Решение по делу № 2а-886/2021 от 09.03.2021

УИД № 66RS0024-01-2021-000769-91

Дело № 2а-886/2021

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма 08 апреля 2021 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,

при секретаре Коноплине П.А.,

с участием: представителя административных истцов Беленького А.А., представителя административного ответчика – Черемных Е.В., старшего помощника прокурора г. Верхняя Пышма – Медведевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Корякиной Ирины Григорьевны, Рощиной Нины Юрьевны к администрации городского округа Верхняя Пышма о признании недействующим пункта 1 приложения №2 в части утверждения нормативов на отопление к Постановлению Главы городского округа Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 «Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами городского округа Верхняя Пышма в 2008 году» (в редакции от 30.10.2008) противоречащим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

административные истцы Корякина И.Г., Рощина Н.Ю. обратились в суд с административным иском к администрации городского округа Верхняя Пышма (далее – администрации ГО Верхняя Пышма) с вышеназванными требованиями.

В обоснование иска указали, что постановлением Главы городского округа Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 «Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами городского округа Верхняя Пышма в 2008 году» были утверждены и введены в действие с 01.01.2008 нормативы потребления на отопление (приложение №2 пункт 1). Текст постановления был официально опубликован в газете «Красное знамя», № 2, 10.01.2008. Квитанциями МУП «ВРЦ» за период с октября 2020 года по декабрь 2020 года подтверждается применение норматива по отоплению, установленного пунктом 1 Приложением №2 к Постановлению Главы городского округа Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 «Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами городского округа Верхняя Пышма в 2008 году». Полагают, что пункт 1 приложения №2 в части утверждения нормативов на отопление к Постановлению Главы городского округа Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 «Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами городского округа Верхняя Пышма в 2008 году» противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Так, в Свердловской области органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. Постановлением РЭК Свердловской области от 31.07.2019 № 84-ПК «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области», вступающим в силу с 01.01.2022 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области. На момент разрешения административного дела нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению РЭК Свердловской области не утверждены, поэтому по общему правилу на территории данной области продолжают действовать нормативы, установленные органами местного самоуправления по состоянию на 30.06.2012. Вместе с тем, решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28.08.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 13.11.2012, Постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011 №2385 в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии было признано незаконным, так как используемая администрацией ГО Верхняя Пышма, при расчете норматива потребления отопления методика, не соответствует Правилам №306, и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 13.11.2012. Утрата силы нормативным правовым актом или его частью означает невозможность его применения. В связи с вышеизложенным, Постановление Администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011 №2385 в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии в редакции, действующей на 30.06.2012, не подлежит применению. Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 06.07.2020 пункт 1 Приложения № 2, в части утверждения нормативов на отопление к постановлению администрации городского округа Верхняя Пышма от 13.12.2010 № 2481 «Об оплате жилья, нормативов потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2011 году» (с изменениями, внесенными постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма № 951 от 06.06.2011), был признан противоречащими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и недействующим с момента принятия, то есть с 13.12.2010. Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 08.06.2020 пункт 1 Приложения № 2 к Постановлению администрации городского округа Верхняя Пышма от 30.12.2009 № 1817 «Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2010 году» в части утверждения нормативов на отопление был признан противоречащим действующему законодательству и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Нормативы на отопление, утвержденные оспариваемым постановлением воспроизводят нормативы на отопление, утвержденные Постановлением от 30.12.2011 №2385 и Постановлением главы от 30.12.2009 года №1817, признанные судом недействующими, то есть административный ответчик осуществил правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим, при этом суд уже ранее признал дифференциацию нормативов на отопление по поставщикам энергетических ресурсов незаконным. Таким образом, обстоятельства незаконности расчета норматива на отопление по поставщикам уже была установлена судебными актами по делам №2-1494/2012, №2а-834/2020 и не подлежит доказыванию.

В судебном заседании представитель административных истцов Беленький А.А., действующий на основании доверенности, требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика Черемных Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, представила отзыв на иск, в котором указала, что одновременно с настоящим иском подано еще два административных иска о признании недействующими постановлений администрации ГО Верхняя Пышма от 19.01.2007, от 13.01.2009. В каждом иске истец ссылается на факт применения оспариваемого норматива на отопление в квитанциях с октября по декабрь 2020 года. Применение норматива за разные периоды невозможно одновременно, поэтому истец необоснованно ссылается на применение данного норматива. Доказательства применения спорного норматива на отопление в квитанции отсутствует. Доказательств принятия нормативного правового акта с нарушением части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации не представлено. В свою очередь норматив, установленный на 2008 год, отменен постановлением администрации ГО Верхняя Пышма от 13.01.2009. В деле нет ни одного доказательства применения норматива в настоящее время. Основания утверждать, что данный документ является действующим, отсутствуют. В связи с чем факт применения ранее спорного норматива не имеет правового значения.

Старший помощник прокурора г. Верхняя Пышма Медведева М.А. полагала требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Административные истцы в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Верхнепышминского городского суда в сети интернет: http://www.verhnepyshminsky.svd.ru. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителей административных истцов и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками жилых помещений расположенных в г. Верхняя Пышма<данные изъяты>.

Постановлением Главы городского округа Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 «Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами городского округа Верхняя Пышма в 2008 году» были утверждены и введены в действие с 01.01.2008 нормативы потребления на отопление для граждан, не имеющих приборы учета (приложение №2 пункт 1). Текст постановления был официально опубликован в газете «Красное знамя», № 2, 10.01.2008.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Регулирование нормативов потребления тепловой энергии на отопление относится к сфере жилищного законодательства, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 13.08.2010, нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила N 306).

При этом, согласно пунктам 2 и 4 Правил № 306 (в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258), уполномоченными на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами являлись органы местного самоуправления; в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в первоначальной редакции органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.На основании данного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Свердловской области принято постановление от 12.09.2012 № 990-ПП «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01.07.2016», согласно которому при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области на период до 01.07.2016 порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», следует использовать нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» пункт 2.4 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354), устанавливающий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30.06.2012, сохраняется до 01.01.2022.

Как следует из приведенных норм в их взаимной связи, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем в сфере регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг, допустило использование нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, принятых до 30.06.2012, без приведения их в соответствие с изменениями, внесенными в Правила № 306.

В Свердловской области органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области»).

Постановлением РЭК Свердловской области от 31.07.2019 № 84-ПК «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области», вступающим в силу с 01.01.2022 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области

На момент разрешения настоящего административного дела нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению РЭК Свердловской области не утверждены, поэтому по общему правилу на территории данной области продолжают действовать нормативы, установленные органами местного самоуправления по состоянию на 30.06.2012.

Вместе с тем, решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 28.08.2012, вступившим в законную силу 13.11.2012 постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011 №2385 в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии было признано незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 13.11.2012, так как используемая администрацией ГО Верхняя Пышма, при расчете норматива потребления отопления методика не соответствует Правилам №306.

Таким образом, постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011 №2385 в части утверждения нормативов потребления тепловой энергии в редакции, действующей на 30.06.2012, не подлежит применению.

Кроме того, решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 06.07.2020 пункт 1 Приложения № 2, в части утверждения нормативов на отопление к постановлению администрации городского округа Верхняя Пышма от 13.12.2010 № 2481 «Об оплате жилья, нормативов потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2011 году» (с изменениями, внесенными постановлением администрации городского округа Верхняя Пышма № 951 от 06.06.2011), был признан противоречащими части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и недействующим с момента принятия, то есть с 13.12.2010.

Также решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 08.06.2020 пункт 1 Приложения № 2 к Постановлению Администрации городского округа Верхняя Пышма от 30.12.2009 № 1817 «Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2010 году» был признан противоречащим действующему законодательству в части утверждения нормативов на отопление и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Как следует из вышеуказанных решений в силу подпункта «д» пункта 5 Правил №306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Пунктом 9 Правил № 306 предусмотрено, что нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома.

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил № 306).

Таким образом, при определении нормативов потребления услуги по отоплению должны учитываться степень благоустройства домов, их конструктивные и технические параметры.

Согласно таблице №7 «Форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению» (приложение № 2 к Правилам № 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999 года и после 1999 года), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).

Жилой фонд в ГО Верхняя Пышма состоит из одно, двух, трех, четырех, пяти, девятиэтажных домов, и установление норматива потребления коммунальной услуги по отоплению без учета этажности, года постройки, степени благоустройства, а также конструктивных и технических параметров многоквартирных жилых домов ГО Верхняя Пышма противоречит Правил № 306.

Признавая постановление администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011 № 2385 «Об оплате жилья, нормативах потребления коммунальных услуг для граждан городского округа Верхняя Пышма в 2012 году» незаконным, суд признал установленным, что принятое органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий оспариваемое постановление от 30.12.2011 не соответствует подпункту «д» пункта 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку утвержденные нормативы дифференцированы в зависимости от поставщика услуг, что влечет нарушение прав потребителей (жильцов домов), пользующихся данной коммунальной услугой.

Нормативы на отопление, утвержденные Постановлением главы ГО Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 воспроизводят нормативы на отопление, утвержденные Постановлением главы администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2011 №2385, а также нормативы на отопление, утвержденные Постановлением главы администрации ГО Верхняя Пышма от 30.12.2009 №1817, признанные судом недействующими вышеуказанными решениями Верхнепышминского городского суда Свердловской области.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

Таким образом, незаконность расчета норматива на отопление на основании дифференциации поставщиков коммунального ресурса установлена судебными актами и не подлежит доказыванию.

При этом, квитанциями МУП «ВРЦ» за период с октября 2020 года по декабрь 2020 года подтверждается применение норматива по отоплению, установленного пунктом 1 Приложением №2 к Постановлению Главы городского округа Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 «Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами городского округа Верхняя Пышма в 2008 году», из чего следует, что оспариваемый нормативно-правовой акт был применен в отношении административных истцов и не перестал затрагивать их прав.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не подлежащим применению, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 215 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку пункт 1 приложения №2 к Постановлению Главы городского округа Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 «Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами городского округа Верхняя Пышма в 2008 году» применялся к административным истцам, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с администрации ГО Верхняя Пышма в пользу административных истцов подлежат взысканию понесенные ими в связи с рассмотрением дела судебные расходы, а именно расходы в общей сумме 300 рублей по оплате государственной пошлины при подаче административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск Корякиной Ирины Григорьевны, Рощиной Нины Юрьевны удовлетворить полностью.

Признать пункт 1 приложения №2 в части утверждения нормативов на отопление к Постановлению Главы городского округа Верхняя Пышма от 29.12.2007 № 3948 «Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами городского округа Верхняя Пышма в 2008 году» (в редакции от 30.10.2008) противоречащим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации городского округа Верхняя Пышма в пользу Корякиной Ирины Григорьевны, Рощиной Нины Юрьевны в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по 150 рублей в пользу каждого.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления - газете «Красное знамя».

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья М.П.Вершинина

2а-886/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рощина Нина Юрьевна
Корякина Ирина Григорьевна
Ответчики
Администрация ГО Верхняя Пышма
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Судья
Вершинина Марина Павловна
Дело на сайте суда
verhnepyshminsky.svd.sudrf.ru
09.03.2021Регистрация административного искового заявления
10.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Дело оформлено
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее