Решение по делу № 2- 127/2014 (2- 5547/2013;) от 01.10.2013

РЕШЕНИЕ

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2014 года Черемушкинский районный суд Москвы в составе судьи Проценко Л.В., при секретаре Илларионовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-127/14 по заявлению Кудрявцева <данные изъяты>, Гимадеевой <данные изъяты>, Ахмылова <данные изъяты>, Злотниковой <данные изъяты>, Пчелина <данные изъяты>, Станкевича <данные изъяты> о признании незаконными и недействительными с момента утверждения Заключения Государственной экологической экспертизы по внесению изменений в документацию по образованию особо охраняемых природных территорий, с момента принятия Приказа Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 06 июля 2012 года № 283/ГЭЭ,

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконными и недействительными Заключения Государственной экологической экспертизы с момента ее утверждения, Приказа Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 06 июля 2012 года № 283/ГЭЭ с момента его принятия, указывают, что Государственная экологическая экспертиза (далее -ГЭЭ) не содержит выводов о соответствии документов и (или) документации обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям и соответствующей заданию на проведение экологической экспертизы; проектная документация экспертами не рассматривалась, ГЭЭ не соответствует принципам обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу, гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; при проведении ГЭЭ нарушено право граждан на участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) указанного ГЭЭ, нарушено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, оспариваемый приказ от 06.07.2012 был опубликован до срока опубликования информации об организации и проведения ГЭЭ на сайте Департамента природопользования г.Москвы (до 07.07.2012), в основу ГЭЭ были положены некомплектные, не соответствующие требованиям законодательства материалы ОВОС, а именно в них не были включены материалы по информированию общественности о проекте, а также материалы общественных обсуждений объекта ГЭЭ, в том числе материалов ОВОС, с гражданами, общественными организациями (объединениями), заключение ГЭЭ не содержит указание на площадь исключаемой территории из ООПТ под объекты гаражного назначения, не учтены границы и режимы особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.

Заявители полагают, что оспариваемый Приказ и ГЭЭ приняты с нарушением п.1.1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе», п.1 ст.11, п.2 т. 13 Закона РФ «Об охране окружающей среды» и нарушает права граждан на участие в принятии решений по осуществлению хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду указанного объекта ГЭЭ, просят признать заключение Государственной экологической экспертизы по внесению изменений в документацию по образованию особо охраняемых природных территорий незаконным, недействительными с моменты утверждения, признать приказ Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 06 июля 2012 года № 283/ГЭЭ незаконным, недействительным с момента принятия.

В судебное заседание заявители не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявляли, причин неявки суду не сообщили.

Представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее - Департамент) требования заявителей не признали и суду пояснили, что оспариваемые заключение ГЭЭ и приказ Департамента не нарушают прав заявителей, что также отражено во вступившем решении Московского городского суда от 23 октября 2012 года, а также заявили о пропуске заявителями сроков, предусмотренных ст. 256 ГПК РФ, на обращение в суд с настоящим заявлением, настаивали на рассмотрении дела по существу.

С учетом мнения представителей Департамента, а также отсутствие доказательств уважительности отсутствия заявителей, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей, признав их неявку неуважительной.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения требований заявителей по следующим основаниям.

Статьей 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Статьей 256 ГПК РФ предусмотрено, что: 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В судебном заседании представители Департамента заявили о пропуске заявителями трехмесячного срока, в течение которого они имели право обратиться в суд с заявленными требованиями.

Судом установлено, что оспариваемый Приказ издан 06.07.2013. Из содержания заявления Кудрявцева Д.С., Гимадеевой И.Ф., Ахмылова Ю.Л., Злотниковой Т.В., Пчелина Д.Ф. и Станкевича С.И. следует, что представление оспариваемого заключения ГЭЭ 18 октября 2012 в судебное разбирательство Московского городского суда стало основанием для его оспаривания по настоящему делу и обращения в суд с настоящим заявлением.

Как следует из материалов дела, согласно штампу суда в суд заявители с настоящим заявлением обратились 21 января 2013 года (т.1 л.д. 1).

Таким образом, суд полагает, что заявителями пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с данными требованиями, поскольку предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок на обжалование оспариваемых Приказа и заключения ГЭЭ истек 06.10.2013. Доказательств того, что заявителя и не знали о содержании оспариваемого заключения ГЭЭ до 18.10.2012 суду не представлено, равно как не приведено суду иных уважительных причин пропуска установленного ст. 256 ГПК РФ срока на обращение в суд за защитой права.

Разрешая требования заявителей по существу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня является материалы о внесения изменений в документацию материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, что также корреспондируется с пунктами 4, 7 Перечня объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 8 мая 2007 г. № 336-ПП.

Из содержания части 1 статьи 14 указанного Закона следует, что государственная экологическая экспертиза указанного выше объекта проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям упомянутого закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Пунктом 3.2.3 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утверждённого Приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 мая 2000 № 372, общественности предоставляется возможность ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии.

Согласно пункту 1.2 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в городе Москве, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 5 декабря 2006 года № 947-ПП, экспертиза проводится уполномоченным органом Правительства Москвы в области государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.

В соответствии с пунктом 1.8.2 Положения о Департаменте, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. № 939-ПП, (в редакции постановления Правительства Москвы от 28.06.2011 г. № 284-ПП), постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 296-ПП, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы является уполномоченным органом Правительства Москвы в области экологической экспертизы.

