Решение по делу № 2-4094/2024 от 26.08.2024

Категория 2.102

УИД: 91RS0002-01-2024-011346-86

дело №2-4094/2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 декабря 2024 года                                                город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующий судья Цыкуренко А.С.,

помощник ФИО3,

секретарь Зенгина Д.Д.,

с участием представителя истца – Шимохиной Т.А.,

представителя ответчика – Низкого Д.Г.,

представителя третьего лица – Фисенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго», ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», МВД по Республике Крым, ГУ МЧС России по Республике Крым, о признании незаконным ответа, понуждении совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился с исковым заявлением в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым в котором просил:

- восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированному и проживающему по адресу: <данные изъяты> срок для подачи в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя заявлений для назначения единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации;

- признать за истцом право на назначение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в связи с возникновением чрезвычайной ситуации, сложившейся с 26.11.2023 по 29.11.2024 на территории Республики Крым;

- обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя выплатить истцу единовременную денежную выплату как гражданину, пострадавшему вследствие чрезвычайной ситуации в размере 10 000 рублей;

- обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым включить истца в списки граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации и направить в Министерство груда и социальной защиты Республики Крым.

В ходе рассмотрения дела истцом подано заявление об изменении исковых требований, в соответствии с которым по состоянию на дату рассмотрения дела истец просит:

- признать незаконным ответ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя от 16.02.2024 года № 05/01-05/1358, в котором указано об отказе ФИО1 в назначении единовременной денежной выплаты гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, а также о пропуске 14 дневного срока на обращение за единовременной помощью после расширения зоны чрезвычайной ситуации;

- обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя выплатить истцу единовременную денежную выплату как гражданину, пострадавшему вследствие чрезвычайной ситуации в размере 10 000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован и проживает по <адрес>. С 27.11.2023 по 29.11.2023 вследствие природной чрезвычайной ситуации в <адрес> в <адрес> отсутствовало электроснабжение более 24 часов подряд. Как только истцу стало известно о выплатах в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, он обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя для получения выплат в связи с ЧС. По результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя письмом от 14.02.2024 года истцу отказано в предоставлении выплаты по причине того, что им пропущен срок, установленные п. 7.1 Порядка № 367. По мнению Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя, поскольку его адрес внесен в список ЧС постановлением от 12.12.2024 года (внесении изменений в постановление администрации города Симферополя от 30.11.2023 № 6726), то срок обращения за получением выплат истекает только 26.12.2024 года.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго», ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», МВД по Республике Крым, ГУ МЧС России по Республике Крым.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым в судебном заседании возражал относительно удовлетворения искового заявления, поддержал ранее поданные письменные возражения. Кроме того, пояснил, что согласно справке от 19.06.2024 № 625/2024, содержащейся в материалах дела, Истец является студентом 4 курса сценарнокиноведческого факультета по очной форме обучения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский Государственный Университет Кинематографии имени С.А. Герасимова». Данные обстоятельства свидетельствуют, что истец в момент чрезвычайной ситуации не находился на территории Республики Крым и проживал по адресу: <адрес>, поскольку очная форма обучения подразумевает под собой непосредственное регулярное посещение учебного заведения.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым в судебном заседании поддержал доводы представителя в судебном заседании поддержал доводы ответчика МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым в судебное заседание не явился, ранее направлял письменные возражения, согласно которым просит в удовлетворении иска отказать, поскольку согласно сведениям автоматизированной информационной системы «Социальная поддержка населения Республики Крым» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.. проживающий по адресу: <адрес>. обратился в Департамент труда и социальной зашиты населения администрации города Симферополя с заявлением на назначение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 14.02.2024 на личном приеме специалиста. 16.02.2024 было принято решение отказать в назначении выплаты в соответствии с пунктом 7.1 Порядка № 367. так как обратиться за назначением единовременных денежных выплат, граждане имеют право не позднее 1 месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы Республики Крым единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с указом Главы Республики Крым от 29.11.2023 № 275-У «О природной чрезвычайной ситуации регионального характера» режим чрезвычайной ситуации в Республике Крым, в том числе на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, был введен с 27.11.2023 года. Соответственно, прием заявлений осуществлялся по 26.12.2023 включительно. Постановлением администрации города Симферополя от 30.11.2023 № 6726 «Об определении границ территорий, пострадавших вследствие природной чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее - Постановление № 6726). принятым на основании данных о потребителях, время перерыва электроснабжения которых составило более 24 часов в период действия штормового предупреждения с 26.11.2023 по 29.11.2023 года в редакции от 12.12.2023. согласно письму ГУП РК «Крымэнерго»). определены границы территорий, пострадавших вследствие шквального ветра с указанием наименования улиц, номеров домов и характера повреждений по каждому объекту. В указанном перечне территорий, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, присутствовал адрес: <адрес> (строка ). Учитывая, что заявление ФИО1 поступило в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя позже законодательно установленного срока, у Департамента отсутствуют правовые основания для принятия к рассмотрению заявления на единовременную материальную помощь в связи с чрезвычайной ситуацией после истечения установленного срока.

Представитель третьего лица ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее направлял письменные пояснения, в соответствии с которыми сроки подачи пострадавшим от чрезвычайной ситуации, установленной Указом Главы Республики Крым от 29 ноября 2023 года № 275-У «О природной чрезвычайной ситуации регионального характера», заявления принимались до 26 декабря 2023 года включительно. В исковом заявлении ФИО1 ссылается на постановление администрации города Симферополя № 6898 «О внесении изменений в постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 30.11.2023 № 6726 «Об определении границ территорий, пострадавших вследствие природной чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» допустив ошибку в дате принятия постановление. Истцом в исковом заявлении указана дата принятия Постановления Администрации от 05.02.2024 г. с дальнейшими требованиями, основывающимися на п.7.1 порядка № 367 о месячном сроке. В действительности, постановление Администрации города Симферополь № 6989 было принято 12.12.2023 г. на что и ссылается ДТСЗН в решение об отказе в предоставлении ЕДВ ФИО1 Заявление, написанное ФИО1 от 14.01.2024 доказывает тот факт, что истцом нарушены сроки подачи заявления на Единовременную денежную Выплату. Таким образом, на основании вышеизложенного, ГКУ РК «Центр социальных выплат» не поддерживает исковые требования ФИО1, к Управлению труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании отказа незаконным, обязаны произвести выплату единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС и взыскании судебных расходов. В связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1 просит отказать в полном объеме.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.

Частью 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Информация о дате и времени рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Киевского районного суда г. Симферополя РК.

На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 8).

ФИО1 обратился в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя с заявлением от 14.02.2024 года о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Департаментом было рассмотрено заявление ФИО1, отказано в принятии заявления к рассмотрению и разъяснено, что в соответствии с п. 7.1. Порядка № 367 обратиться за назначением, единовременных денежных выплат, граждане имеют право не позднее 1 месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил ТСЧС Республики Крым.

Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В п. 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с подпунктами «г», «е» пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Действующим на период спорных правоотношений Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928 для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утверждены правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - Правила), которые определяют условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с п. 10 Правил выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных пп. «в» и «г» п. 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении следующих условий:

а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:

проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:

проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.Из вышеприведенных норм права следует, что право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации. При этом право на выплату финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости обусловлено утратой гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Частичной утратой имущества первой необходимости признается утрата более 3 предметов такого имущества.

В соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации. Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Согласно ст. 20 Закона Республики Крым от 09 декабря 2014 года N 25-ЗРК/2014 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», финансовое обеспечение установленных федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: 1) регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Республики Крым; 2) в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Постановлением Совета министров Республики Крым № 367 от 23 мая 2022 года утвержден Порядок и условия назначения и выплаты единовременных выплат гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 1.1 Порядка № 367 Порядок устанавливает механизм, виды и условия предоставления единовременных денежных выплат гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций межмуниципального, регионального характера и (или) федерального характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Право на получение единовременных денежных выплат в случае возникновения чрезвычайной ситуации (далее – единовременная денежная выплата) имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, а также иностранные граждане при соблюдении условий (далее - граждане), предусмотренных пунктом 21 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 (п. 1.2 Правил № 367).

Согласно п. 1.3 Порядка № 367 в целях, определенных настоящим Порядком, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) в порядке, определяемом муниципальными нормативными правовыми актами, создается Комиссия по установлению факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации (далее – Комиссия). 3 Методические рекомендации по работе Комиссии утверждаются актом Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Крым.

Единовременные денежные выплаты гражданам назначаются в следующих размерах: а) единовременная материальная помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в размере 10 тыс. рублей на человека; б) финансовая помощь гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека); в) единовременное пособие членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации; г) единовременное пособие гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера вред здоровью, размер указанного пособия рассчитывается с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека) (п. 1.4 Порядка № 367).

Источником финансового обеспечения расходов, связанных с осуществлением единовременных денежных выплат, являются средства резервного фонда Совета министров Республики Крым и (или) резервного фонда Правительства Российской Федерации (п. 1.6 Порядка № 367).

Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство труда и социальной защиты Республики Крым (п. 1.7 Порядка № 367).

Согласно п. 1.8 Порядка № 367 для получения единовременной денежной выплаты граждане подают в орган труда и социальной защиты населения муниципального образования 4 Республики Крым по месту нахождения жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, в зависимости от вида единовременной денежной выплаты, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка, заявление по форме согласно приложениям 1, 3, 5, 7, в случае подачи заявления законным представителем – по форме согласно приложениям 2, 4, 6, 8 к настоящему Порядку.

Заявление, согласно п. 1.10 Порядка № 367 подается: 1) лично; 2) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ); 3) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (далее - единый портал).

Согласно п. 1.11 Порядка № 367 одновременно с заявлением гражданином представляются: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, подающего заявление, и членов его семьи, указанных в заявлении (копии страниц, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать гражданина, сведения о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, сведения о регистрации по месту жительства, сведения о семейном положении, сведения о детях); 2) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления представителем); 3) документ, подтверждающий факт регистрации рождения ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства (в случае регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства); 4) документ с указанием реквизитов счета гражданина, открытого в российской кредитной организации (копия договора об открытии счета либо банковские реквизиты клиента, выданные российской кредитной организацией).

Согласно п. 7.1 Порядка № 367 обратиться за назначением единовременных денежных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «б» пункта 1.4 настоящего Порядка, граждане имеют право не позднее 6 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил ТСЧС Республики Крым.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 04.12.2023 года № 860 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 23 мая 2022 года № 367»:

- пункт 1.3 изложен в следующей редакции: «1.3. В целях, определенных настоящим Порядком, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) в порядке, определяемом муниципальными нормативными правовыми актами, создаются Комиссии по установлению факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате чрезвычайной ситуации и факта утраты заявителем имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации (далее - Комиссия). Организация работы Комиссии осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными МЧС России»

- в абзаце первом пункта 7.1 слова «6 месяцев» заменены словами «1 месяца».

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров Республики Крым от 04.12.2023 года № 860 действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 29 ноября 2023 года.

Указом Главы Республики Крым от 29.11.2023 года № 275-У «О природной чрезвычайной ситуации регионального характера» постановлено отнести сложившуюся с 26 ноября 2023 года на территории Республики Крым ситуацию, связанную с прохождением комплекса опасных метеорологических явлений, к природной чрезвычайной ситуации регионального характера (в соответствии с подпунктом 2.3.1 подпункта 2.3 и подпунктами 2.4.2, 2.4.4 подпункта 2.4 пункта 2 критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, установленных приказом МЧС России № 429).

Пунктом 2 Указа определена зона природной чрезвычайной ситуации регионального характера на территориях муниципальных образований городской округ Евпатория, городской округ Джанкой, городской округ Саки, городской округ Ялта, городской округ Симферополь, городской округ Алушта, городской округ Судак, Красноперекопский район, Сакский район, Симферопольский район, Белогорский район, Нижнегорский район, Советский район, Черноморский район, Джанкойский район, Красногвардейский район, Бахчисарайский район Республики Крым.

Постановлением администрации города Симферополя от 30.11.2023 № 6726 «Об определении границ территорий, пострадавших вследствие природной чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», принятым на основании данных о потребителях, время перерыва электроснабжения которых составило более 24 часов в период действия штормового предупреждения с 26.11.2023 по 29.11.2023 (в редакции от 12.12.2023, согласно письму ГУП РК «Крымэнерго»), определены границы территорий, пострадавших вследствие шквального ветра с указанием наименования улиц, номеров домов и характера повреждений по каждому объекту. В указанном перечне территорий,    пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, присутствовал адрес: <адрес> (строка ).

Факт отсутствия электрической энергии в жилом доме по адресу: <адрес>, более суток вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, подтверждается Постановлением Администрации г. Симферополя № 6726 от 30.11.2023 года, что не оспаривается сторонами

Отказ в принятии заявления истца о выплате единовременной выплаты по сути сводится к отказу в осуществлении соответствующих выплат в связи с пропуском срока для подачи такого заявления.

Суд полагает ответ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя от 16.02.2024 года № 05/01-05/1358 не соответствующим нормам действующего законодательства, поскольку на правоотношения, связанные с правом на получение единовременной выплаты в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей в Республике Крым с 26.11.2023 года, распространяются положения Постановления Совета министров Республики Крым № 367 от 23.05.2022 года, в редакции Постановления Совета министров Республики Крым от 04.12.2023 года № 860, а поэтому срок на обращения истца для получения данной выплаты составляет 6 месяцев.

Как следует из Постановления Совета министров Республики Крым № 367 от 23.05.2022 года до изменений, срок на обращение за назначением единовременной выплаты в размере 10 000 руб. составлял 6 месяцев со дня введения режима ЧС (п. 7.1).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 04.12.2023 года № 860 внесены изменения в п. 7.1 Постановления Совета министров Республики Крым № 367 от 23.05.2022 года, которым срок на обращение за получением указанной выплаты уменьшен до 1 месяца. При этом в постановлении указано, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 29.11.2023 года.

Принимая во внимание, что режим ЧС был объявлен в Республике Крым с 26.11.2023 года, истец правомерно обратился за получением единовременной выплаты в 6 месячный срок. Аналогичная позиция изложена в апелляционном определении Верховного Суда Республики Крым от 11.09.2024 года по делу 33-9021/2024.

Доводы ответчика о том, что истец должны были обратиться за получением данной выплаты к ответчику в месячный срок, а поэтому правом на ее получение не обладает, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку законодатель субъекта Российской Федерации в лице Республики Крым сам определил период, с которого начинают действовать изменения первоначального Порядка и условий назначения и выплаты единовременной помощи, что не противоречит действующему законодательству.

В связи с изложенным суд признает незаконным ответ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя от 16.02.2024 года № 05/01-05/1358 об отказе ФИО1 в назначении единовременной денежной выплаты гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации.

Как указывалось ранее, право на получение имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации (п. 1.2 Правил № 367).

Истец ФИО1 является лицом, зарегистрированным по адресу: <адрес>. Факт отсутствия электрической энергии в жилом доме по адресу: <адрес>, более суток вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, подтверждается Постановлением Администрации г. Симферополя № 6726 от 30.11.2023 года.

Доводы ответчика о непроживании истца по указанному адресу в связи с обучением по очной форме обучения в ФГБОУ ВО «Всероссийский Государственный Университет Кинематографии имени С.А. Герасимова», не опровергают доводов истца о нарушении его прав в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со статьей 12 ГК РФ.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).

В соответствии с пп. «в» и «г» пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 года № 1928 размер единовременной материальной помощи при наступлении ситуации чрезвычайного характера при отсутствии утраты имущества составляет 10000 руб. на человека.

Принимая во внимание изложенное, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о возложении обязанности произвести начисление и выплатить единовременную выплату в размере 10 000 рублей.

В процессе судебного рассмотрения истец не настаивал на возмещении судебных расходов, в связи с чем, данный вопрос не разрешается судом в силу ст.98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, -

р е ш и л :

исковые требования ФИО1 к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым, ГУП РК «Крымэнерго», ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», МВД по Республике Крым, ГУ МЧС России по Республике Крым, о признании незаконным ответа, понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать незаконным ответ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя от 16.02.2024 года № 05/01-05/1358 об отказе ФИО1 в назначении единовременной денежной выплаты гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации.

Обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Симферополя начислить и выплатить ФИО1 единовременную денежную выплату как гражданину, пострадавшему вследствие чрезвычайной ситуации в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.12.2024 года.

Судья                                                                                А.С. Цыкуренко

2-4094/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шимохин Богдан Сергеевич
Ответчики
МКУ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым
Администрация города Симферополя Республики Крым
Другие
ГУ МЧС России по Республике Крым
ГУП РК "Крымэнерго"
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым
ГКУ РК "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым"
МВД по Республике Крым
Суд
Киевский районный суд г. Симферополь
Дело на сайте суда
kiev-simph.krm.sudrf.ru
26.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2024Передача материалов судье
28.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.10.2024Предварительное судебное заседание
08.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2024Судебное заседание
17.12.2024Судебное заседание
19.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее