определённых и установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, доказательств, оценённых в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно констатировал, что с учётом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильём молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путём предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе досрочное расторжение трудового договора с членом молодой семьи - получателем социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения - без учёта конкретных обстоятельств, приведших к увольнению, в случае если член молодой семьи в срок, не превышающий 6 месяцев, не продолжил работу в сельской местности в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, в том числе путём осуществления предпринимательской деятельности в названных сферах, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты.
Судом первой инстанции сделано верное суждение о том, что увольнение Григорьевой Н.В. 17 сентября 2018 года из ООО СХФ «Земледелец» имело вынужденный характер и было вызвано возникшими проблемами со здоровьем в связи с недостаточно благоприятными условиями труда (л.д.56,57,66). Несмотря на работу главным специалистом в финансовом отделе администрации Мучкапского района (которая не относится к организации социальной сферы, как ошибочно полагала ответчик), Григорьева Н.В. в целях поиска подходящей работы обращалась в организации агропромышленного комплекса, однако не была трудоустроена по причине отсутствия вакансии бухгалтера (л.д.65).
Супруг ответчика Григорьев Д.А. в 2016 году и до 30 сентября 2021 года осуществлял уход за престарелым, достигшим возраста 80 лет, проживающим на территории р.п. Мучкапский. На приусадебном участке принадлежащего Григорьевым дома Григорьев Д.А. имеет пасеку, занимается пчеловодством. Кроме того 18 января 2022 года он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которого является пчеловодство. Дети Григорьевых малолетние Григорьевы Д.Д. и А.Д. учатся в МБОУ «Мучкапская СОШ», расположенном на территории р.п. Мучкапский.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что семья Григорьевых, несмотря на вынужденное увольнение Григорьевой Н.В. из организации агропромышленного комплекса до истечения 5 лет с момента получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты, проживает, учится и работает в сельской местности, Григорьев Д.А. организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, то есть не утратила права на социальную выплату на приобретение жилья в сельской местности.
Такой вывод суда отвечает целям и задачам федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598. Недобросовестных действий со стороны Григорьевой Н.В. и членов ее семьи не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, аналогичны доводам и основаниям иска, были предметом тщательного исследования судом, получили надлежащую правовую оценку в решении суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, указывающие на то, что суд первой инстанции не исследовал какие-либо доказательства, имеющиеся в деле, и не дал им оценки, что могло бы повлиять на судьбу решения суда. По существу жалоба сводится к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции, однако оснований к такой переоценке не приведено, а приведённые нельзя отнести к тем основаниям, которые в соответствии с ГПК РФ могли бы быть таковыми.
Так, указывая, что Григорьева Н.В. уволившись из организации агропромышленного комплекса и поступив на работу в администрацию Мучкапского района, которая не относится к работе в социальной сфере, притом что Григорьев Д.А. на дату получения его супругой социальной выплаты не работал по трудовому договору и не осуществлял индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, нарушила условия Подпрограммы, в связи с чем утратила право на социальную выплату, податель жалобы не учел, что сами по себе указанные обстоятельства, без учета установленного судом, не являются безусловным основанием для взыскания социальной выплаты с лица, ее получившего.
Отсутствие в справках о состоянии здоровья ответчика ограничения на занятие определенными видами трудовой деятельности также не свидетельствует об обоснованности исковых требований, так как Григорьева Н.В. не ссылалась на то, что не может заниматься определенными видами деятельности в агропромышленном комплексе, а указала, что данные справки подтверждают вынужденность увольнения с работы от конкретного работодателя и данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Ссылки в жалобе на то, что Григорьева Н.В. не обращалась в Центр занятости населения для поиска работы в агропромышленном комплексе или социальной сфере, что ознакомление с условиями участия в Подпрограмме свидетельствует о том, что Григорьевой Н.В. было известно и понятно, что администрация Мучкапского района не относится к организации в социальной сфере в сельской местности не подтверждают того, что Григорьева Н.В. утратила право на социальную выплату.
Управлением в жалобе не опровергнуты выводы суда первой инстанции о том, что увольнение ответчика от прежнего работодателя являлось вынужденным, объективных сведений о том, что в р.п. Мучкапском имелись вакантные подходящие рабочие места в агропромышленном комплексе или социальной сфере истец не представил. Материалы дела не содержат относимых, допустимых и достоверных доказательств того, что соответствующим специалистом Управления при заключении договора с Григорьевой Н.В. разъяснялось о том, что работа в администрации района не относится к работе в социальной сфере, тогда как вопреки доводам жалобы из определений понятия «социальная сфера», данных в пункте 35 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам и в пункте 1.7.2 Положения о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области
от 20 января 2014 г. № 37, в редакциях названных положений, действующих на дату заключения договора о предоставлении социальной выплаты, со всей очевидностью для гражданина этого не следует.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления сельского хозяйства Тамбовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 февраля 2022 года.