Как пояснил в судебном заседании представитель Департамента, 30 марта 2012 года в ходе совещания у Мэра Москвы отдельным заместителям Мэра Москвы, руководителю Департамента, председателю Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, префектам административных округов города Москвы было поручено обеспечить совместную детальную проработку вопросов корректировки границ особо охраняемых природных территорий города Москвы с учётом необходимости вывода их из состава территорий, занятых плоскостными автомобильными стоянками (парковками), как ошибочно включённых в границы особо охраняемых природных территорий города Москвы.

20 апреля 2012 года заместителем Мэра Москвы начальнику Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и руководителю Департамента было поручено проведение обследования особо охраняемых природных территорий, природных и озеленённых территорий на предмет нахождения на них объектов гаражного назначения.

В период с 02 мая по 01 июня 2012 года Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы произведено обследование объектов недвижимости в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения - объектов гаражного назначения.

В июне 2012 года ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы» в отношении особо охраняемых природных территорий, в границах которых размещены объекты гаражного назначения, была произведена оценка воздействия на окружающую среду и подготовлены материалы проекта по внесению изменений в документацию по образованию особо охраняемых природных территорий.

Доводы заявителей о том, что население города Москвы не было ознакомлено с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду 28.06.2012, опровергаются представленными по делу доказательствами (т.1 л.д. 65-67, т.4 л.д. 1-22, 112-129), из которых усматривается, что обсуждение с общественностью материалов проекта проводилось, о чем составлены протоколы и утверждены главами Управ районов г.Москвы, а также соответствующая информация публиковалась в средствах массовой информации.

Приказом Департамента от 02.07.2012 № 274/ГЭЭ утвержден состав экспертной комиссии для проведения государственной экологической экспертизы.

В период со 02 по 06 июля того же года экспертной комиссией были исследованы представленные на изучение материалы, изготовленные ГУП «Научно-исследовательский и проектным институтом генерального плана города Москвы» и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в результате чего было изготовлено положительное заключение Государственной экологической экспертизы, которое 06 июля 2012 года было утверждено приказом Департамента от 283/ГЭЭ.

Доводы заявителей о незаконности представленных на исследование экспертам материалов ОВОС ввиду наличия в тексте указанных представленных в суд материалов упоминания постановления Правительства Москвы от 18 июля 2012 года № 338-ПП суд полагает необоснованными по следующим основаниям.

Представители Департамента суду пояснили, что пункт материалов ОВОС «характеристики намечаемой деятельности» был уточнён в части, касающейся реквизитов принятого постановления, при этом содержание материалов представленных на общественное обсуждение, на исследование экспертам и в суд по своей сути тождественны.

Исследовав материалы ОВОС, суд приходит к выводу, что наличие в тексте представленных в суд материалах реквизитов постановления Правительства Москвы, принятого впоследствии, в том числе по результатам оспариваемого заключения ГЭЭ, не вносит изменение в ключевое содержание документа, поскольку сведения об объектах природного назначения, земельных участках, на которых расположены объекты гаражного назначения, экологические и технические оценкам остались неизменными.

Кроме того, законность оспариваемого заключения ГЭЭ было предметом рассмотрения Московского городского суда, вступившим в законную силу решением которого от 23.10.2012 по иску граждан об оспаривании в части Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы», Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 «О защите зеленых насаждений», Закона города Москвы от 11 апреля 2012 года № 12 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» и статью 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 «О защите зеленых насаждений», полностью постановления Правительства Москвы от 18 июля 2012 года № 338-ПП «О реализации статьи 3 Закона города Москвы от 11 апреля 2012 года № 12 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» и статью 8 Закона города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 «О защите зеленых насаждений» установлено, что проведенная государственная экологическая экспертиза соответствует положениям федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей природной среды, а доводы заявителей об обратном суд отклонил как не обоснованные.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований заявителей не имеется, поскольку оспариваемые Приказ и Заключение ГЭЭ их права и свободы не нарушают, а также истек срок на предъявление в суд соответствующих требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Кудрявцева <данные изъяты>, Гимадеевой <данные изъяты>, Ахмылова <данные изъяты>, Злотниковой <данные изъяты>, Пчелина <данные изъяты>, Станкевича <данные изъяты> о признании незаконными и недействительными с момента утверждения Заключения Государственной экологической экспертизы Государственной экологической экспертизы по внесению изменений в документацию по образованию особо охраняемых природных территорий, с момента принятия Приказа Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 06 июля 2012 года № 283/ГЭЭ - отказать.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Черемушкинский районный суд г.Москвы в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                                           Л.В.Проценко

Решение в окончательной форме принято 20 января 2014 года

2- 127/2014 (2- 5547/2013;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудрявцев Д.С.
Гимадеева И.Ф.
Станкевич С.И.
Ахмылов Ю.Л.
Пчелин Д.Ф.
Злотникова Т.В.
Суд
Черемушкинский районный суд Москвы
Дело на сайте суда
cheremushinsky.msk.sudrf.ru
01.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.10.2013Передача материалов судье
01.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2013Судебное заседание
18.11.2013Судебное заседание
06.12.2013Судебное заседание
15.01.2014Судебное заседание
20.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2014Дело сдано в канцелярию
13.03.2014Дело оформлено
15.01.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее